СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические условия развития мотивационной сферы обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Не так важна прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области. Поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее способность самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, принимать решения, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. Ведь именно этим придется заниматься всю сознательную жизнь»

Джон Гриллос

Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия развития мотивационной сферы обучающихся»

Педагогические условия развития  мотивационной сферы обучающихся Каземирова Л.А. Учитель английского языка МОУ «Самойловская школа» администрации Новоазовского района

Педагогические условия развития мотивационной сферы обучающихся

Каземирова Л.А.

Учитель английского языка МОУ «Самойловская школа» администрации Новоазовского района

 «Не так важна прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области. Поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее способность самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, принимать решения, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. Ведь именно этим придется заниматься всю сознательную жизнь» Джон Гриллос

«Не так важна прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области. Поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее способность самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, принимать решения, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. Ведь именно этим придется заниматься всю сознательную жизнь»

Джон Гриллос

Мотивация - одна из самых сложных педагогических проблем Как преодолеть безразличное отношение детей к познанию, ко всему новому? Что надо делать, чтобы ученик осознал значимость знаний именно для себя? Может ли учитель управлять развитием мотивационной сферы школьника?

Мотивация - одна из самых сложных педагогических проблем

  • Как преодолеть безразличное отношение детей к познанию, ко всему новому?
  • Что надо делать, чтобы ученик осознал значимость знаний именно для себя?
  • Может ли учитель управлять развитием мотивационной сферы школьника?
«Мотив» (франц. Motif, лат. Motus - движение) - побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, обучение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.

«Мотив» (франц. Motif, лат. Motus - движение) -

побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, обучение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.

Виды мотивов   Мотив самоутверждения Мотив идентификации с другим человеком Мотив аффилиации Мотивы Мотив власти Мотив достижения Процессуально-содержательные мотивы Мотив саморазвития

Виды мотивов

Мотив самоутверждения

Мотив идентификации с другим человеком

Мотив аффилиации

Мотивы

Мотив власти

Мотив достижения

Процессуально-содержательные мотивы

Мотив саморазвития

 Виды мотивов Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; получить или поддержать высокий социальный статус, доказать свою значимость другим, связанный с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием.  Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть похожим на некий идеал, героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя, сверстника и т.д.). Мотив власти - стремление субъекта влиять на людей, занять руководящую позицию в группе (классе), попытка управлять одноклассниками, определять и регламентировать их деятельность. Ученик много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных сверстников или класс. Процессуально-содержательные мотивы  - побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность, его интересует содержание того, чем он занимается

Виды мотивов

Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; получить или поддержать высокий социальный статус, доказать свою значимость другим, связанный с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием.

Мотив идентификации с другим человеком

стремление быть похожим на некий идеал, героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя, сверстника и т.д.).

Мотив власти - стремление субъекта влиять на людей, занять руководящую позицию в группе (классе), попытка управлять одноклассниками, определять и регламентировать их деятельность. Ученик много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных сверстников или класс.

Процессуально-содержательные мотивы - побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность, его интересует содержание того, чем он занимается

 Виды мотивов Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, полной реализации своих способностей; желание чувствовать свою компетентность. Мотив достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; он проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Мотив аффилиации  (от англ. Affiliation – присоединение) - стремление к установлению или поддержанию отношений с другими людьми, контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения, оно приносит удовольствие, захватывает, нравится человеку.

Виды мотивов

Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, полной реализации своих способностей; желание чувствовать свою компетентность.

Мотив достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; он проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.

Мотив аффилиации (от англ. Affiliation – присоединение) - стремление к установлению или поддержанию отношений с другими людьми, контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения, оно приносит удовольствие, захватывает, нравится человеку.

А.К. Маркова предлагает следующую классификацию мотивов: Мотивы обучения Социальные Познавательные широкие познавательные мотивы широкие социальные мотивы узкие социальные мотивы учебно-познавательные мотивы мотивы самообразования мотивы социального сотрудничества

А.К. Маркова предлагает следующую классификацию мотивов:

Мотивы обучения

Социальные

Познавательные

широкие познавательные мотивы

широкие социальные мотивы

узкие социальные мотивы

учебно-познавательные мотивы

мотивы самообразования

мотивы социального сотрудничества

По мнению Марковой А.К., и познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни . Уровни познавательных мотивов : широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

По мнению Марковой А.К., и познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни .

Уровни познавательных мотивов :

  • широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями);
  • учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);
  • мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
По мнению Марковой А.К., и познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни . Уровни социальных мотивов : широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения); узкие социальные , или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

По мнению Марковой А.К., и познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни .

Уровни социальных мотивов :

  • широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);
  • узкие социальные , или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
  • мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Внешняя мотивация - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внешние мотивы - группа мотивов, когда побудительные факторы лежат вне деятельности (мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми; мотивы самоопределения и самосовершенствования, стремление получить одобрение других людей, стремление получить высокий социальный статус, вынужденная обязанность, обучение ради престижа, лидерства, материальное вознаграждение, уход от наказание и т.д.).

Внутренняя мотивация - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Роль внутренних мотивов, а также роль критериев, с опорой на которые личность осуществляет свое поведение и деятельность, выполняют ценностные ориентации.

Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия субъекта учения, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образованная мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками учащегося, а также процессами, методами, средствами побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному овладению знаниями.

Мотивация то, что означает систему факторов, детерминирующих поведение; характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности .

Мотивация

  • то, что означает систему факторов, детерминирующих поведение;
  • характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности .

Факторы формирования учебной мотивации Факторы Содержание Организация, этапы Формы Оценка Личность учителя  мотивационный операционно-познавательный рефлексивно-оценочный

Факторы формирования учебной мотивации

Факторы

Содержание

Организация, этапы

Формы

Оценка

Личность учителя

мотивационный

операционно-познавательный

рефлексивно-оценочный

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7—10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10—15 лет, учащиеся 5—9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15—17 лет, учащиеся 10—11 классов).

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному.

Принято выделять три периода:

  • младший школьный возраст (7—10 лет, учащиеся начальных классов),
  • средний школьный возраст, или подростковый (10—15 лет, учащиеся 5—9 классов),
  • старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15—17 лет, учащиеся 10—11 классов).
Основные приемы повышения мотивации учеников 1-4 кл. на уроке английского языка Игры.  Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения -«оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Основные приемы повышения мотивации учеников 1-4 кл. на уроке английского языка

  • Игры. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения -«оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Основные приемы повышения мотивации учеников 1-4 кл. на уроке английского языка «Опиши и изобрази». Один из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном языке. Этот прием универсальный, его можно использовать для закрепления лексики и грамматики. (Л.П.Бочарова, 1996) Песни. Интересны учащимся тем, о чем они говорят и в какой музыкальной форме они представлены. Песни мотивируют деятельность учащихся о чем-либо сообщить, поинтересоваться, то есть фактор коммуникации должен занимать первое место.

Основные приемы повышения мотивации учеников 1-4 кл. на уроке английского языка

  • «Опиши и изобрази». Один из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном языке. Этот прием универсальный, его можно использовать для закрепления лексики и грамматики. (Л.П.Бочарова, 1996)
  • Песни. Интересны учащимся тем, о чем они говорят и в какой музыкальной форме они представлены. Песни мотивируют деятельность учащихся о чем-либо сообщить, поинтересоваться, то есть фактор коммуникации должен занимать первое место.
Основные приемы повышения мотивации учеников 1-4 кл. на уроке английского языка Драматизации сказки. Процесс работы учителя над драматизацией сказки можно разбить на пять этапов: чтение сказки и достижение углубленного понимания слов, словосочетаний, предложений и текста в целом; работа над текстом сказки с учетом лингвистических особенностей использования традиционных формул народной сказки; работа с действующими лицами по сценкам, сценарию и музыкой в целом, монтаж спектакля; работа по художественному оформлению, с предметами бутафории, костюмами; показ спектакля и его оценка.

Основные приемы повышения мотивации учеников 1-4 кл. на уроке английского языка

  • Драматизации сказки. Процесс работы учителя над драматизацией сказки можно разбить на пять этапов:
  • чтение сказки и достижение углубленного понимания слов, словосочетаний, предложений и текста в целом;
  • работа над текстом сказки с учетом лингвистических особенностей использования традиционных формул народной сказки;
  • работа с действующими лицами по сценкам, сценарию и музыкой в целом, монтаж спектакля;
  • работа по художественному оформлению, с предметами бутафории, костюмами;
  • показ спектакля и его оценка.
Приемы повышения мотивации учеников среднего школьного возраста на уроке АЯ Участие в сетевых конкурсах и олимпиадах. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению ИЯ, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся иностранным языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах . Сетевое общение. На сайтах для учителей иностранных языков имеются сайты переписки с зарубежными сверстниками, где заинтересованные учащиеся могут завести друзей по переписке. Это прекрасная возможность практиковаться в иностранном языке, совершенствовать свои языковые навыки.

Приемы повышения мотивации учеников среднего школьного возраста на уроке АЯ

  • Участие в сетевых конкурсах и олимпиадах.

Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению ИЯ, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся иностранным языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах .

  • Сетевое общение.

На сайтах для учителей иностранных языков имеются сайты переписки с зарубежными сверстниками, где заинтересованные учащиеся могут завести друзей по переписке. Это прекрасная возможность практиковаться в иностранном языке, совершенствовать свои языковые навыки.

Приемы повышения мотивации учеников среднего школьного возраста на уроке АЯ Проект «День рожденья». Дети пишут приглашения на свой день рождения, высказывают пожелания о том, что они хотели бы получить в подарок, обсуждают праздничное меню. Праздник проводится в форме сюжетно-ролевой игры с чаепитием. Приятным сюрпризом является вручение подарков, которые дети приготовили втайне друг от друга заранее. Наполненный стихами, песенками, веселыми поздравлениями праздник надолго запоминается всем его участникам. Введение элементов страноведения. Учащиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, образования, культуры и т.д. Лингвострановедческий материал является сильным рычагом для создания и поддержания интереса к изучению иностранных языков.

Приемы повышения мотивации учеников среднего школьного возраста на уроке АЯ

  • Проект «День рожденья».

Дети пишут приглашения на свой день рождения, высказывают пожелания о том, что они хотели бы получить в подарок, обсуждают праздничное меню. Праздник проводится в форме сюжетно-ролевой игры с чаепитием. Приятным сюрпризом является вручение подарков, которые дети приготовили втайне друг от друга заранее. Наполненный стихами, песенками, веселыми поздравлениями праздник надолго запоминается всем его участникам.

  • Введение элементов страноведения.

Учащиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, образования, культуры и т.д. Лингвострановедческий материал является сильным рычагом для создания и поддержания интереса к изучению иностранных языков.

Основные приемы повышения мотивации учеников среднего школьного возраста на уроке АЯ Введение материалов краеведческого характера. Значимость краеведческих материалов гораздо выше при использовании их в среднем звене, когда происходит активное становление личности учащегося, формируется его мировоззрение, вырабатывается социальная позиция. Игра

Основные приемы повышения мотивации учеников среднего школьного возраста на уроке АЯ

  • Введение материалов краеведческого характера.

Значимость краеведческих материалов гораздо выше при использовании их в среднем звене, когда происходит активное становление личности учащегося, формируется его мировоззрение, вырабатывается социальная позиция.

  • Игра "Crosses and Noughts".

Класс объединяется в две команды: крестики и нолики. Каждая клеточка поля содержит задание (задание зависит от цели учителя), на выполнение которого уходит 15-20 секунд. Если член команды у доски выполняет это задание, то он имеет право поставить крестик или нолик в нужной клетке. Примеры заданий: назови/напиши три формы глагола:; назови предлоги к глаголам:; переведи выражения:; найди ошибку в предложении: и т.д. Данный вид заданий не только даёт возможность повторения материала, но и создаёт непринуждённую атмосферу на уроке.

Основные приемы повышения мотивации учеников старшего школьного возраста на уроке АЯ Использование сети Интернет . Интернет предлагает массу тем для обсуждения с красочным и постоянно меняющимся иллюстративным материалом, то есть выбор темы для каждого нового занятия будет зависеть от самого педагога, задач и целей урока. Проектная технология. Наиболее продуктивный способ снятия языковых трудностей, расширения страноведческих знаний, развития навыков само- и взаимоконтроля, а также в личностной проработке словарного запаса и отработке грамматической структуры и восприятия изучаемого языка.

Основные приемы повышения мотивации учеников старшего школьного возраста на уроке АЯ

  • Использование сети Интернет .

Интернет предлагает массу тем для обсуждения с красочным и постоянно меняющимся иллюстративным материалом, то есть выбор темы для каждого нового занятия будет зависеть от самого педагога, задач и целей урока.

  • Проектная технология.

Наиболее продуктивный способ снятия языковых трудностей, расширения страноведческих знаний, развития навыков само- и взаимоконтроля, а также в личностной проработке словарного запаса и отработке грамматической структуры и восприятия изучаемого языка.

Основные приемы повышения мотивации учеников старшего школьного возраста на уроке АЯ Деловая игра. Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом изучения. Помощник учителя. При проведении уроков в начальной школе старшие ребята охотно реагируют на приглашение учителя быть на уроке гидом или иностранным гостем, королевой или волшебником. Побывать на уроке в качестве учителя и продемонстрировать свои знания английского языка младшим классом звучит заманчиво, не так ли?

Основные приемы повышения мотивации учеников старшего школьного возраста на уроке АЯ

  • Деловая игра.

Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом изучения.

  • Помощник учителя.

При проведении уроков в начальной школе старшие ребята охотно реагируют на приглашение учителя быть на уроке гидом или иностранным гостем, королевой или волшебником. Побывать на уроке в качестве учителя и продемонстрировать свои знания английского языка младшим классом звучит заманчиво, не так ли?

Основные приемы повышения мотивации учеников старшего школьного возраста на уроке АЯ Игра «Ассоциации». При проведении речевой разминки в старших классах данная игра стимулирует учащихся к ответу, помогает пофантазировать и повторить изученную лексику. Учащимся предлагаются иллюстрации (не обязательно строго соответствующие изучаемой теме), их задача - объяснить, как та или иная иллюстрация соответствует изучаемой теме Тема “Get Away From It All”.  Тема «Food for Thought»

Основные приемы повышения мотивации учеников старшего школьного возраста на уроке АЯ

Игра «Ассоциации».

При проведении речевой разминки в старших классах данная игра стимулирует учащихся к ответу, помогает пофантазировать и повторить изученную лексику. Учащимся предлагаются иллюстрации (не обязательно строго соответствующие изучаемой теме), их задача - объяснить, как та или иная иллюстрация соответствует изучаемой теме

Тема “Get Away From It All”.

Тема «Food for Thought»

Основные приемы повышения мотивации учеников старшего школьного возраста на уроке АЯ Психотехнические игры.

Основные приемы повышения мотивации учеников старшего школьного возраста на уроке АЯ

  • Психотехнические игры.
  • "Тяжести". Учащимся предлагается вспомнить 5 -10 разных по тяжести предметов и вообразить, что они их переносят, перемещают, перекладывают. При этом они должны комментировать свои действия ("Как тяжело" и т.п.), просить окружающих помочь им, дать совет и т.п.
  • "Уличный сонар". Представить, что ребята идут по шумной, людной улице, попробовать лишь по доносящимся звукам представить себе зрительно, что происходит вокруг, описать все события на иностранном языке, а также прислушаться к шагам отдельных прохожих и по звуку шагов нарисовать себе внешний вид прохожего, угадать, куда он идёт, какой у него характер, каковы его вкусы, с кем он разговаривает и т. д.
Основные приемы повышения мотивации учеников старшего школьного возраста на уроке АЯ Психотехнические игры.

Основные приемы повышения мотивации учеников старшего школьного возраста на уроке АЯ

  • Психотехнические игры.

" Запомни движения". Учитель предлагает следить за движениями его рук и запоминать. Он имитирует различные действия, комментируя их (шитьё, стряпню на кухне, стирку и другие). Затем обучаемые объясняют движения учителя, они должны уметь быстро переключаться с одной группы движений на другую и реагировать на эти переключения в своей иноязычной речи.

"Книга по кругу". Играющие передают друг другу книгу. Передавая её соседу, каждый участник должен назвать какой-нибудь предмет, например: "Это шляпа". Играющий должен охарактеризовать предмет и объяснить свои действия с ним, а затем передать книгу следующему играющему, называя новый предмет.

Возможные приёмы  мотивации

1. Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

2. Прием второй : ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.

3. Прием третий: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов. Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.

В качестве парадоксальной ситуации можно использовать софизмы - преднамеренные ошибки в рассуждениях с целью запутать собеседника.

Пример. Проблемная ситуация создаётся учителем, разрешение её происходит в ходе самостоятельной деятельности учащихся. Фрагмент урока английского языка в 5 классе Тема: «Счёт от 13 до 19». Дети повторяют счёт до 12, этот материал им знаком. На доске записан числовой ряд:13, …, …, …, …, …,19. thirteen, ……………, nineteen. Учитель спрашивает, как восстановить счёт, ведь мы ещё не умеем считать до 19, но нам даны два числа 13 и 19. Мы видим, что 13 — thirteen, знаем, что three — это 3, а ten — 10. 3 да10=13. Nineteen — 19, nine— 9, ten — 10.

Пример. Проблемная ситуация создаётся учителем, разрешение её происходит в ходе самостоятельной деятельности учащихся.

Фрагмент урока английского языка в 5 классе Тема: «Счёт от 13 до 19». Дети повторяют счёт до 12, этот материал им знаком. На доске записан числовой ряд:13, …, …, …, …, …,19. thirteen, ……………, nineteen. Учитель спрашивает, как восстановить счёт, ведь мы ещё не умеем считать до 19, но нам даны два числа 13 и 19. Мы видим, что 13 — thirteen, знаем, что three — это 3, а ten — 10. 3 да10=13. Nineteen — 19, nine— 9, ten — 10.

4. Прием четвертый:  ролевой подход   В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.

4. Прием четвертый: ролевой подход

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Пример. Famous people.  (Выдающиеся люди)   Каждый ученик выбирает себе знаменитость, о которой может рассказать от первого лица, не называя его фамилию. Остальные задают ему вопросы: Are you a man or a woman? What do you do? What is the colour of your hair? Задача “знаменитости” - отвечать на вопросы несколько неконкретно, чтобы его роль не так быстро разгадали. Если ученики догадываются, о ком идет речь, они пишут фамилию на листочке и отдают учителю. Когда дано несколько правильных ответов, учитель останавливает игру и называет фамилию ученика, который первый дал правильный ответ. Подведение итогов можно провести в виде обсуждения следующих вопросов: Was it difficult for to guess? How did you guess the name so quickly?

Пример. Famous people. (Выдающиеся люди)

Каждый ученик выбирает себе знаменитость, о которой может рассказать от первого лица, не называя его фамилию. Остальные задают ему вопросы:

  • Are you a man or a woman?
  • What do you do?
  • What is the colour of your hair?

Задача “знаменитости” - отвечать на вопросы несколько неконкретно, чтобы его роль не так быстро разгадали. Если ученики догадываются, о ком идет речь, они пишут фамилию на листочке и отдают учителю. Когда дано несколько правильных ответов, учитель останавливает игру и называет фамилию ученика, который первый дал правильный ответ. Подведение итогов можно провести в виде обсуждения следующих вопросов:

  • Was it difficult for to guess?
  • How did you guess the name so quickly?
 5. Прием пятый:  деловая игра   В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения. 6. Прием шестой : решение нестандартных задач на смекалку и логику. Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, иногда и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.

5. Прием пятый: деловая игра

В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.

Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

6. Прием шестой : решение нестандартных задач на смекалку и логику. Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, иногда и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.

 Разгадывая ребус, дети узнают тему урока.  Тема: «Выходные»(«Weekends»).    После разгадывания темы переходим к постановке учебных задач. Для этого может быть использован следующий приём.  Домысливание. Использование опорных глаголов (слов- «помощников»). Учитель просит сформулировать задачи с помощью опорных глаголов на русском или иностранном языке в зависимости от уровня владения иностранным языком. Пример:  Повторим… Узнаем… Проверим… Выберем из списка… Сгруппируем… Напишем… We’ll have a talk about… We’ll learn ... We’ll check… We’ll choose... We’ll read a … We’ll write a…

Разгадывая ребус, дети узнают тему урока. Тема: «Выходные»(«Weekends»).

После разгадывания темы переходим к постановке учебных задач.

Для этого может быть использован следующий приём. Домысливание. Использование опорных глаголов (слов- «помощников»). Учитель просит сформулировать задачи с помощью опорных глаголов на русском или иностранном языке в зависимости от уровня владения иностранным языком. Пример:

Повторим… Узнаем… Проверим… Выберем из списка… Сгруппируем… Напишем…

We’ll have a talk about… We’ll learn ... We’ll check… We’ll choose... We’ll read a … We’ll write a…

Ребусы Answer: found. Answer: bank. Answer: hospitable Answer: birch.

Ребусы

Answer: found.

Answer: bank.

Answer: hospitable

Answer: birch.

7. Прием седьмой: игры и конкурсы.   Игра «Animals in hiding» (спрятавшиеся животные)  Find the animals hiding  in the following sentences  Ответы:  That will be a real help. That will be a r eal help. She came l ater every day. She came later every day. We made errors in each one. We ma de er rors in each one.  We will go at two o’ clock.  We will go at two o’ clock. Is it sixt h or se venth? Is it sixth or seventh? I f I sh out, he’ll hear me. If I shout, he’ll hear me. I f Rog er comes, we’ll begin If Roger comes, we’ll begin.

7. Прием седьмой: игры и конкурсы.

Игра «Animals in hiding» (спрятавшиеся животные)

Find the animals hiding

in the following sentences

Ответы:

That will be a real help.

That will be a r eal help.

She came l ater every day.

She came later every day.

We made errors in each one.

We ma de er rors in each one.

We will go at two o’ clock.

We will go at two o’ clock.

Is it sixt h or se venth?

Is it sixth or seventh?

I f I sh out, he’ll hear me.

If I shout, he’ll hear me.

I f Rog er comes, we’ll begin

If Roger comes, we’ll begin.

Примеры компетентностно-ориентированных заданий:  создание кроссворда по теме; разработка ситуативных задач; создание компьютерных презентаций по теме, проблеме; подготовка сообщения; выполнение мини-проектов, проведение исследований и т.д.

Примеры компетентностно-ориентированных заданий:

  • создание кроссворда по теме;
  • разработка ситуативных задач;
  • создание компьютерных презентаций по теме, проблеме;
  • подготовка сообщения;
  • выполнение мини-проектов, проведение исследований и т.д.
О результативности применения подобных приемов, упражнений можно судить по следующим критериям:   растущий интерес к выполнению заданий для ребенка; увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей; повышение уровня активности участников занятий, что выражается в желании сотрудничества; повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел учителя и ученика.

О результативности применения подобных приемов, упражнений можно судить по следующим критериям:

  • растущий интерес к выполнению заданий для ребенка;
  • увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;
  • повышение уровня активности участников занятий, что выражается в желании сотрудничества;
  • повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел учителя и ученика.
Литература Интернет-ресурсы www.themegallery.com Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников.- М.: Изд-во ЛИСТ-НЬЮ, 2006.- 238 с. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – 212 с. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. – М.: «АСТ - Москва», 2004. – 139 с. Википедия // Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F2%F0%E5%E1%ED%EE%F1%F2%FC#cite_note-glossary.ru-1 М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина. «Психолого-педагогические показатели деятельности школы». – М.: Творческий центр, 2004. // http://gigabaza.ru/doc/75394.html ] Тесты. Электронный ресурс: http://perezvin.at.ua/load/metodichna_skarbnichka/kerivnikam_metodob_39_ednan/test_opituvalnik_vimirjuvannja_motivaciji_dosjagnennjamodifikacija_test_optest_opituvalniituvalnika_a_mekhrabiana_adaptacija_m_sh_magomed_emine/66-1-0-1904

Литература Интернет-ресурсы

www.themegallery.com

  • Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников.- М.: Изд-во ЛИСТ-НЬЮ, 2006.- 238 с.
  • Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с.
  • Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – 212 с.
  • Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. – М.: «АСТ - Москва», 2004. – 139 с.
  • Википедия // Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F2%F0%E5%E1%ED%EE%F1%F2%FC#cite_note-glossary.ru-1
  • М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина. «Психолого-педагогические показатели деятельности школы». – М.: Творческий центр, 2004. // http://gigabaza.ru/doc/75394.html ]
  • Тесты. Электронный ресурс: http://perezvin.at.ua/load/metodichna_skarbnichka/kerivnikam_metodob_39_ednan/test_opituvalnik_vimirjuvannja_motivaciji_dosjagnennjamodifikacija_test_optest_opituvalniituvalnika_a_mekhrabiana_adaptacija_m_sh_magomed_emine/66-1-0-1904
www.themegallery.com

www.themegallery.com