№ | Содержание работы | Занятие | Тема | Программное содержание | Литература |
СЕНТЯБРЬ |
| 1-2 неделя | Мониторинг |
1 | 3-я неделя | Ознакомление с природой | «Овощи с огорода» | Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка» | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду . Младшая группа» Стр.25 |
2 | 4-я неделя | Предметное окружение | «Транспорт» | Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.) | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий 3-4 лет» Стр.11 |
ОКТЯБРЬ |
3 | 1-я неделя | Экология | «Знакомство с корнепло-дами репы и моркови» | Учить различать морковь и репу; знать названия корнеплодов, их сенсор-ные характеристики: морковь длинная, красная, твердая, гладкая, сладкая и вкусная; репа круглая, желтая, твердая, гладкая, вкусная. Развивать различные ощущения детей, их речь: умение слышать воспитателя, повторять за ним определения предметов. | С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада» |
4 | 2-я неделя | Ознакомление с природой | «Деревья и кустарники на нашем участке» | Учить различать деревья и кустарники, находить сходства и различия (сходство: корни, листья;различия: у деревьев есть ствол, а у кустарников ствола нет); Развивать умения детей находить деревья и кустарникина картинках и называть их: береза, рябина, сирень; Воспитывать у детей бережное отношение к растениям. | Интернет-источник |
5 | 3-я неделя | Предметное окружение | «Мебель» | Учить детей определять и различать предметы мебели, выделять их основные признаки ( цвет, форма, величина, строение, функции). Учить детей группировать предметы по признакам | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий 3-4 лет» Стр.12 |
6 | 4-я неделя | Социальное окружение | «Мой род-ной город» | Учить детей называть родной город (поселок). Дать элементарные представления о родном городе (поселке). Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу (поселку). | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий 3-4 лет» Стр.34-35 |
7 | 5-я неделя | Экология | «Знакомство со свеклой и картофелем» | Учить различать овощи- свеклу и картофель, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы | С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада» |
НОЯБРЬ |
8 | 1-я неделя | Ознакомление с природой | «В гостях у бабушки» | Знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с ними. Формировать заботливое отношение к ним. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду . Младшая группа» Стр.29 |
9 | 2-я неделя | Предметное окружение | «Одежда» | Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выде-лять основные признаки предметов одежды( цвет, форма, строение, величи-на); Группировать предметы по признакам. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий 3-4 лет» Стр.13 |
10 | 3-я неделя | Социальное окружение | «Папа, мама, я —семья» | Формировать первона-чальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий 3-4 лет» Стр.35-36 |
11 | 4-я неделя | Экология | «Заяц и волк -лесные жители» | Дать первоначальное представление о лесе и его обитателях, зайце и волк( где они живут, чем питаются). | С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада» |
ДЕКАБРЬ |
12 | 1-я неделя | Ознакомление с природой | «Подкормим птиц зимой» | Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду . Младшая группа» Стр.32 |
13 | 2-я неделя | Предметное окружение | «Чудесный мешочек» | Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы созданы природой. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий 3-4 лет» Стр.14-16 |
14 | 3-я неделя | Социальное окружение | «Варвара-краса, длинная коса» | Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке. Формировать уважение к маме. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий 3-4 лет» Стр.36-38 |
15 | 4-я неделя | Экология | «Что есть у ели?» | Познакомить детей со строением ели. Воспитывать бережное отношение к деревьям на примере ели. | С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада» |
ЯНВАРЬ |
16 | 2-я неделя | Предметное окружение | «Найди предметы рукотворного мира» | Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного мира и рукотворного мира. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий 3-4 лет» Стр.17-18 |
17 | 3-я неделя | Социальноеокружение | «Наш зайчонок заболел» | Дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник и т. д. Формировать уважение к маме. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий 3-4 лет» Стр.38-39 |
18 | 4-я неделя | Экология | «Заяц, волк, медведь и лиса- обитатели леса» | Расширять первоначаль-ные представления детей о лесе и его обитателях. | С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада» |
ФЕВРАЛЬ |
19 | 1-я неделя | Ознакомление с природой | «У меня живет котенок» | Продолжать знакомить детей с домашними животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Дать представление о пище домашних животных. Формировать умение правильно обращаться с животными. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду . Младшая группа» Стр.35 |
20 | 2-я неделя | Предметное окружение | «Деревянный брусочек» | Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева; учить выделять признаки дерева. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий 3-4 лет» Стр.19 |
21 | 3-я неделя | Социальное окружение | «Приключение в комнате» | Продолжать знакомить с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, ухаживает за комнатными растениями, стирает и гладит белье и т. д.). Формировать уважение к маме, желание помогать ей. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий 3-4 лет» Стр.41-42 |
22 | 4-я неделя | Экология | «Посадка репчатого лука» | Уточнить представление о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Учить детей сажать луковицы в землю и в воду. | С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада» |
МАРТ |
23 | 1-я неделя | Ознакомление с природой | «Уход за комнатным растением» | Расширять представления о комнатных растениях (о кливии). Закреплять умение поливать растения из лейки. ухаживать за ними. Учить протирать листья влажной тряпочкой. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду . Младшая группа» Стр.37 |
24 | 2-я неделя | Предметное окружение | «Смешной рисунок» | Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверх-ности. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий 3-4 лет» Стр.20 |
25 | 3-я неделя | Социальноеокружение | «Хорошо у нас в детском саду» | Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреж-дения. Воспитывать доброжелательное отношение, гважение к работникам дошкольного учреждения. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий 3-4 лет» Стр.45-46 |
26 | 4-я неделя | Экология | «Айболит проверяет здоровье детей» | Воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание не болеть, укреплять здоровье с помощью пищи, богатой витаминами. | С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада» |
АПРЕЛЬ |
27 | 1-я неделя | Ознакомление с природой | «Изменения в природе» | Обратить внимание детей на природные явления, на изменения, какие происходят в природе весной( таяние снега, набухание почек и т.д.). | С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада» |
28 | 2-я неделя | Предметное окружение | «Опиши предмет» | Совершенствовать умения детей выделять существенные признаки предметов, устанавливать элементарные причинно-следственые связи между предметами. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий 3-4 лет» Стр.29-30 |
29 | 3-я неделя | Социальное окружение | «Няня моет посуду» | Продолжать знакомить детей с трудом сотрудников детского сада – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «Вы». Показать отношение взрослого к труду. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий 3-4 лет» Стр.48-49 |
30 | 4-я неделя | Экология | «Знакомство с лошадью и жеребенком» | Знакомить детей с лошадью и жеребенком. Учить узнавать их на картине. Находить и показывать части тела животных, сравнивать их. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы. | С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада» |
МАЙ |
31 | 1-я неделя | Ознакомление с природой | «Прогулка по весеннему лесу» | Знакомить с харак-терными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать представления о простейших связях в природе. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду . Младшая группа» Стр.37 |
32 | 2-я неделя | Предметное окружение | «Отгадай предмет» | Упражнять детей в назывании основных признаков предметов (цвет, форма, величина, строение, способ использования). | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий 3-4 лет» Стр.31-32 |
| 3-4я неделя МОНИТОРИНГ |
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду . Младшая группа» 2017г.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий 3-4 лет», 2020 г.
С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада»
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей предполагает знакомство с предметным и социальным окружением и ознакомление с природой.
Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли в результате трудовой деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.