СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Письменное сложение трехзначных чисел».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Письменное сложение трехзначных чисел».

Цель урока: формировать умение выполнять письменное сложение трехзначных чисел.

Задачи:

·        повторить поразрядный способ сложения чисел;

·        сформулировать алгоритм сложения трехзначных чисел;

·        формировать умение применять его в различных случаях;

·        развивать речь учащихся, активизировать логическое мышление., формировать устойчивость внимания;

·        воспитывать положительную мотивацию к предмету, чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование: тетради, учебник математики , звезды с цифрами, звезды с числами и заданиями для команд,звезды с буквами, карточки, плакаты с заданиями для трех команд , карточки с задачей, карточки –помогайки с алгоритмом письменного сложения, плакаты с изображением астероидов, планет, лазерный фонарик, значки команд.

Ход урока:

 

1.     Организационный момент. Создание психологического комфорта.(3 мин)

-         Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит. Урок у нас будет удачным.

-         Давайте прочитаем слова, записанные на доске:

Пусть суровые ветры нам дуют в лицо,

Все пути нам, ребята, открыты,

Мы поднимемся к звездам, проплывем по морям,

Мы – искатели, мы – следопыты.

-         Подумайте над словами этого стихотворения. Чем мы будем заниматься на уроке? ( Будем преодолевать трудности, выполнять сложные задания, узнавать новое.)

-         Действительно, мы многое узнаем, сделаем открытие и совершим сказочное путешествие в космос. В космическом пространстве нам нужно будет не пропустить ни одного сигнала бедствия. Мы будем помогать всем, кто в этом нуждается.

На доску вывешивается плакат с изображением космоса.

2.     Актуализация знаний.(7-10 мин.)

-         Давайте проверим, готовы ли вы к такому путешествию.

-         Дети делятся по рядам на команды звездочетов  зеленой, желтой и красной планет

На доске : 

                   

(Звезды красного цвета с цифрами: 9, 0, 1;  желтого цвета с цифрами: 2, 6, 7;  зеленого цвета с цифрами: 4, 8, 3.)

-         Назовите числа, которые можно составить, используя звезды красного цвета. ( 109, 901, 910, 190) ( Числа выставляются на магнитной доске.)

-         О чем говорит цифра «0»в этих числах? (Об отсутствии какого-то разряда.)

-         Назовите самое маленькое число.(109) Что обозначает цифра 0 в этом числе?

-         Назовите разрядный состав этого числа. ( 1 сотня, 0 десятков, 9 единиц.)

-         Назовите наибольшее число. (910.) Что обозначает цифра 0 в этом числе?

-         Назовите предыдущее для него число.(909) Последующее. (911)

 

-         Составьте и назовите числа, используя звезды желтого цвета. (267, 276, 627, 672, 726, 762.) (Числа выставляются на магнитной доске.)

-         Назовите  число, которое содержит 26 десятков.(267.)

-         Сколько сотен, десятков и единиц в этом числе? (2с. 6дес. 7 ед.)

-         Сколько всего единиц в этом числе? (267 ед.)

-         Назовите число, которое содержит 72 дессятка. (726.)

-         Сколько всего единиц в этом числе? ( 726 ед.)

-          

-         Составьте и назовите числа, используя звезды зеленого цвета. (483, 438, 348, 384, 834, 843.)

-         Расположите числа в порядке возрастания.

       -   Назовите самое маленькое число. (348.)

-         Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.(300+ 40+ 8)

-         Назовите самое большое число. (843.)

-         Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых. (800+40+3)

-         Итак, что общего у всех чисел, которые вы составили. (Они трехзначные.)

-         Почему они так называются? (Они состоят из трех знаков (цифр).)

-         Назовите, из каких разрядов состоят трехзначные числа? (Из сотен, десятков, единиц.)

-         Я вижу, что к путешествию вы готовы, можно отправляться в путь.(На доске вывешивается картинка с изображением летательного аппарата.)

-         Ваши тетради сегодня превращаются в бортовые журналы.

Запишите число. Классная работа.

-         На нашем пульте управления загорелась красная лампочка. Это значит, что нас просят о помощи. Приземляемся. Стало известно, что к ближайшей от нас планете приближаются астероиды. Нам нужно изменить траекторию их полета, для этого нужно узнать номер каждого астероида и расположить их в порядке убывания.

На доске открывается плакат с изображением падающих астероидов.

 
 

 

   ( 300 + 40 + 5) + ( 200 + 20 + 4)

   (600 + 30 + 2 ) + (20 + 4)

 
 

 

       ( 400 + 20 + 3 ) + ( 200 + 50 + 6)

-         Найдите значение каждого выражения удобным способом. Что для этого надо сделать? (Сначала складывать сотни, потом десятки, затем единицы и полученные результаты сложить.)

-         Какие числа вы складывали в каждом выражении.

               -    Расположите астероиды в порядке убывания (удаления).

-         Молодцы! Вы помогли спасти планету. Наш корабль продолжает свое путешествие. Но что это? Опять слышен сигнал бедствия. Приземляемся.

3.     Постановка учебной задачи.(4-5 мин.)

-         На этой планете находится группа ученых-землян. Они проводят здесь свои расчеты. Но на их  станцию прорвались космические пираты и уничтожили расчеты. Мы должны помочь восстановить эти расчеты.

На доске открывается запись:

 

              6 3                        5 9                 543

           +     5 7                  +  6 4              +155

              6 8 7                  1 1 3                 699

-         Найдите ошибки. ( В первом примере неверно записаны слагаемые, а во втором – неверно выполнены вычисления.)

-         Запишите и решите эти примеры в тетрадях правильно. (Один ученик у доски работает самостоятельно.-        Проверка: проговаривание правильного решения.

Если возникло затруднение:                                 Если нет затруднения:

-   В чем причина затруднения?                    - Чем последний пример    

  (Не известен алгоритм                                  отличается от предыдущих?

сложения трехзначных чисел.)            Складываются трехзначные числа.)

-         Какова тема нашего урока? (Письменное сложение трехзначных 

    чисел.                                                                    

-         Чему мы будем учиться на уроке  ?  (Будем учиться строить алгоритм сложения трехзначных чисел или уточним этот алгоритм.)

4.     «Открытие» детьми нового знания.(4 мин)

-         Каким способом вы предлагаете строить новый алгоритм? (По аналогии с алгоритмом сложения двухзначных чисел.)

-         Как будем записывать трехзначные числа в столбик? (Так же как и раньше: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.) Это первый шаг.

-         Как будем вести сложение? ( Так же по разрядам.)

-         2-й шаг – складываем единицы…

-         3-й шаг – складываем десятки…

-         4-й шаг – складываем сотни…

-         5-й шаг – читаем ответ.

-         Повторите ещё раз алгоритм сложения трехзначных чисел. (Одновременно выставляются карточки-помощники( шаги алгоритма) на доске.)

-         Откройте учебник на с. 59. прочитайте вывод , данный в учебнике. Сравните его с выводом, который мы составили сами. (Они одинаковы.)

-         Итак, значит мы с вами вывели правильный алгоритм.

Физкультминутка.

 Не зевай по сторонам,

Ты сегодня космонавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Руки  в стороны поставим,

Правой левую достанем,

А потом наоборот.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок.

Раз, два, три, четыре,

Плечи выше, руки шире…

Опускаем руки вниз,

И за парты вновь садись!

5.     Первичное закрепление.

Самостоятельная работа с самопроверкой.(5-7 мин.)

-                          Какое открытие мы с вами сделали? Как выполнять письменное сложение трехзначных чисел?

         - Пользуясь выведенным алгоритмом, выполним остальные расчеты

                 ученых . У вас на партах лежат карточки с заданиями, и на доске они продублированы, каждый участник команды решив свое задание, может выйти к доске и отобразить свой результат.(Дети выполняют задания 

Команда  № 1.

Реши примеры:

         115       338      137      513     264      348

          + 263     +   51    + 622  +  344   +735     +231

 

 

 

 

 

Команда  №2. Реши примеры:

      2 6 3         2 8 6      3 2 6       2 5 3       3 2 5        2 2 8

   +  45 1      +    3 1 6    + 4 8 1    +    7 6     + 5 1 4      + 5 1 3

Команда №3.

Запиши примеры в столбик и реши их.

115 + 285             604 + 156                156 + 139

417 + 367             398 + 87                  188 + 58

-         Проверьте, правильно ли вы выполнили по эталону. (Даются ответы к заданиям.)

-         Оцените свою работу, поставьте на полях:

                  +     справился

                  ?    сомневался

                           -    не справился

-         Молодцы! Вы хорошо потрудились и ценные сведения, уничтоженные пиратами восстановлены.

6. Включение  нового знания в систему знаний .(7-8 мин.)

-         Мы пролетели большую часть пути. Нас просят приземлиться на планету роботов, где вышел из строя главный робот. Чтобы он заработал мы должны выяснить , хватит ли ему деталей для ремонта.

-         Прочитайте задачи на карточках.

                                                Задача № 1.

В первый день для ремонта робота на планету доставили 250 деталей, а во второй день в 3 раза больше. На сколько больше деталей доставили во второй день, чем в первый?

                                                  Задача № 2.

В первый день для ремонта робота на планету доставили 254 детали, а во второй день  на 167 детали больше. Сколько всего деталей доставили на планету за два дня ?

-         Выберите ту задачу, для решения которой мы будем использовать новый алгоритм сложения трехзначных чисел. (Задача № 2.)

-         О чем говорится в задаче?

-         Что  известно в задаче?

-         Какой вопрос?

-         Какие слова для краткой записи нужно взять?

-         Что для этого надо знать?

-         Все ли нам для этого известно?

-         Можем узнать?

-         Как?

-         Как узнать сколько всего деталей доставили на планету?

-         Запишите решение задачи самостоятельно. Сложение выполните письменно.

(Один ученик работает у доски.)

 

1)            254

      + 167

                            421 (д.) доставили во второй день.

 

2)            421

      + 254

        675 (д.)

Ответ: всего на планету доставили 675 деталей.

 

-         Мы узнали, сколько привезли деталей, но не знаем, сколько  необходимо роботу для ремонта. Чтобы узнать это число, давайте решим уравнение:

                    Х - 347 = 272

                    Х = 272 + 347          272

                    Х= 619                   + 347

                                                            619  

- Хватит ли роботу доставленных деталей? (Да.)  

8.     Итоговая рефлексия.(3-4 мин.)

-Робота мы починили, пора возвращаться домой. Посмотрите , какое чудесное созвездие нам встретилось по пути домой.

(Открывается плакат (надпись выполнена из звездочек):

                                   Н А С Т Р О Е Н И Е

-         Давайте на память возьмём себе по одной звездочке. Если к концу путешествия у вас отличное настроение, то возьмите красную звездочку, если хорошее – желтую, не очень хорошее – зеленую.

-         С чем связано ваше настроение?

-         Оцените свою работу на уроке.

-         Какую задачу ставили?

-         Удалось ли решить поставленную задачу?

-         Каким способом получили новый алгоритм?

-         Где можно применить новое знание?

-         Что на уроке у вас хорошо получалось?

-         Над чем еще надо поработать?

После подведения итогов, учитель награждает команды призами.

9.Домашнее задание: составить и решить по одному примеру на новый алгоритм