СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педсовет "Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педсовет "Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях"»

Доклад

«Проблема нравственного и духовного воспитания в современных условиях »

Дюкова Л.А

В.А Сухомлинский писал:

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственномуповедению,нравственным поступкам».


В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Сегодня школа переживает драму воспитания.

Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным.


Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации.

Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения,при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в

России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации. Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план. Сегодня на нашем педагогическом совете мы решили осветить вопросы нравственного воспитания школьников, как с теоретической, так и с практической точки зрения, попытаться найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательной деятельности,проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии.

При подготовке к педсовету изучались следующие вопросы:


анализ состояния воспитательной работы за предыдущий год;


изучение литературы по проблемам развития и становления личности;


диагностика уровней воспитанности учащихся и мониторинг нравственных ценностей старшеклассников;


участие учащихся школы в различных конкурсах,

мероприятиях школьного, муниципального и регионального уровней;


посещение и анализ уроков, классных часов, внеклассных мероприятий;


беседы с учащимися, учителями и родителями по нравственным проблемам;


обсуждение данной проблемы на методическом объединении классных руководителей.


Анализ этих вопросов позволил найти уязвимые места в системе воспитательной работы школы, особенно в духовно - нравственном плане. В ходе подготовки к педсовету были определены и основные цели его проведения

Цель данного педсовета:

1. Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно - нравственного и патриотического воспитания школьников;

2. Корректировка подходов и технологий духовно - правственного и патриотического воспитания школьников.


Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а в чём-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно - нравственной атмосферы в обществе. Мы стараемся сохранить и возродить в нашей школе то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы.

Созданные и реализуемые в настоящее время воспитательная система ШКоЛЫ,

«Школа, открытая для всех» «Духовно - нравственное становление личности школьника» разрабатывается воспитательная программа

«Нравственное воспитание обучающихся» помогут нам осуществить намеченные планы.


Начнем с понятия «Воспитание».


Воспитание-одна из основных функций общества,это обшественное явление,определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.


Воспитание - это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений


Вспомним принципы воспитания:


1)Принцип гуманистической направленности

2)Принцип природосообразности

3)Принцип культуросообразности

4)Принцип эффективности социального взаимодействия

5)Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции


Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек-это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением,общением и Т.Д.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль.

Мораль - это нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражаются отношения людей друг с другом, с коллективом, классом, народом, обществом в целом.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой:

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»


В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:

нравственное воспитание-это

целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

О задачах воспитания мы много слышали и читали.

Блок 1: Оказание помощи ребенку в его мировоззренческом гражданском самоопределении

Блок 2: Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности,

Блок 3: Постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах


Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания.


Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания,обучения,саморазвития

школьников с использованием комплекса

воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали.Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д.Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.

Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании

•наносят обществу непоправимый урон.

Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление.

Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке.

Однако нравственное воспитание молодого

поколения сильно отстает.


А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект

Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности,честности.


Основные источники нравственного опыта

Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока.

Колоссальные потенциальные возможности

нравственного влияния на школьников имеет учебный материал. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников


ЧТО такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят. Подготовка и проведение КТД, факультативы, защита самостоятельных докладов на уроках, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, выставки работ педагогов дополнительного образования, мастер - классы, экскурсии. Различного рода школьные соревнования, районные, конкурсы, олимпиады всё это способствует нравственному воспитанию обучающихся Педагоги и учащиеся школы участвовали не только в школьных мероприятиях,но и в мероприятиях муниципального,регионального.


Для формирования отношений между детьми, воспитания у них нравственных качеств, в школе проводится немало различных мероприятий:

беседы на этические темы, обсуждение

положительных и отрицательных поступков детей.


Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. В данном направлении мы проводим классные часы, конкурсы стихов о войне, рисунков, плакатов, праздники посвященные «Дню Победы», «Дню Защитника Отечества».

Проводим игру «Патриот», смотр строя и песни, встречи с интересными людьми, с ветеранами войны и тружениками тыла.