СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Педагогические этапы формирования художественного вкуса в коллективе»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Педагогические этапы формирования художественного вкуса в коллективе»

Просмотр содержимого документа
««Педагогические этапы формирования художественного вкуса в коллективе»»

Введение.

В процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные. Это не означает, что они несовместимы с рациональностью, то есть иррациональны. Нерациональные процедуры и операции производятся различными участками мозга на основе особых биосоциальных закономерностей, которые действуют независимо от воли и сознания человека. В чем же специфика нерациональных механизмов познания? Зачем они нужны, какую роль играют в процессе познания? Для ответа на эти вопросы нам нужно выяснить, что такое интуиция и творчество.

В реальной жизни люди сталкиваются с быстро меняющимися ситуациями. Поэтому наряду с решениями, основанными на общепринятых нормах поведения, им приходится принимать нестандартные решения. Такой процесс обычно и называется творчеством.

Платон считал творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. Христианская традиция считала творчество высшим проявлением божественного в человеке. Кант считал творчество отличительной чертой гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например научная,— удел в лучшем случае таланта, но подлинное творчество, доступное великим пророкам, философам или художникам,— всегда удел гения. Огромное значение придавали творчеству как особой личностной характеристике философы-экзистенциалисты. Представители психоанализа, особенно Фрейд, Юм и Кречмер, относя творчество целиком к сфере бессознательного, гипертрофировали его неповторимость и невоспроизводимость и, по существу, признавали его непознаваемость и несовместимость с рациональным познанием.

Механизмы творчества до сих пор изучены еще недостаточно. Тем не менее, можно с определенностью сказать, что творчество представляет собой продукт биосоциальной эволюции человека. Уже в поведении высших животных наблюдаются, хотя и в элементарной форме, акты творчества. Крысы после многочисленных попыток находили выход из крайне запутанного лабиринта. Шимпанзе, обучавшиеся языку глухонемых, усваивали не только несколько сот слов и грамматические формы, но и конструировали иногда отдельные, совершенно новые предложения, встречаясь с нестандартной ситуацией, информацию о которой они хотели передать человеку. Очевидно, что возможность к творчеству заложена не просто в биофизической и нейрофизиологической структурах мозга, но в его «функциональной архитектуре». Она представляет собой особую систему организованных и взаимосвязанных операций, осуществляемых различными участками мозга.

С их помощью вырабатываются чувственные образы и абстракции, переработка знаковой информации, хранение информации в системе памяти, установление связей между отдельными элементами и блоком памяти, вызов хранимой информации из памяти, группировка и перегруппировка (комбинирование) различных образов и абстрактных знаний и т. д. Поскольку по своей биологической и нейрофизиологической структуре мозг человека качественно сложнее мозга всех высших животных, то и его функциональная архитектура качественно сложнее. Это обеспечивает необычайную, практически не поддающуюся оценке возможность переработки новой информации.

Особую роль здесь играет память, то есть хранение ранее полученной информации. Она включает оперативную память, постоянно употребляемую в познавательной и предметно-практической деятельности, краткосрочную память, которая за небольшие интервалы времени может быть задействована для решения часто повторяющиеся однотипных задач; долгосрочную память, хранящую информацию, которая может понадобиться в больших интервалах времени для решения относительно редко возникающих проблем.

В каком же соотношении находятся рациональный и творческий процессы в познавательной и практической деятельности? Деятельность людей целесообразна. Для достижения определенной цели приходится решать ряд задач и подзадач. Одни из них могут быть решены с помощью типовых рациональных приемов. Для решения других требуется создание или изобретение нестандартных, новых правил и приемов. Это происходит, когда мы сталкиваемся с принципиально новыми ситуациями, не имеющими точных аналогов в прошлом. Вот здесь-то и необходимо творчество. Оно представляет собой механизм приспособления человека в бесконечно разнообразном и изменчивом мире, механизм, обеспечивающий его выживание и развитие. При этом речь идет не только о внешнем, объективном, но и о внутреннем, субъективном мире человека, бесконечном разнообразии его переживаний, психических состояний, настроений, эмоций, фантазий, волевых актов и т. д.

Эта сторона дела не может быть охвачена рациональностью, включающей в свой состав гигантское, но все же конечное число правил, норм, стандартов и эталонов. Поэтому творчество не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением. Одно без другого просто не могло бы существовать. Творчество поэтому не иррационально, то есть не враждебно рациональности, не анти рационально, как думали многие мыслители прошлого, оно не от бога, как думал Платон, и не от дьявола, как полагали многие средневековые теологи и философы.

Напротив, творчество, протекая подсознательно или бессознательно, не подчиняясь определенным правилам и стандартам, в конечном счете, на уровне результатов может быть консолидировано с рациональной деятельностью, включено в нее, может стать ее составной частью или в ряде случаев привести к созданию новых видов рациональной деятельности. Это касается и индивидуального, и коллективного творчества. Так, художественное творчество Микеланджело, Шостаковича, научное творчество Галилея, Коперника, Лобачевского стало составной частью культуры и науки, хотя в своей непосредственной изначальной форме оно не соответствовало устоявшимся шаблонам, стандартам и эталонам.

Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, то есть способностями к выработке новых приемов деятельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем, познанию неизвестного. Каждый ребенок, познавая новый для него окружающий мир, овладевая языком, нормами и культурой, по существу, занимается творчеством. Но с точки зрения взрослых, он овладевает уже известным, обучается уже открытому, проверенному. Поэтому новое для индивида не всегда является новым для общества. Подлинное же творчество в культуре, политике, науке и производстве определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости. Примером творческого подхода к политике может служить новое политическое мышление, разработанное нашей партией, благодаря которому за последние годы были достигнуты серьезные успехи в решении международных проблем.

Что же образует механизм творчества, его пружину, его отличительные особенности? Важнейшим из таких механизмов является интуиция. Древние мыслители, например Демокрит и особенно Платон, рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. В отличие от обычного чувственного зрения, дающего информацию о преходящих явлениях, не представляющих большой ценности, умозрение, согласно Платону, позволяет подняться до постижения неизменных и вечных идей, существующих вне и независимо от человека.

Декарт считал, что интуиция позволяет отчетливо и ясно усматривать идеи, заключенные в нашей душе. Но как именно «устроена» интуиция, никто из них не пояснял. Несмотря на то что последующие поколения европейских философов по-разному толковали интуицию (Фейербах, например, считал, что она коренится не в усмотрении высших идей, а в самой чувственности человека), мы до сих пор очень мало продвинулись в понимании ее природы и механизмов. Именно поэтому интуиция и связанное с ней творчество не могут быть в сколько-нибудь полной и удовлетворительной форме описаны системой правил.

Однако современная психология творчества и нейрофизиология позволяют с уверенностью утверждать, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов. К ним относятся: 1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти; 2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи; 3) четкое осознание задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения (доказательство теоремы, создание художественного образа, нахождение конструкторского или военного решения и т. д.), удовлетворяющего сформулированной задаче. Нередко такое решение приходит в самое неожиданное время, когда сознательная деятельность мозга ориентирована на решение других задач, или даже во сне. Известно, что знаменитый математик Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время прогулки по берегу озера, а Пушкин придумал нужную ему поэтическую строку во сне.

Однако ничего таинственного в творческой деятельности нет, и она подлежит научному изучению. Маркс подчеркивал, что творчество — это прежде всего «дьявольски серьезное дело, интенсивнейшее напряжение». Эта деятельность осуществляется мозгом, но она неидентична набору выполняемых им операций. Еще четверть века назад была обнаружена так называемая право-левая асимметрия мозга. Экспериментально было доказано, что у высших млекопитающих правое и левое полушария мозга выполняют разные функции. Правое в основном перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов, левое же осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение, вырабатывает и хранит рациональные, в том числе логические, правила.

Целостный процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций и знаний, выполняемых этими полушариями. Если в результате болезни, травмы или хирургического вмешательства связь между ними нарушается, то процесс познания становится неполным, неэффективным или вообще невозможным. Однако право-левая асимметрия возникает не на нейрофизиологической, а на социально-психологической основе в процессе воспитания и обучения. Она связана также с характером предметно-практической деятельности. У детей она четко фиксируется лишь в возрасте четырех-пяти лет, а у левшей функции полушарий распределены противоположным образом: левое полушарие выполняет функции чувственного, а правое — абстрактного рационального познания.

В процессе творчества и интуиции совершаются сложные функциональные переходы, в которых на каком-то этапе разрозненная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, соответственно осуществляемая левым и правым полушариями, внезапно объединяется, приводя к получению искомого результата, к озарению, к некоему творческому воспламенению, которое воспринимается как открытие, как высвечивание того, что ранее находилось во мраке бессознательной деятельности. Именно это имел в виду Б. Пастернак, когда писал:

Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь.


Педагогические этапы формирования художественного вкуса.

Разрыв между воспитанием и самовоспитанием художественного вкуса наблюдается чаще всего там, где не учитываются социально-психологические факторы воспитания, не уделяется внимание педагогическим проблемам художественной практики.

Художественный вкус формируется и непосредственно на занятиях, и во внеучебном общении коллектива, особенно по музыкальным интересам и сопряженным с ними интересом к освоению других видов искусства. Чем интенсивнее и дольше занимаются музыканты в ансамбле, тем яснее они сознают необходимость расширения музыкального кругозора и познания других видов искусства.

Художественная деятельность в коллективе помогает устанавливать связи с другими профессиональными музыкальными коллективами, постигать образцы художественного мышления, восприятия, исполнительского творчества. Художественное творчество в ансамблевом коллективе утверждает красоту эмоций и чувств, поднимает культуру чувств, вырабатывает умение видеть красоту самой жизни, адекватно оценивать реальность и ее воплощение в художественных образах. Проблемы формирования художественного вкуса решаются в коллективе в интересах внутреннего развития личности. Важное значение имеет переход участников от начального, как правило, низкого, уровня художественного вкуса к более высокому.

В формировании художественного вкуса участников ансамблевых коллективов как процесса необходимо выделить три существенных момента:

1) восприятие музыкальных произведений;

2) оценка этих произведений;

3) исполнение.

В педагогическом руководстве по воспитанию художественного вкуса нередко основное внимание уделяется третьему этапу - исполнительству, техническому мастерству, в то время как все названные этапы процесса развития художественного вкуса необходимо рассматривать в органической связи.

Восприятие характеризуется глубиной и продолжительностью, полнотой и обостренностью. К качествам этого показателя относятся сила, богатство и широта чувств, адекватность переживаемому, опора на знания в области искусства, прочность, интеллектуальность, непосредственность и образность. При высоком уровне художественного вкуса восприятие образное, глубокое, прочувствованное, сосредоточенное, на основе прочных и широких искусствоведческих знаний, чувство продолжительное, гамма переживаний широкая, присутствует полная адекватность переживаемому, высокая культура чувств, хорошая восприимчивость к передовому, новаторскому.

Оценка произведения включает в себя всесторонность охвата, осознанность, понимание особенностей различных видов искусства, адекватность, обоснованность, убежденность, непосредственность, яркость, опору на теоретические знания, избирательность. При высоком уровне развития художественного вкуса участника ансамбля его оценка, как правило, полная, всесторонняя, адекватная всем качествам художественного произведения (форма, содержание, средства воплощения, стилевые черты, особенности языка различных видов искусства), точная и неповторимая. Музыкант глубоко осознает и ясно понимает особенности и специфику различных видов искусства. Его оценки аргументированы и убедительны, основаны на широких искусствоведческих знаниях.

Исполнение требует наличия и проявления практических навыков и умений в различных видах искусства. Здесь важна степень развития исполнительских качеств, их стабильность, виртуозность. При высоком уровне этого показателя исполнительские качества хорошо развиты и реализуются в художественной деятельности. Обучающийся обладает навыками профессионального мастерства, в исполнении виртуозен, тщательно отрабатывает музыкальный материал с учетом специфики и особенностей произведения. Имеет достаточный опыт в исполнении произведений искусства.

Учебно-воспитательный процесс в ансамблевом коллективе представляет собой взаимодействие преподавателя со всем коллективом и конкретными личностями. Это взаимодействие зависит от: музыкальной компетентности сторон (участников и преподавателей), уровня педагогической подготовки преподавателей, развитости музыкальных интересов и их сопряженности с социальными интересами общества, статуса личности в коллективе, а также от стабильности и нравственного здоровья коллектива.

В педагогическом взаимодействии используется творческий потенциал преподавателя и участника, воспитательный потенциал произведений искусства. Верно замечено, что художественная деятельность приносит плоды лишь тогда, когда сопровождается художественно-образовательной работой и активным знакомством с произведениями искусства.

От качественного состояния художественной деятельности участника ансамбля и преподавателя на занятиях зависит успех учебно-воспитательного процесса по формированию художественного вкуса. В то же время методическое, организационное совершенство каждой формы учебно-воспитательного процесса влияет на содержание художественной деятельности и ее результаты.

В процессе воспитания художественного вкуса методы собственно художественного воспитания неразрывно переплетаются с методами педагогического воздействия. От умений преподавателя и коллектива соединять эти методы во многом зависит формирование художественного вкуса участников. Художественный интерес к занятиям в ансамблевом коллективе необходимо направлять так, чтобы усвоение техники исполнения сочеталось как можно более естественно и гармонично с широким художественным и музыкальным образованием. Отношение обучающихся к занятиям определяется мотивацией художественной деятельности. Участники ансамблевого коллектива видят значимость и привлекательность учебных занятий в развитии исполнительских навыков и раскрытии своих музыкальных способностей.

Преподаватель воспитывает художественный вкус не абстрактно, а на конкретном музыкальном материале и исходя из реальных способностей конкретных лиц, с учетом их возраста и индивидуальности. При проведении занятий необходимо учитывать уровень специальной подготовки участников ансамбля, их художественного вкуса, чтобы вся последующая работа была направлена на его дальнейшее повышение и развитие. Специальная подготовка включает в себя владение инструментом в техническом и музыкальном отношении, развитые слух, память, чувства. Учебная деятельность организуется как творческая деятельность.

В помощь преподавателю по воспитанию художественного вкуса дана характеристика доминирующей (преобладающей) деятельности преподавателя и обучающихся на индивидуальных, групповых и ансамблевых занятиях в восприятии, оценке и исполнении музыкальных произведений (таблица 1). Предлагаемый набор видов деятельности необязательно должен применяться в комплексе. Преподаватель сам решает, какие из них, в какой последовательности и частоте он будет использовать на данном занятии. В процессе работы могут возникать новые педагогические ситуации, разрешение которых должно учитывать непременное движение к главной цели - достижению высокого уровня развития художественного вкуса.

Так, при индивидуальной работе преподаватель использует ассоциации, сравнения и тем самым развивает образное мышление обучающихся. Методическая помощь и систематический контроль в индивидуальной работе обучающихся предполагают использование всего комплекса художественно-выразительных средств инструмента, что требует, в свою очередь, наличия этих знаний и умений у преподавателя.

В таблице 1 показана художественная и организационно-методическая деятельность преподавателя во время индивидуальных занятий. Преподаватель стремится направлять художественную деятельность обучающихся в важнейшие, отправные моменты формирования художественного вкуса, добиваясь ответного проявления необходимых способностей к восприятию, оценке и исполнению музыкальных произведений.

Доминирующие виды деятельности (художественной, методической, организаторской) во взаимодействии преподавателя и обучающихся, направленные на формирование художественного вкуса, отражены в таблице1.

Самостоятельная работа над произведением требует от обучающихся больших физических и волевых усилий, определенной очередности в работе над материалом, настойчивости, усидчивости, хорошего физического состояния (в том числе хорошего состояния исполнительского аппарата), постоянных коррекций строя во время занятий.

На индивидуальных занятиях в работе над аккомпанирующей партией преподаватель должен объяснить значение партии в партитуре, раскрыть художественный образ произведения, конкретно поставить художественную задачу для данной партии. Индивидуальную самостоятельную работу необходимо разнообразить групповой и ансамблевой.

На групповых занятиях преподаватель также имеет возможность вести работу по совершенствованию исполнительского мастерства участников, воспитанию их художественного вкуса. Практический опыт ведения занятий в классе ансамбля способствует формированию в ансамбле двух основных групп: ансамблевых и фактурных. В задачу преподавателя входит наиболее целесообразное объединение исполнителей в фактурные группы, от чего зависит эффективность этой работы. Обычно выделяют группу мелодических, аккомпанирующих и ударных инструментов, что отвечает принципу фактурной функциональности и способствует художественной выразительности произведения.

Для преподавателя самым важным является глубокое, всестороннее восприятие и оценка музыкального произведения участником, развитие и совершенствование его ансамблевых качеств. Таким образом, участник ансамбля направляет свои усилия на глубокое и всестороннее восприятие и оценку музыкального образа, средств художественной выразительности, качественное исполнение ансамблевой партии в группе, выполнение преподавательских показов.

В процессе занятий в группе у участников ансамбля вырабатывается навык слушания не только себя, но и рядом сидящего, ответственность за ансамбль. Тщательная отработка сложных технических мест воспитывает критическое отношение к своей работе, умение правильно и объективно оценивать свою игру и игру других участников ансамбля. В противном случае участники ансамбля плохо сыгрываются, переоценивают свои возможности, вступают в конфликты, могут не справиться с поставленными задачами.

Работа над отдельными эпизодами формирует у участников ансамбля ответственность перед коллективом. При повторении партии необходима продуманность и точность аппликатуры, дыхания, нужно осмысленное и рациональное проигрывание. Такая скрупулезная работа сплачивает коллектив, дает возможность ощущать радость совместного творчества. Только в процессе коллективной художественной деятельности появляются отношения взаимопомощи, взаимоподдержки, творческого сотрудничества.

Представляется полезным приглашать на групповые занятия других музыкантов ансамбля, которые бы знакомились со звучанием отдельных инструментов, их партий и всей группы, фактурой и особенностями музыки в данной группе. После каждого группового занятия преподаватель анализирует его (с учетом мнений всех участников ансамбля) и намечает дальнейшие пути реализации своего плана исполнительского замысла. В зависимости от результатов занятий, качества звучания и особенностей исполнения партий преподаватель корректирует, иногда изменяет трактовку произведения и первоначальный исполнительский замысел.

На занятиях ансамбля усилия коллектива направляются на изучение и отработку главных эпизодов произведения, преподаватель обращает внимание на смысловое значение каждой темы, части, раздела произведения, сообразуясь с характером, вызывает у участников образные ассоциации, выстраивает весь тематический материал в стройную систему логического музыкального развития. Немаловажное значение для воспитания художественного вкуса имеет уровень и последовательность исполнительских требований преподавателя к ансамблю. Они должны быть достаточно высокими, но корректными и выполнимыми, стимулируя совершенствование мастерства участников, их самовоспитание, желание расширять свой музыкальный и художественный кругозор.

Взаимодействие преподавателя и участников на ансамблевых занятиях заключается в том, что преподаватель добивается всестороннего восприятия музыкального произведения объяснением особенностей его звучания, шлифовкой ансамблевых навыков, анализом исполнения, прослушиванием, работой над цельностью произведения, его характером, музыкальным образом. Он обеспечивает эмоционально глубокое восприятие, адекватное переживаемому, основывая его на знаниях в области искусства (через репертуар, достаточный диапазон ансамблевых упражнений и приемов), развивает образные ассоциации.

Участник ансамбля стремится глубоко и образно воспринять форму и содержание произведения, идею, выразительность исполнительских средств, характер музыкального образа, обоснованность трактовки произведения. Он проявляет широкую гамму чувств большой силы от всестороннего, полного и адекватного прочувствования музыкального произведения, художественного образа, идейно-образного содержания; эмоционально ощущает темп, ритм, кульминационные подъемы, агогические изменения.

Преподаватель формирует и другой показатель художественного вкуса: всестороннюю общую оценку музыкального произведения (по его основным качествам), навык обоснования оценки в соответствии с истинной ценностью произведения. Соответственно, участник ансамбля стремится объективно оценить идейно-художественную направленность произведения, средства художественной выразительности, характер, форму, содержание; проявляет понимание специфики жанра произведения, дает адекватную оценку соответствия формы и содержания произведения, средств воплощения, проникновения исполнителей в музыкальный образ, соблюдения стиля композитора, соответствия замысла композитора трактовке преподавателя, традициям исполнения данного произведения.

При исполнении произведения преподаватель развивает исполнительские качества участников, чувство меры, ответственности за исполнительское решение и его обоснование. Участник ансамбля соблюдает нужный (заданный) темп, динамику, штрихи, исполнительский ансамбль, стремится достичь легкости, виртуозности в исполнении, мастерства в различных видах техники, привносит элементы импровизационности, собственное отношение к исполнению. Он стремится реализовать исполнительскую концепцию преподавателя, воплотить идейно-образное содержание произведения с учетом особенностей жанра, стиля композитора. При исполнении он соблюдает темп, характер музыки, четко следует авторским указаниям, преподавательским показам, во взаимодействии с группой и всем ансамблем проявляет собственные художественные возможности для выражения музыкального образа.

По мере выполнения поставленных задач требования преподавателя к художественному вкусу участников повышаются, что способствует повышению культуры ансамбля в целом и является одной из действенных форм художественного воспитания коллектива.

Стадии занятий в классе ансамбля не могут быть разрознены, изолированы друг от друга. Они всегда взаимосвязаны, некоторые из них могут сокращаться или опускаться. Так, незнакомое сложное произведение потребует больших индивидуальных усилий и времени на начальных этапах. Более же простые произведения предполагают увеличение сводных, ансамблевых занятий.

Таким образом, мелодия, гармония, темпы, строй, исполнительский ансамбль, ансамблевые краски, динамика, то есть средства музыкальной выразительности, являются в этой работе материалом, который дает возможность создать художественный образ.

Познавая, воспринимая музыкальный образ произведения, отрабатывая все его элементы, преодолевая исполнительские трудности, эстрадный ансамбль с помощью преподавателя подводит исполнение произведения к такому моменту, когда качество звучания позволяет сделать его публичным. Активность участников в коллективном творческом процессе и качество конечного результата в значительной степени зависят от интересно поставленной перед ансамблем главной исполнительской задачи, вытекающей из идейно-художественного содержания произведения. Советский музыковед и пианист Л. А. Баренбойм писал, что публичное исполнение разученного произведения - необходимая часть воспитания исполнителя .

Результаты учебно-воспитательного процесса. Учебно-воспитательный процесс, если он организован методически правильно и с ориентацией на высокоразвитый художественный вкус, приводит к следующим результатам:

1. Участники развивают, обогащают художественно-образное мышление, поскольку они начинают глубоко проникать в музыкальный образ, строй произведения, его структуру, постигают стиль композитора, особенности формы произведения, ее связь с содержанием. Участники овладевают наиболее современными путями, формами и средствами воссоздания художественного образа.

2. Значительно обогащаются способности участника оригинально выражать собственное понимание произведения, данной партии, трактовки произведения.

3. Приобретаются необходимые практические навыки, отражающие искусность участников ансамбля в овладении инструментом путем раскрытия творческих способностей личности (музыкального слуха, ритма, быстроты двигательных реакций, слаженности двигательных и слуховых, музыкальных функций).

Формы учебно-воспитательного процесса по воспитанию художественного вкуса. Можно выделить пять форм по воспитанию художественного вкуса обучающихся - индивидуальные занятия в классе ансамбля, концертные, музыкально-просветительские выступления, самообразовательная работа, внеучебное общение по музыкальным интересам. К числу основных индивидуально-личностных проявлений художественного вкуса относятся: теоретико-познавательная активность, оригинальность художественного мышления, соблюдение меры в восприятии и воспроизведении музыки, верные суждения вкуса, интерес к различным видам искусства, интерес к классической музыке (тяготение к высокохудожественным образцам). Для удобства работы их можно свести в единую таблицу (таблица 2).

 

В таблице 2 отражены виды деятельности преподавателя и участника ансамбля, которые формируют основные качества личности с развитым художественным вкусом.

Ансамблевые занятия требуют исполнительской точности, внимания, единства, воли. Кроме того, они развивают гармонический и мелодический слух, ритмический ансамбль, дают возможность узнать произведение, различать стилевые особенности исполняемого произведения, осознать значение данной партии в партитуре.

Ансамблевые занятия всегда вызывают положительную реакцию участников. На то имеется несколько причин: общение со всеми членами коллектива, эстетическое наслаждение от звучания всего ансамбля, возможность услышать целиком исполняемое произведение как результат собственных усилий, продемонстрировать собственные достижения.

На занятиях преподаватель напоминает содержание, характер и другие особенности сочинения, ставит конкретную задачу ансамблю на всю заключительную стадию работы над музыкальным произведением.

В исполнении всегда присутствует импровизация, однако для развития вкуса важна ее степень. Она может выражаться в собственном установлении динамических градаций, качестве исполнения штрихов, полноте, яркости, выразительности фразировки, агогических изменениях (хотя групповая игра сужает рамки импровизации в агогике и темпе). Неразвитый или испорченный вкус часто приводит к двум крайностям: или гиперболизируются отдельные элементы исполнения, или ансамбль не может отойти от штампов, устоявшихся традиций.

Хорошо подготовленные и проведенные на высоком качественном уровне итоговые концертные выступления способствуют удовлетворению художественно-эстетических запросов участников, расширению их музыкального кругозора. Участие в концертах - определенный стимул для каждого обучающегося. Участие в концерте, смотре, конкурсе ставит перед участниками ансамбля задачу показать художественные достижения, в первую очередь - уровень исполнительского мастерства. Отчетный концерт дает возможность ансамблевому коллективу всесторонне продемонстрировать свои достижения, музыкальную и художественную подготовку участников, их вкус, понимание стиля композитора и т. д.

Выступление перед зрительской аудиторией - всегда творческий акт. И регламентирующие музыкальное исполнение нотный текст, штрихи, нюансы, трактовка преподавателем произведения не должны быть помехой для выявления собственных ощущений музыки, ее понимания участником.

На участников ансамбля стимулирующе воздействует выступление в качестве солистов с собственным ансамблем. Аккомпанирование опытному солисту-профессионалу развивает музыкальную гибкость ансамбля и чувство ансамбля, дает возможность приблизить учебный (любительский) ансамбль к пониманию стилевых особенностей музыки. В каждой концертной программе должны быть одно-два произведения для солиста с ансамблем.

Испытывая дефицит партитур произведений для солиста с ансамблем, преподаватель инструментирует аккомпанементы к наиболее популярным пьесам. Солистами могут выступать преподаватель и наиболее подготовленные участники ансамбля. Но «выступать с ансамблем могут и должны не только старшие ученики. Сколько счастья и незабываемых впечатлений испытывает ученик начальных классов, если ему доверяется сыграть пьесу с ансамблем “больших”» .

Нельзя упускать возможность выступить с хором, вокальным инструментальным ансамблем. Такая совместная работа принесет неоценимую пользу в расширении музыкального кругозора, воспитании художественного вкуса. Хорошая возможность для практики совместно с хором закрывать или открывать концерт, фестиваль, исполнять песню с солистом, сопровождать выступление циркового или хореографического коллектива (на открытом воздухе, на песенных фестивалях, праздничных концертах на стадионах, в пионерских лагерях и т. д.).

Музыкально-просветительские выступления. Участникам ансамбля полезно и очень важно выступать с докладами по музыкально-теоретическим, искусствоведческим вопросам перед своим ансамблем, другими ансамблевыми коллективами, в школах, перед родителями, приобщать к классической музыке или джазу друзей, свое окружение.

Для расширения кругозора, привития интереса к исполняемым произведениям практикуются встречи, занятия с ансамблем и концертные выступления с авторами исполняемых сочинений. Во многих коллективах стало традиционным обсуждение концертных выступлений. Преподаватель, выслушав мнения участников о качестве выступления ансамбля в целом, его отдельных участников, их собственного, подытоживает положительные и отрицательные моменты, устанавливает причины недостатков.

Характеристика других форм взаимодействия преподавателя и участников ансамбля по совершенствованию художественного вкуса приведена в таблице 2.

Деятельность преподавателя и участников ансамбля по воспитанию художественного вкуса взаимообусловлена. Если участники не прочувствуют или не поймут логику агогических и динамических изменений в произведении, то преподаватель не сможет четко выстроить ускорения и замедления, динамику в пьесе. В свою очередь, если преподавателю не удастся направить ансамблевое занятие на совершенствование исполнительских качеств участников (достижение единых штрихов, различных видов атак и исполнительских приемов, ритмичности ансамбля, стройности гармонических звучаний и т. д.), то участники несовершенной игрой разрушат исполнительскую концепцию преподавателя или исказят трактовку музыкального произведения.

Заключение

Таким образом, художественная культура представляет собой функционирование специализированного художественного творчества, состоящего из: искусства; народной художественной культуры; массовой культуры; элитарной художественной культуры; художественной субкультуры и прочее. В процессе отражения в сознании человека, художественная культура формирует эстетическое сознание и его культурные формы. Развитие художественной культуры личности ‒ деятельность поэтапная, протекающая под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и других факторов. В ней задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения художественного воспитания осуществляется приближение к высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов. Художественная культура личности проявляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения. С уровнем художественной культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним. Мера выражения художественных навыков, способностей и потребностей в деятельности и поведении личности характеризует уровень ее художественной культуры. Наиболее зримо он реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах социального творчества. Уровень форсированности художественной культуры зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений и самой жизни.

Сегодня художественная культура ‒ это культура производства искусства, его распространения, пропаганды, восприятия, понимания, наслаждения искусством, наконец, культура эстетического воспитания. Возникло и определенное понимание задач художественной культуры в обществе духовное развитие личности, формирование и удовлетворение его духовных потребностей, обогащение ее деятельности. Именно в содействии процессу, приближает общество к этой цели, видит сегодня наука суть социальной эффективности художественной культуры. При этом различаются эффект воздействия искусства на человека, что проявляется в изменениях его сознания и поведения, с одной стороны, и эффект, обусловленный этими изменениями и распространяемый на все другие направления жизни общества.

Формирование художественной культуры детей и подростков во многом зависит от понимания важности данной составляющей в её ценностно-ориентационном багаже, а также использования потенциала художественно-творческих коллективов в данном процессе.

Значительный культуроформирующий потенциал имеют любительские объединения и клубы по интересам. Коллективы осуществляют не только активную творческую деятельность, но и воспитывают эстетический и художественный вкус участников. Задачи воспитания средствами любительских объединений и клубов по интересам направлены на создание условий для формирования яркой творческой личности, профессионализма, творческий поиск, высокий уровень профессиональной и художественной культуры участников.

Эффективность деятельности любительских объединений и клубов по интересам в формировании художественной культуры детей и подростков непосредственно связана с творческой деятельностью и результатами этой деятельности. Это, прежде всего сами произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду искусства в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношение между автором и созданным им произведением искусства, отношения между автором – произведением – и потребителем произведение искусства. Именно благодаря искусству и, том числе, деятельности любительских объединений и клубов по интересам возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.