СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые шаги реализации стандартов для учащихся с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Опыт и проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Первые шаги реализации стандартов для учащихся с ОВЗ.»

Первые шаги реализации стандартов для учащихся с ОВЗ.

Теперь нам надо мыслить креативно

Поставить знак «Равно» учитель – ученик

Учить нам надо так, чтоб было видно:

Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!

Не должен ученик теперь стесняться

Любую мысль свою преподносить 

И нам порой не надо удивляться

Когда мы в спор вступаем с ним

Уметь он должен доказать иное

Коль не согласен он с тобой

Уметь учитывать и мнение другое

Ведь с обществом считаться должен он.

(Гордиенко Елена Борисовна)

Слайд 2.

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Педагог. Долго работал он в школе. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло свой души детям. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.

Как - то раз сидел Педагог под Дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем расположении духа. Думу думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сделать педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее.

Но тут собрались над дубом тучи, подул ветер перемен и принёс ФГОС. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит: Иди туда, не зная куда, и сделай так, не зная как. 

Испугался Педагог обрушившихся перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС успокаивает: «Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Вот тебе в помощь чудо чудное – свиток новшеств (Стандарт)». В нём прописано, как с разными детьми работать, в том числе и с такими сложными и непонятными детьми с ОВЗ.

И пошли ФГОС по стране школьного образования. А Педагог думу думает: как строить педагогический процесс в соответствии с этими требованиями? А педагогический процесс тут как тут. Педагог его и так крутил и сяк крутил, строит, перестраивает.

Слайд 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований к общему образованию разных групп детей (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами) .

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, возникающие при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования.


Слайд4 . В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Слайд 5. Основные эффекты внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ:

  • обеспечение доступности качественного образования всем категориям учащихся за счет сохранения и модернизации системы специального образования, системного становления инклюзивного образования, развития форм семейного образования школьников с ОВЗ;

  • повышение инновационного потенциала базового образования обучающихся с ОВЗ, в том числе за счет реализации деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, культуросообразного подхода в образовании, особого структурирования содержания образования, в том числе через выделение в качестве компонентов «академической грамотности» и «жизненной компетенции»;

  • единение образовательного пространства РФ, обеспечение преемственности общего образования на разных его ступенях и вариантах, создание основы для разумной вариативности в содержании образования и путях его изучения школьниками с ОВЗ с учетом региональной специфики социокультурных потребностей.


Слайд 6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает в себя требования к:

  • структуре адаптированных основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему.


  • результатам освоения адаптированных основных образовательных программ.

условиям реализации адаптированных основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.


Слайд 7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ:

1. Кадровые. Учителя – олигофрено-педагоги, воспитатели, логопеды, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, музыкальный работник, медицинские работники. Специалисты, реализующие программу (вариант С) имеют квалификацию/степень не ниже бакалавра, по направлению специальное (дефектологическое) образование;

2. Финансовые. Обеспечивает исполнение требований стандарта; Обеспечивает реализацию обязательной части адаптивной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

Отражает структуру и объем расходов, необходимых для реализации адаптированной программы.

Осуществляется в объеме не ниже установленного норматива.

3. Материально – технические.

К организации пространства, в котором обучается ребенок с умственной отсталостью;

К организации временного режима обучения;

К организации рабочего места;

К техническим средствам обучения, включая компьютерные инструменты обучения; К специальным учебникам и дидактическим материалам, позволяющим реализовать выбранный вариант стандарта.

4. Информационно-методические.

Предполагает необходимую нормативно правовую базу образования умственно отсталых; Характеристики предполагаемых связей участников образовательного процесса;

Доступ к информационным ресурсам( информация в сети интернет, работа в библиотеке и др.), к электронным образовательным ресурсам, в том числе, федеральным и региональным и проч.


Слайд 8. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при получении НОО должна содержать:

  • описание ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО;

  • связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

  • характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ;

  • типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  • описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при получении НОО должна быть определена на этапе завершения обучения.


Слайд 9. Пять основных направлений деятельности плана действий по обеспечению введения стандарта.

1. нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение введения стандарта

2. финансово-экономическое обеспечение введения стандарта

3. организационное обеспечение введения стандарта

4. кадровое обеспечение введения стандарта

5. информационное обеспечение введения стандарта


Слайд10. Проектная ступенчатая модель введения ФГОС обучающихся ОВЗ состоит из 2 этапов: подготовительного и основного.


Слайд 11. Основные ступени реализации подготовительного периода внедрения ФГОС ОВЗ:

1.Изучение методических материалов по ФГОС обучающихся с ОВЗ.

2. Разработка необходимой документации.

3. Подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС обучающихся ОВЗ.

4. Мониторинг готовности образовательной организации к введению ФГОС ОВЗ обучающихся.


Слайд 12. Основной этап внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ:

1.Комплектование контингента учащихся.

2. Информирование родителей об особенностях и перспективах обучения учащихся с ОВЗ.

3. Осуществление образовательной деятельности в рамках учебной и внеурочной работы.

4.Текущий мониторинг качества внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ, проведение корректировочных мероприятий.


Слайды 13 -14. Научно-методические мероприятия по реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ на уровне общеобразовательного учреждения:

1. Мониторинг профессиональной готовности педагогов к реализации коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС с ОВЗ.

2.Разработка плана (раздела плана) методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС обучающихся с ОВЗ.

3. Составление плана-графика поэтапного повышения квалификации учителей- предметников по вопросам введения ФГОС обучающихся с ОВЗ.

4. Обеспечение консультационной методической поддержки учителей-предметников по вопросам реализации адаптированной основной образовательной программы.

5. Разработка АООП НОО ОУ.

6. Разработка программ учебных предметов, курсов обязательной части учебного плана (с обязательным включением курсов региональной направленности).

7. Разработка программы духовно-нравственного развития.

8. Разработка коррекционной программы. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.

9. Разработка программы формирования УУД у обучающихся с ОВЗ.

10. Разработка программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

11. Разработка программы внеурочной деятельности.

Проблемы организации обучения детей с ОВЗ в со­временной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигать­ся в темпе, предусмотренном стандартной программой. Поэтому основное значение инклюзивного подхода в обучении – это соз­дание гибкой образовательной среды, удов­летворяющей каждого ребенка, соответству­ющей индивидуальным интеллектуальным, физическим и психическим потребностям. Несомненным плюсом для общества является интеграция и социализация детей с ОВЗ. Но главное в ведении совместного обу­чения детей с ОВЗ – это искоренение дискриминации и воспитание толерантности: дети учатся милосер­дию, взаимоуважению и терпимости. Итогом внедрения такой методологии должно стать улучшение качества жизни учащихся в целом и тех из них, кто относится к социально-уяз­вимым группам. Кроме того, инклюзивное об­разование способствует нравственному оздо­ровлению общества.