Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт»
Педагогический опыт Ткачевой Е.Н. «Духовно- нравственное воспитание младших школьников"
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной.
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.
Воспитательная деятельность в школе в системе духовно- нравственного воспитания осуществляется: через реализацию предметных циклов, классных часов и внеклассную работу.
Внеклассную работу по программе духовно – нравственного воспитания провожу регулярно, системно, в течение учебного года. Учу детей не быть равнодушными и безразличными ко всему, что их окружает. Использую такие формы работы: коллективные творческие дела, участие в акциях, конкурсах, субботниках, проведение открытых мероприятий, встреч, уроков мужества. Традиционными стали мероприятия: посещение музеев; акция памяти «Обелиск»; акция «Собери портфель другу»; рейд «Как живёшь, учебник?» ; экологическая акция «Биощит», «Очистим планету от мусора», «Поможем пернатым друзьям»; трудовая деятельность; трудовой десант, посвящённый Стахановскому движению; участие в месячнике патриотического воспитания; праздник «День пожилого человека», поздравление ветеранов с Днём Победы; акция «С Новым годом, ветеран!», акции « Письмо солдату», «Посылка солдату»; участие в общешкольных уроках мужества и в различных конкурсах.
Основные источники нравственного опыта это, прежде всего, учебная деятельность. Духовное и нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организации урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературному чтению и окружающему миру.
На уроках литературного чтения , при изучении сказок, рассказов, стихов учу ребят различать добро и зло, быть добрыми, честными, справедливыми, милосердными, давать характеристики героям и их поступкам, делать выводы.
На уроках окружающего мира учу детей любить и беречь природу, развивать их знания об истории своего народа, его культуре, традициях, провожу работу по краеведению. Так ученики вместе с родителями берутся за выполнение творческих проектов «Моя малая Родина», «Мои домашние питомцы», «Моя семья» и др.
На русском языке провожу работу по привитию любви к родному языку, культуре общения, рассказываю о важности его изучения.
Все это способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.
Проблема духовно-нравственного оздоровления: восстановление ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность её решения может быть обеспечена только совместными действиями педагогического, ученического и родительского коллективов при условии системного подхода