Просмотр содержимого документа
«Педагогические мастерские как условие реализации метапредметного подхода в обучении школьников»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
О.А.Стопина учитель химии
МОУ «Средняя школа №77»
г. Ярославль
Образование – это то, что
остаётся после того,
как всё выученное забудется.
Макс Теодор Феликс фон Лауэ,
лауреат Нобелевской
премии по физике за 1914 год
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.
Наши выпускники должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. Ведь метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных стандартов.
Метапредметный подход заключается:
Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.
Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета
Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.
Современный образовательный процесс предполагает развитие у учащихся творческих способностей. Метапредметный подход диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в идее творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует технология педагогических мастерских.
В книге Н.И. Беловой, Н.Н. Наумовой «Экология в мастерских» дано такое определение педагогической мастерской: «Мастерская – это личностно-деятельностная рефлексивная синтетическая форма обучения, в которой сочетается индивидуальная работа с групповой, включающая межгрупповую социализацию; в ней есть место поиску, творчеству, работе с материальными объектами, множественному выбору, что вместе с рефлексией помогает учащимся сформировать сознательную активную жизненную установку».
Основные этапы технологии на примере педагогической мастерской «Экология»
Этап | Сущность этапа | Описание этапа |
«Индукция» («наведение») | Создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия,рисунок — все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Предлагается неожиданное, в чем-то загадочное и обязательно личностное задание. | Ассоциации обучающихся со словом ЭКОЛОГИЯ. |
«Деконструкция – 1,2» | Работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) и превращение их в хаос, смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма. | Работа с фотографиями: прекраснейших уголков (1) и мусорных свалок (2) города и его окрестностей на фоне лирической музыки; |
«Социализация – 1,2» | Соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. | Обсуждение увиденного и услышанного. |
«Реконструкция – 1,2» | Создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. | Отражение эмоций группы вынести на бумагу с использованием красок, маркеров и т.д. |
«Афиширование – 1,2» | Вывешивание произведений учеников в аудитории и ознакомление с ними. | Представление своих плакатов. |
«Разрыв» | кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее сознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. | Просмотр мультфильма про экологию в стиле сюрреализма, поиск ответа на вопрос: чем каждый из нас может помочь природе? |
«Рефлексия» | отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. Не оценочные суждения: «Это хорошо, это плохо», а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. | Представление своих плакатов и ответов на вопрос |
Метапредметный подход на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.
Учитель в течение многих лет идет к вершинам мастерства. Для владения им необходимо в своем багаже иметь самые разнообразные формы работы. Так как они помогут педагогу индивидуально раскрывать и совершенствовать личность учащегося, расширять его кругозор, формировать навык оценки тех или иных событий и общественных и явлений в жизни.
2