Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5 г. Морозовска»
| «Утверждаю» |
| Директор МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска» |
| Приказ от _______________________ № ____ |
| ______________/Л.Н.Мухортова/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Курс: научное общество учащихся «Юный физик»,
Учитель: Величко Анна Борисовна 1 категория
Класс: 10б
2018 – 2019 учебный год
Согласованно:
Член
методического совета: _____________
МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»
Протокол №___
от____________ 2017 года
Структура рабочей программы:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
Пояснительная записка:
Организация и проведение часов внеурочной деятельности по предметам школьной программы ведется в рамках занятий «Научных обществ учащихся», далее (НОУ).
НОУ – это добровольное объединение обучающихся и педагогических работников, призванное развивать и совершенствовать знания обучающихся в определенной области науки, а также умения и навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, под руководством педагога.
Приоритетной задачей НОУ является организация научно-исследовательской и проектной деятельности. Для реализации этой задачи определены
Основные направления работы НОУ:
- раннее раскрытие научных и творческих интересов обучающихся;
- вовлечение гимназистов в научно-исследовательскую деятельность, в соответствии с их интересами;
- знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
- обучение работе с научной литературой и другими ресурсами;
- участие в научно-практических конференциях, турнирах, конкурсах, олимпиадах;
- посещение выставок, связанных с темами проектных работ.
Основные направления работы педагога:
-проведение консультаций в ходе исследований гимназистов;
- рецензирование проектно-исследовательских работ гимназистов при подготовке их к участию в конкурсах, конференциях и турнирах.
Цели и задачи:
- создание условий для раскрытия интересов и склонностей обучающихся к
научно-исследовательской и проектной деятельности;
- развитие у обучающихся навыков самостоятельной поисковой деятельности;
- расширение кругозора и эрудиции обучающихся в области достижений
современной науки;
- ознакомление с методами планирования и организации научно-исследовательской и проектной деятельности;
- обучение навыкам работы в творческих и научных группах;
- активное включение гимназистов в процесс самообразования и саморазвития;
- организация научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно, под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Личностные результаты освоения учебного курса должны отражать:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
3) готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4) навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной деятельности;
5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
6) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
7) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения учебного курса должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Индивидуальный проект выполняется учащимися в форме исследовательской работы (исследовательского проекта, научного исследования, учебного исследования).
Исследовательская работа является одной из форм самообразования.
Виды исследовательской работы:
- проблемно-реферативный (аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения);
- аналитико-систематизирующий (наблюдение, фиксация, анализ, синтез,систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений);
- диагностико-прогностический (изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования));
- изобретательско-рационализаторский (усовершенствование имеющихся,проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов);
- экспериментально-исследовательский (проверка предложения о подтверждении или опровержении результата);
- проектно-поисковый (поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний).
Этапы и календарный план выполнения исследовательской работы
Срок выполнения | Этап работы |
До середины сентября | Определение научной (предметной) сферы, темы исследования. Выбор научного руководителя. |
Сентябрь-октябрь | Работа с источниками информации (библиотеки, архивы, интернет). Чтение научной литературы и источников. Конспектирование. Сбор информации. |
Конец октября | Постановка цели и задач исследования. Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы. |
Ноябрь - декабрь | Аналитическая часть работы. Выбор методов исследования, частных методик. Создание структуры исследовательской работы (с названиями глав, параграфов). Написание введения. Предзащита (защита введения). |
Январь | Описание теоретической части исследования. |
Февраль | Проведение опытно-экспериментальной части работы. Обработка результатов опытно-экспериментальной части. Получение и формулировка выводов. |
Март | Описание опытно-экспериментальной части. |
Апрель | Формирование общего текста исследовательской работы в соответствии со структурой. Создание оглавления. Сдача текста работы научному руководителю. |
Май | Подготовка к предзащите, публичному выступлению на конференции. Предзащита на школьной конференции. |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности |
| Проблематизация |
1 | Определение научной (предметной) сферы, темы исследования | 1 | 5.09.18 | -определение проблемы проекта; -формулировка темы проекта; |
2 | Порядок оформления работы и критерии оценивания проекта | 1 | 12.09.18 | - знакомство с порядком оформления и критериями оценивания проекта |
3 | Сбор научной информации | 1 | 19.09.18 | -работа с источниками информации (библиотеки, интернет) |
4 | Сбор научной информации | 1 | 26.09.18 | -работа с источниками информации (библиотеки, интернет) |
5 | Сбор научной информации | 1 | 3.10.18 | -работа с источниками информации (библиотеки, интернет) |
| Целеполагание |
6 | Цели и задачи научного проекта. | 1 | 10.10.18 | -определение объекта и предмета исследования; -определение целей и задач проекта |
7 | Выдвижение гипотезы. | 1 | 17.10.18 | -поиск идей; |
8 | Выдвижение гипотезы. | 1 | 24.10.18 | -выдвижение гипотезы |
| Планирование |
9 | Составление плана этапов работы над проектом | 1 | 7.11.18 | -планирование всех этапов работы от исходной проблемы до реализации цели проекта; |
10 | Составление плана этапов работы над проектом | 1 | 14.11.18 | -определение задач и способов работы на каждом этапе; |
11 | Составление плана этапов работы над проектом | 1 | 21.11.18 | -определение сроков выполнения каждого этапа; -оценка имеющихся ресурсов. |
| Реализация проекта |
12 | Написание введения | 1 | 28.11.18 | разработка введения |
13 | Написание введения | 1 | 5.12.18 | разработка введения |
14 | Написание введения | 1 | 12.12.18 | -разработка введения |
15 | Предзащита (защита введения) | 1 | 19.12.18 | -мини отчет о проделанной работе |
16 | Работа над теоретическим материалом | 1 | 26.12.18 | -описание теоретической части исследования |
17 | Работа над теоретическим материалом | 1 | 9.01.19 | -описание теоретической части исследования |
18 | Работа над теоретическим материалом | 1 | 16.01.19 | -описание теоретической части исследования |
19 | Работа над теоретическим материалом | 1 | 23.01.19 | -описание теоретической части исследования |
20 | Работа над теоретическим материалом | 1 | 30.01.19 | -описание теоретической части исследования |
21 | Работа над теоретическим материалом | 1 | 6.02.19 | -описание теоретической части исследования |
22 | Опытно- экспериментальная работа | 1 | 13.02.19 | -проведение опытно- экспериментальной части работы. |
23 | Опытно- экспериментальная работа | 1 | 20.02.19 | -проведение опытно- экспериментальной части работы. |
24 | Опытно- экспериментальная работа | 1 | 27.02.19 | -проведение опытно- экспериментальной части работы. |
25 | Опытно- экспериментальная работа | 1 | 6.03.19 | -обработка результатов опытно-экспериментальной части. -получение и формулировка выводов |
26 | Опытно- экспериментальная работа | 1 | 13.03.19 | -обработка результатов опытно-экспериментальной части. -получение и формулировка выводов. |
27 | Опытно- экспериментальная работа | 1 | 20.03.19 | -описание опытно-экспериментальной части |
| Подготовка к предзащите проекта |
28 | Формирование общего текста исследовательской работы | 1 | 3.04.19 | -формирование общего текста исследовательской работы |
29 | Формирование общего текста исследовательской работы | 1 | 10.04.19 | -формирование общего текста исследовательской работы |
30 | Формирование общего текста исследовательской работы | 1 | 17.04.19 | -формирование общего текста исследовательской работы |
31 | Подготовка презентации Power Point о проделанной работе | 1 | 24.04.19 | -подготовка презентации Power Point о проделанной работе; |
32 | Подготовка презентации Power Point о проделанной работе | 1 | 8.05.19 | -подготовка презентации Power Point о проделанной работе; |
33 | Подготовка краткого письменного отчета | 1 | 15.05.19 | -подготовка краткого письменного отчета |
34 | Подготовка краткого письменного отчета | 1 | 22.05.19 | -подготовка краткого письменного отчета |
35 | Предварительная презентация проектной работы | 1 | 29.05.19 | -предварительная презентация проектного продукта |