областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Рассмотрено и одобрено
на ПМПК консилиуме
филиала ОГКОУШ №39
протокол №_____ от ____________
____________________
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(обучение на дому)
на ученика 8«б» класса
Шигабутдинова Марса
ответственный за реализацию:
учитель
Ульяновск, 2018 г.
Структура СИОП.
Общие сведения о ребёнке.
Психолого-педагогическая характеристика.
Индивидуальный учебный план.
4.Содержание образования.
4.1. Пояснительная записка.
4.2. Планируемые результаты освоения СИОП.
4.3. Критерии и нормы оценки ЗУН учащегося по предметам.
5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИОП.
6.Перечень задач, форм мероприятий сотрудничества с семьёй обучающегося.
7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
8. Приложения.
1. Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: Шигабутдинов Марс Ирекович
Возраст ребенка: 15 лет
Место жительства: домашний адрес Ульяновская область, Ульяновский район, д. Максимовка, ул. Максима Горького д.1а
Родители (лица их заменяющие): опекун Дмитриева Наталья Александровна
Год поступления в ОГКОУШ № 39: 01.09.2014
Класс обучения: 8
Группа (особые потребности): нуждается в безбарьерной среде.
2. Психолого-педагогическая характеристика
на обучающегося 8 «б» класса Шигабутдинова Марса Ирековича, 28.04.2003 года рождения. Обучается в школе с 1 сентября 2011 года .С 1 сентября 2016 года по рекомендации ПМПК № 72/21 от 21.10.2015 года обучается по адаптивной основной общеобразовательной программе вариант 1, для детей с лёгкой умственной отсталостью 8 класса. Рекомендовано обучение очное с полной включенностью, нуждается в индивидуальных и групповых занятиях с логопедом, психологом, дефектологом.
Мать: Шигабутдинова Наталья Николаевна, отец: Шигабутдинов Ирек Мидхатович ограничены в родительских правах, участие в жизни ребенка не принимают.
К учебе относится ответственно. Учебные навыки сформированы. Работоспособность нормальная, сохраняется до конца урока. В работу включается быстро темп деятельности высокий выполнения задания, динамика обучения на достаточном среднем уровне. Трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Память механическая, избирательная. Мышление наглядно-действенное. Навыки самообслуживания сформированы. Эмоциональный фон в последнее время у подростка нарушен: отмечается резкая смена настроений без особых на то причин. В состоянии аффекта способен нанести вред своему здоровью и здоровью окружающих.Присутствуют суицидальные мысли.
Чтение и развитие речи. Читает тексты, короткие рассказы, темп чтения быстрый. Чтение монотонное. Прочитанный текст из-за ошибок понимает не всегда. Рассказать о прочитанном может с помощью наводящих вопросов и опорных слов. Заучивает стихотворения с помощью учителя. Подробный пересказ текста затруднен.
Математика. Знает цифры до 1000000. Владеет прямым счетом (механическим), в пределах 1000 обратный счет выполняет с помощью учителя. Знание числовой последовательности сформировано.Арифметические действия выполняет ,но с большим количеством ошибок(вычитание, деление).Решать составные задачи самостоятельно не может. При решении примеров и задач на умножение и деление пользуется таблицей. Сравнивает числа и величины самостоятельно. Знает геометрические фигуры.
Письмо и развитие речи. Почерк отличается аккуратностью, разборчив. Соблюдает при письме строчку. Правила правописания знает, но на письме не умеет принимать. Пишет под диктовку, но с большим количеством ошибок. Списывает с учебника печатный текст . В разборе слова по составу самостоятельно выделяет корень, окончание с помощью учителя выделяет приставку и суффикс. Усвоил главные члены предложения ,а пунктуацию не понял, знаки расставить затрудняется. Не ориентируется в однородных членах предложения и сложных предложениях. Части речи определяет с ошибками и только по опорам, парадигмой их изменения не владеет в достаточной степени.
Изобразительное искусство. Знает основные цвета, определяет их по образцу и словесной инструкции. Кисть, карандаш держит правильно. Рисует самостоятельно обводит трафарет, шаблоны. Знаком с понятиями натюрморт, портрет.
3.Приоритетные образовательные предметы:
1.Чтение и развитие речи
2.Письмо и развитие речи
3.Математика
5.Изобразительное искусство
6.Музыка и пение
7.Физкультура
8.Профессиональное трудовое обучение
9.ОБЖ
10.Социально-бытовая ориентировка.
Индивидуальный учебный план на 2018 – 2019 учебный год.
Образовательные области | Количество часов в неделю | Количество часов в год | |
Общеобразовательные курсы: | | | |
Чтение и развитие речи | 1 | 34 | |
Письмо и развитие речи | 2 | 68 | |
Математика | 2 | 68 | |
Природа | | | |
Биология | 1 | 17 | |
География | 1 | | |
Искусство: | | | |
Изобразительное искусство | 0,5 | 17 | |
Музыка и пение | 0,5 | 17 | |
Физкультура | 0,5 | 17 | |
Трудовая подготовка | | | |
Профессионально- трудовое обучение | 2 | 68 |
ОБЖ | 0,5 | 17 |
Социально-бытовая ориентировка (СБО) | 0,5 | 17 | |
Итого: максимальная нагрузка на учащегося | 10 | 340 | |
4. Содержание образования.
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов», под редакцией Воронковой В.В. - М.: Просвещение, 2011г.
- учебного плана школы;
- индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида
- рекомендаций ПМПК.
Программа включает следующие разделы:
Обоснование выбора данной программы.
Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития (обучения на дому) в связи его с психо-физическими особенностями.
Данная учебная программа составлена для обучающейся с лёгкой умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для социализации её жизни в обществе путём формирования практических представлений, знаний, умений и навыков, позволяющих достичь обучающейся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Целью реализации такой программы является обретение обучающейся предметных знаний и таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.
Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Занятия планируются педагогом с учетом необходимости индивидуального подхода при планировании занятий, а также многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных знаний, умений и навыков.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с лёгкой умственной отсталостью.
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.
4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
6.Бытовая ориентация, профессиональная ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, с опорой на наглядный материал, с выполнением учащимся письменных и творческих работ.
Планируемые результаты освоения СИОП.
Математика.
2 часа в неделю (68 часов в год).
Математика в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Предлагаемая специальная индивидуальная программа развития по математике ориентирована на учебник для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /МАТЕМАТИКА. 8 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Эк.Москва «Просвещение»2006
Задачи преподавания математики:
1.Формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
2. Максимальное общее развитие учащегося, коррекция недостатков познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей ученика на различных этапах обучения;
3.Воспитание у школьника целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция переключаемости и распределения внимания.
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция произвольного внимания.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Развитие самостоятельности, аккуратности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного, смежных углов, сумму углов треугольника;
- элементы транспортира;
- единицы измерения площади, их соотношения;
- формулы длины окружности, площади круга.
.
Учащиеся должны уметь :
- присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах 1000000;
- выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное целое число натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей;
- находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью;
- находить среднее арифметическое нескольких чисел;
- решать арифметические задачи на пропорциональное деление;
- строить и измерять углы с помощью транспортира;
- строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
- вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;
- строить точки, отрезки симметричные данным относительно оси, центра симметрии.
Примечания.
Обязательно:
- уметь выполнять четыре арифметических действия с натуральными числами в пределах 10 000; по возможности с десятичными и обыкновенными дробями;
- знать наиболее употребительные единицы площади;
- знать размеры прямого, острого и тупого угла в градусах;
- находить число по его половине, десятой доле;
- вычислять среднее арифметическое нескольких чисел;
- вычислять площадь прямоугольника.
Содержание предмета.
1. Нумерация (7 часов)
Отсчитывание чисел 2, 20, 200, 2000, 20000; 5, 50, 5000, 50000; 25, 250, 2500, 25000 в пределах 1000000, устно, с записью получаемых при счете чисел, с использованием счетов. - письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерений одной; двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях.
Геометрический материал - градус, обозначение: 1 . - градусное измерение углов. - величина острого, тупого, развернутого, полного угла. - транспортир, построение и измерение углов с помощью транспортира. - смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника - построение точки, отреза, треугольника, четырехугольника, окружности симметричных данным относительно оси, центра симметрии.
2. Обыкновенные дроби (12 часов)
Образование дроби. – компоненты дроби. – сравнение дробей. – сокращение дробей. – сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем. – приведение дробей к общему знаменателю. – смешанные числа.
Геометрический материал - площадь. Обозначение: S. - единицы измерения площади: 1 кв.мм, (1 мм2 ), 1 кв.см (1 см2 ), 1 кв.дм (1 дм2 ), 1 кв.м (1 м2 ), 1 кв.км (1км2 ), их соотношения. - построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере углов, принадлежащих к ней. – построение треугольника, четырехугольника, окружности симметричных данным относительно центра симметрии.
3. Обыкновенные и десятичные дроби (19часов)
Замена целых и смешанных чисел неправильными дробями. - умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей (в том числе чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях) на однозначные, двузначные целые числа. - простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью, среднего арифметического двух и более чисел. - составные задачи на пропорциональное деление, на части, способом принятия общего количества за единицу.
Геометрический - единицы измерения земельных площадей: 1 га, 1 а, их соотношения. - измерение и вычисление площади прямоугольника. - числа, полученные при измерении одной, двумя единицами площади, их преобразования, выражение в десятичных дробях.
4. Арифметические действия с целыми и дробными числами (20часов)
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по математике
Оценка устных ответов учащихся:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Оценка письменных работ учащихся:
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но допущена одна ошибка или два-три недочета в примерах или в задаче, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в решениях примеров и задач, рисунках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Биология.
1 час в неделю (34 часа в год).
Программа ориентирована на учебно-методический комплект:
Учебник «Биология животные» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторы: А.И. Никишов, А.В.Теремов, Москва «Просвещение», 2004
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Основными задачами преподавания биологии являются:
- сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы;
- формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений и животных;
- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;
- первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь. В разделе «Животные» (8класс) учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение
Коррекционно-развивающие задачи по природоведению.
Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.
Корректировать познавательную возможность и интересы.
Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.
Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.
Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося.
В результате изучения курса биологии в 8 классе обучающиеся
должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Введение
Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая). Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.
Беспозвоночные животные
Общее знакомство
Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета). Многообразие беспозвоночных: черви, медузы, раки, пауки, насекомые.
Черви
Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого объекта или влажного препарата.
Насекомые
Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду, местам обитания, питанию.
Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал и др. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.
Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.
Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие — по выбору учителя).
Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).
Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.
Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых — вредителей сельскохозяйственных растений, показ видеофильмов.
Практическая работа
Зарисовка насекомых в тетрадях.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных
Наличие позвоночника и внутреннего скелета. Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Рыбы
Общие признаки рыб. Среда обитания.
Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.
Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.
Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.
Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход.
Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.
Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в зависимости от местных условий).
Земноводные
Общие признаки земноводных.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития).Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе. Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза земноводных и их охрана.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Практические работы
Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).
Пресмыкающиеся
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития).
Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие.
Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).
Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и видеофильмов.
Практические работы
Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.
Птицы
Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.
Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).
Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
Хищные птицы: сова, орел.
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых.
Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.
Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.
Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами.
Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.
Демонстрация скелета курицы, чучел птиц.
Прослушивание голосов птиц.
Показ видеофильмов.
Экскурсия для наблюдения за поведением птиц в природе (или экскурсия на птицеферму).
Практические работы
1. Подкормка зимующих птиц.
2. Наблюдение и уход за птицами в живом уголке.
Млекопитающие животные
Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).
Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные звери, морские, приматы) и сельскохозяйственные.
Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение.
Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пищи. Черты сходства и различия.
Псовые (собачьи): волк, лисица.
Медвежьи: медведи (бурый, белый).
Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на зверофермах.
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.
Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и значение.
Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.
Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень и др.).
Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.
Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской аквариум).
Практические работы
Зарисовки в тетрадях.
Игры (зоологическое лото и др.).
Сельскохозяйственные млекопитающие
Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.
Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.
Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды.
Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.
Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.
Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство.
Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека.
Демонстрация видеофильмов (для городских школ).
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по биологии .
Критерии оценивания знания учащихся 1 уровня.
Отметка «5»
— правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
-полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
-четко и правильно даны определения;
-ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»
-раскрыто основное содержание материала;
-в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения.
-ответ почти самостоятельный;
Отметка «3»
-усвоено основное содержание материала;
-определения понятий не четкие;
-допущены ошибки и неточности в изложении.
.
Мониторинг осуществляется через:
· Пересказ в соответствии с планом.
· Ответы на вопросы.
· Использование учебника как справочника.
· Самостоятельные работы.
· Контрольные работы.
· Тестовый материал.
· Экскурсии.
· Наблюдения.
География
1 час в неделю (34 часа в год).
Рабочая программа "География для 8 класса" составлена на основе программы "География" Т.М.Лифановой из сборника "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида" 2006г под редакцией И.М.Бгажноковой.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение географии в объеме 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Изучение географии в специальной (коррекционной) школе расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Курс 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной , Южной Америки и государств Евразии. Учитель знакомит учащихся не только с природой различных континентов, но и с населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами. Дается обзор природных условий материку, на котором мы живем.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- Атлантический, Северно-Ледовитый, Тихий, Индийский океаны, географическое положение и их хозяйственное значение;
- особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения;
- особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств.
Учащиеся должны уметь:
- показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;
- определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;
- находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
"Введение" рассчитано на знакомство с новым курсом географии, новыми учебниками, атласами и правилами пользования ими.
В разделе "Океаны" идет знакомство с географическим положением, природой и хозяйственным значением океанов для человека.
В разделах "Африка", "Австралия", "Северная Америка", "Южная Америка", "Антарктида", "Евразия" учащиеся знакомятся с географическим положением материка, его климатическими особенностями, растительным и животным миром, а также населением и крупными государствами.
В процессе изучения каждого материка учащиеся наносят на контурную карту названия наиболее крупных географических объектов, данных в программе.
Раздел "Государства Зарубежной Европы" рассчитан на знакомство учащихся со странами Северной Европы, Южной Европы, Западной Европы и Восточной Европы. Учащиеся знакомятся с географическим положением государств, их столицами, населением и их занятиями.
При изучении раздела "Государства Ближнего Зарубежья" обращается внимание учащихся на бывшие союзные республики, их развитие и связи с Россией.
Раздел"Повторение" рассчитан на закрепление знаний учащихся, полученных в течении учебного года.
Критерии оценивания знания учащихся
Отметка «5»
— правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
-полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
-четко и правильно даны определения;
-ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»
-раскрыто основное содержание материала;
-в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения.
-ответ почти самостоятельный;
Отметка «3»
-усвоено основное содержание материала;
-определения понятий не четкие;
-допущены ошибки и неточности в изложении.