СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 8-х классов содержание урока и рекомендации по выполнению домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока.»

Урок № 34

Тема: «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока».

Цель: изучить строение желудка в связи с выполняемыми функциями; рассмотреть процесс пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке, механизмы регуляции выделения желудочного сока; раскрыть роль поджелудочной железы, печени, желез кишечника в пищеварении; продолжить знакомство с понятиями «фермент», «субстрат».

Актуализация материала

Вопросы:

1. Как пища попадает в желудок?

2. Как изменяется в желудке пищевой комок?

3. Почему в желудке перевариваются белки, но стенка желудка не страдает?

4. Как пища попадает в двенадцатиперстную кишку?

5. Как изменяются в ней белки, жиры и углеводы?

6. Как работают пищеварительные ферменты?

Содержание урока

Желудок

Из глотки сформировавшийся в ротовой полости пищевой комок попадает в пищевод. Устье пищевода снабжено кольцевыми мышцами, которые препятствуют обратному движению пищи из желудка в пищевод. В желудок пища попадает измельченной и пропитанной слюной. С наружной поверхности пищевой комок подвергается действию желудочного сока, а внутри его продолжается действие слюны. Постепенно пищевой комок распадается и превращается в кашицу, которая обрабатывается желудочным соком.

Желудок – самая широкая часть пищеварительного канала (рисунок 75 «Желудок» на странице 166 учебника). Он располагается под диафрагмой в левой части живота. Форма и размеры желудка изменяются в зависимости от объема принятой пищи. Желудок взрослого человека может вместить до 3 литров пищи.

В слизистой оболочке желудка находится множество желез. Одни из них выделяют слизь, которая защищает стенки желудка от действия на них желудочного сока и раздражающих веществ пищи, другие выделяют соляную кислоту. Есть железы, выделяющие фермент пепсин, расщепляющий белки. Соляная кислота не только создает необходимую среду для работы фермента, но и уничтожает многие вредные микроорганизмы, проникшие с пищей.

В среднем слое стенки желудка находится мышечная оболочка, состоящая из гладких мышц. Их сокращение способствует лучшему перемешиванию пищи и пропитыванию ее желудочным соком. Постепенно мышцы проталкивают пищевую кашицу к двенадцатиперстной кишке. На границе между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится кольцевая мышца - сфинктер. Периодически он открывается и пропускает полупереваренную пищу в двенадцатиперстную кишку.

Если человек съел недоброкачественную пищу, возникает рвотный рефлекс и содержимое желудка выбрасывается наружу. Рвота может быть вызвана также раздражением корня языка, где наряду с рецепторами глотательного рефлекса, а также чувствительными рецепторами к горькому находятся и рецепторы рвотного рефлекса. Раздражение корня языка пальцами применяют для вызывания искусственной рвоты, когда возникает необходимость удалить из желудка недоброкачественную пищу.

Двенадцатиперстная кишка

Двенадцатиперстная кишка – начальная часть тонкой кишки. Вся тонкая кишка имеет длину 5-6 м, двенадцатиперстная кишка – 27-30 см, что примерно соответствует ширине сложенных вместе двенадцати пальцев (рисунок 76 «Расположение печени, желудка и поджелудочной железы» на странице 168 учебника).

В двенадцатиперстную кишку поступает сок поджелудочной железы и желчь из печени. Желчь - это зеленовато-желтоватая жидкость горького вкуса. Под ее воздействием жиры распадаются на малейшие капельки, так что общая их поверхность увеличивается. В таком виде они становятся более доступными для действия ферментов. Кроме того, желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы, в частности трипсин – фермент, расщепляющий белки до аминокислот.

Пищеварительный сок поджелудочной железы содержит ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы. Подобным образом действует кишечный сок, выделяемый остальными отделами тонкой кишки.

Пищеварительные ферменты

Расщепление пищи происходит под действием биологических катализаторов – ферментов, представляющих собой белки сложного строения. Пищеварительные ферменты наиболее активны при температуре 37-39℃. Вещество, на которое действует фермент, называют субстратом. Каждый фермент обладает специфичностью, то есть действует на строго определенный субстрат. При этом каждый фермент работает только при определенных условиях: ферменты слюны – в слабощелочной среде; ферменты желудка – в кислой среде; ферменты поджелудочной железы – в слабощелочной среде. При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют активность.

Микроорганизмы кишечника

В тонкой и толстой кишке находятся полезные для организма кишечные палочки, а также незначительное количество вредных микроорганизмов, вызывающих гниение белка и брожение углеводов.

При нормальной активности пищеварительных ферментов кишечная палочка активно размножается и сдерживает размножение вредных микроорганизмов. Она полезна еще и тем, что выделяет ферменты, способствующие пищеварению, а также синтезирует некоторые витамины. Но при ухудшении условий жизнедеятельности кишечной палочки, которое происходит при неправильном питании или обоснованном применении антибиотиков, размножение ее приостанавливается. Это улучшает условия жизни для гнилостной или бродильной микрофлоры. Возникает особое заболевание - дисбактериоз.

При дисбактериозе происходит усиленное образование кишечных газов, нарушение всасывания воды в толстой кишке, снижение эффективности пищеварения. Заболевание нарушает самочувствие человека вследствие отравления организма продуктами жизнедеятельности вредных микроорганизмов.

Закрепление

Вопросы:

1. Как пищевой комок попадает в желудок?

2. Где располагается желудок?

3. Какую функцию выполняет внутренний железистый слой желудка?

4. Какое значение в составе желудочного сока имеет соляная кислота?

5. Какую функцию выполняет мышечный слой стенки желудка?

6. Как пища попадает в двенадцатиперстную кишку?

7. Протоки каких пищеварительных желез впадают в двенадцатиперстную кишку?

8. Какова функция желчи, выделяемой печенью?

9. Что такое фермент? Назовите известные вам пищеварительные ферменты.

10. Будет ли действовать пепсин, если соляную кислоту желудочного сока нейтрализовать щелочью?

11. Каково значение кишечной палочки?

Обобщение

Вывод:

Домашнее задание:

1. Параграф 32 на страницах 166-169 учебника.

2. Вопросы 1-11 на страницах 169-170 учебника.

3. Словарь: пищевод, желудок, пепсин, сфинктер, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, трипсин, печень, желчь, фермент, субстрат, кишечная палочка, дисбактериоз.


Лабораторная работа

Тема: «Действие слюны на крахмал»

Оборудование: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, вата, спички, блюдце, аптечный йод (5%-й), вода.

Предварительные пояснения

Цель этого опыта – показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Известно, что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно узнать, где он сохранился. При обработке крахмала ферментами слюны он разрушается, если ферменты активны. В этих местах крахмала не остается, поэтому они не окрашиваются йодом и остаются светлыми.

Ход работы

1. Приготовьте реактив на крахмал – йодную воду. С этой целью в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода (аптечный 5%-й спиртовой раствор) до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.

2. Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной, а затем этой ватой со слюной напишите букву на накрахмаленном бинте.

3. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 минуты).

4. Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания.

Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится белая буква.

Ответьте на вопросы:

1. Что было субстратом, а что – ферментом, когда вы писали букву на бинте?

2. Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении этого опыта?

3. Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить?

3