Этап урока/ Время | Действия педагога | Действия ученика | Ресурсы |
Орг. момент (1 мин) 1.Позитивный настрой (1-3 мин) | Учитель проверяет присутствие учащихся на уроке. Учитель проводит позитивный настрой «Концентрация на Свет», затем спрашивает учащихся о том, что они чувствовали и видели во время позитивного настроя. | Учащиеся демонстрируют готовность к уроку. Учащиеся, концентрируясь на позитивном настрое, расслабляются и настраиваются на глубокое размышление. | Учебник, методическое пособие для учителя, аудиозапись Солнечное утро. Музыка Сергея Чекалина. https://www.youtube.com/watch?v=C87uQdUHDdM&list=RDBNXhftS1mBk&index=2 |
2. Проверка опережающего домашнего задания (3-5 мин) | Отрывок из произведения Пауло Коэльо «Алхимик» продолжает тему нравственно-духовного образования в плане развития умения учиться у жизни, у всего, что происходит с нами, развития умения слушать свое сердце, интуицию. Вопросы для беседы: 1. Чему Сантьяго научился у пустыни? 2. Как вы думаете, действительно ли судьбы всех людей связаны между собой? 3. Как вы думаете, почему данный отрывок назван «Всеобщий язык»? Слышали ли вы когда-нибудь беззвучный Всеобщий Язык? 4. Что изучает древняя наука алхимия? Почему Сантьяго полагал, что алхимии можно научиться в повседневной жизни? 5. Как учился Англичанин? Что произошло, когда Сантьяго и Англичанин решили поменяться способами обучения? 6. Какой способ обучения вам ближе? Чему вы научились у жизни? 7. Прокомментируйте последний абзац отрывка. Что значит искать свой путь? Почему те люди, которые ищут свой путь, достойны уважения? | Учащиеся отвечают на вопросы к тексту и размышляют над понятиями «быть самим собой» и «предназначение жизни человека», отвечая на вопросы учителя. Также учащиеся размышляют над своим предназначением. | Учебник по самопознанию |
3.Позитивное высказывание (цитата) (3-4 мин) | "Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все останавливается. Цель утрачена, и сил как не бывало" (В.М. Гюго). *Как вы понимаете смысл изречения? *Почему понимание цели дает нам внутреннюю силу, а отсутствие цели ослабляет нас? Учитель предлагает записать цитату в тетрадь. | Учащиеся обсуждают смысл высказывания французского писателя-романиста 19 века В.Гюго, повторяют его несколько раз и записывают в тетрадь | ПК, презентация, слайд. Рабочие тетради. |
4. Рассказывание истории (беседа) (4-8 мин) | В качестве подарка учитель рассказывает притчу о предназначении и жизненных путях человека. Пять мудрецов Пять мудрецов заблудились в лесу. Первый сказал: - Я пойду влево — так подсказывает моя интуиция. Второй сказал: — Я пойду вправо — недаром считается, что «право» от слова «прав». Третий сказал: — Я пойду назад — мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу. Четвёртый сказал: — Я пойду вперёд — надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое. Пятый сказал: — Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня. Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очерёдности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие — нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он считал себя настоящим Мудрецом! Вопрос учащимся: Как вы думаете, он был прав? Или вы считаете настоящим мудрецом кого-то другого из пятерых? Затем учитель продолжает притчу: Но он ошибался... Все поступили правильно. Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других. Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли — человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами. Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться. Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных. Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведёт к развитию. Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение... Не забывайте о том, что истинная мудрость - разрешить другим идти собственным Путём и признать то, что каждый собственный Путь важен для человека... Учитель через вопросы раскрывает значение понятия «предназначение жизни», выявляя ценность Истина, через связь с интуицией. Вопросы: - О чем спорили мудрецы? - Почему мудрецы решили разделиться и пойти своей дорогой? - Почему каждый человек должен пройти свой путь? - Как вы думаете, у каждого ли человека есть свое предназначение жизни, своя миссия? - В чем отличие миссии человека и таланта человека? - Почему важно осознавать, что какой-бы путь мы не избрали, он должен быть неразрывно связан с бескорыстным служением? - Как вера в себя помогает найти свое предназначение? - Прислушиваетесь ли вы к своей интуиции, внутреннему голосу в выборе своего жизненного пути? Расскажите об этом. | Учащиеся после прослушивания притчи, глубоко размышляют над истинным предназначением жизни человека, которое связанно с бескорыстным служением, отвечая на вопросы учителя. | |
5. Творческая работа/ (12-15 мин) | Для закрепления и оценивания результатов изучения темы «Жизнь – источник познания» учитель предлагает прочитать учебную информацию на стр. 15-16, а затем предлагает учащимся закрыть глаза, прислушаться к голосу интуиции и понять, какую из пяти ценностей хотелось бы реализовать на своем жизненном пути. Затем учащиеся делятся на 5 групп согласно выбранной ценности. В группе учащиеся показывают профессии, сущность которых определяет эта ценность. Например: Любовь - учитель, воспитатель Истина – прокурор, депутат Праведное поведение - следователь, военный. Покой - инструктор йоги, психолог Ненасилие - врач, эколог | Учащиеся в группах должны прислушаться к своему внутреннему голосу и понять какую общечеловечес-кую ценность они хотели бы реализовать на своем жизненном пути, затем соотносят их с профессиями, и презентуют плакат (постер) отражающий их понимание изученной темы. | Постер, карандаши |
6. Домашнее задание (1-2 мин) | Опережающее домашнее задание из рубрики «Читаем и размышляем» урока 3. Прочитать текст о жизни и учении Аль-Фараби (стр. 18-20), ответить на вопросы, данные после текста. Учитель предлагает желающим ученикам прочитать полностью роман П. Коэльо «Алхимик» и поделиться своими впечатлениями на следующем уроке. | Учащиеся записывают домашнее задание. | |
7. Групповое пение. (2-3 мин) | Учитель исполняет песню Алексея Ракитина вместе с учениками « Все зависит от нас самих». Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас самих! Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам! Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас самих! Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам! Сочиняй, удивляй, удивляйся, люби, Без сомнений встречай повороты судьбы. Смысл жизни ищи и в сомнениях любых, Помни, что ты сильнее, сильнее, сильнее люби. Выбирай только сердцем своим И раскрашивай счастьем своим каждый миг. Без боязни, напротив течения плыви, Пробуй новое, светлое. Помни, что здесь… Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас самих! Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам! Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас самих! Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам! Никогда не сдавайся, забудь о ничьих. И для этого есть сотни тысяч причин. Полыхай и искрись, словно звезды в ночи. Обязательно птицу-мечту распишись -получи. Доверяй только чувствам своим. Оставайся собой, а не кем-то другим. Если просят о помощи, то помоги. Если силы кончаются, помни, что здесь… Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас самих! Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам! Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас самих! Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам! Не отдавай свою свободу! Не отдавай свою свободу! Не отдавай свою свободу! Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас. Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам! Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас. Ничего в мире нет такого… Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас самих! Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам! Всё зависит от нас самих! Всё зависит от нас самих! Ничего в мире нет такого, что не подвластно было б нам! Не отдавай свою свободу! Не отдавай свою свободу! Не отдавай свою свободу! | Учащиеся совместно с учителем исполняют песню. | Текст песни выводится на экран. Автор слов и музыки: Алексей Ракитин. |
8. Заключительная минута урока (1 мин) | Учитель предлагает учащимся закрыть глаза и вспомнить то, что понравилось на уроке, сохранить это в своем сердце. Дорогие ребята, запомните прекрасное высказывание П. Коэльо: «Если человек действительно чего-то захочет, то вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы его желание сбылось» Поэтому ничего не бойтесь, ищите свое жизненное предназначение, слушайте свою интуицию и верьте в себя! | Ученики осуществляют рефлексию. | Тихо звучит инструментальная композиция. |