СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по музыке 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

полное тематическое планирование по музыке для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Планирование по музыке 5 класс»



Календарно-тематическое планирование по музыке для 5 класса

Тема урока

Виды деятельности учащихся на уроке

Планируемые результаты

Примерный музыкальный материал

Д/З

1.

Музыка, как вид искусства. Что роднит музыку с литературой.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Интонационное сходство и различие музыки и литературы. Литературная основа музыкальных произведений. Выявление особенностей воплощения литературного текста в музыке.

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

1.М.И.Глинка «Жаворонок».

2. Э.Григ. Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт»: «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «В пещере горного короля».


С. 6-9

2.

Специфика музыкального языка. Вокальная музыка. «Квартет № 1» А. Бородин

Характерные музыкальные особенности жанров русских народных песен.

Подбор музыкальных произведений, созвучных по духу содержанию картины.

Дискуссия по теме: «Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе» (Д.Лихачев).

Знать/понимать: основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.

Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

1.«Квартет» по басне А. Крылова.

2. «Квартет № 1» А. Бородин


С.10-15

3.

Жанры вокальной музыки – романс, песня. Двух- трехчастная форма.

Определение романса, дуэта. Сравнение композиторских трактовок музыкальных произведений на один литературный текст на основе метода «Сочинение сочиненного».

Знать/понимать: основные жанры народных песен, ее особенности.

Уметь: разучивать и исполнять образцы

музыкально-поэтического творчества.

Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений. Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам.

1. Я.Дубравин, сл.Е.Руженцева «Родная земля».

2.А.Варламов «Горные вершины».

3.А.Рубинштейн «Горные вершины»


С.16-17

4.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… Жанр вокализа, песни без слов, баркарола. С.В.Рахманинов «Вокализ», Г.В.Свиридов «Романс».

Повторение жанров вокализа, романса, песни без слов.

Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста».

Знать/понимать: основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка.

Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

1. С.В.Рахманинов «Вокализ», Г.В.Свиридов «Романс»,

В.Гаврилин «Вечерняя музыка».

2. П.И.Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года».

С.22-27

5.

Фольклор в музыке русских композиторов. Песня, как память народа, хранительница традиций, обычаев, обрядов.

Знакомство с программной инструментальной музыки. Определение симфонической миниатюры. Народное сказание – литературная первооснова произведения.

Предугадывание музыкальных характеристик персонажей и основных приемов развития музыки по методу «Сочинение сочиненного», сравнение с музыкальными характеристиками А.К.Лядова при прослушивании музыки.

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их

сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.

1.С.Старобинский, сл.В.Вайнина «Песенка о словах».

2.А.К.Лядов «Кикимора».



С.18-21

6.

Сказка в программной музыке русских композиторов. Литературные образы в музыкальном искусстве. М. Равель «Шехеразада» цикл песен для сопрано или тенора с оркестром. Симфоническая сюита «Шехеразада» Н. А. Римский-Корсаков.

Характерные особенности программной музыки.

Определение симфонической сюиты. Сказка - литературная первооснова произведения.

Интонационно-образный анализ тем Шахриара и Шехеразады.

Знать/понимать: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Уметь: по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов.

1.Н.А.Римский-Корсаков. Отрывки из сюиты «Шехеразада»: 1 и 4 части.


2.В.Серебренников, сл. В.Степанова «Осенней песенки слова».


С.20,21

7.

Жанры инструментальной и вокальной музыки. Ф.Шуберт «Баркарола».

Углубить представление учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов). Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста».

Знать/понимать: жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.

Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

1.М.И.Глинка «Венецианская ночь».

2. Ф.Шуберт «Баркарола».

3. С. Рахманинов «Вокализ»


с.22,23

8.

Вторая жизнь песни. Роль выразительных средств в создании и исполнении музыкальных произведений. П.И.Чайковский «Симфония № 4», финал.

Углубить представление учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; основные приемы развития музыки в трактовке композитора.

Джазовые обработки классической музыки

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобра-зительность в музыке.

1.П.И.Чайковский «Симфония № 4», финал.

2.Э.Григ «Песня Сольвейг» в трактовке джазовых музыкантов.

С.28-35

9.

Обобщающий урок

Взаимодействие музыки и литературы. Жанровое многообразие вокальной музыки.

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства.

10.

Всю жизнь несу родину в душе. Симфония-действа «Перезвоны» В. Гаврилова

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилова.

Определение кантаты.

Сравнение музыки на основе метода «тождества и контраста».

Подбор картин, созвучных по духу содержанию музыкальных произведений.

Интонационно-образный анализ по вопросам учебника.

Знать/понимать: стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения;

участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

1.В.Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны» (по прочтении В.Шукшина): «Весело на душе», «Молитва».

2. Г.В.Свиридов «Снег идет».

3. Чтение отрывка из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере».

4. Г.В.Свиридов «Запевка».

С.36-39

11.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Отражение музыки в литературном творчестве. Инструментальные жанры: вальс, мазурка, полонез, полька в произведениях Ф. Шопена.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Расширение представлений о творчестве Ф. Шопена.

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.

1.Ф. Шопен «Ноктюрн Edur»

2.Ф. Шопен «Вальс»

3.Ф. Шопен «Полонез №6 ля-бемоль мажор "Героический"»

С.40-43

12.

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь… Жанр музыки: реквием, сюита.

Интонационно-образный анализ произведений Моцарта на основе метода «тождества и контраста». Стилистические особенности музыки В.А.Моцарта. Рассказ об истории создания «Реквиема».


Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры музыки: реквием, сюита.

Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

1.В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада».

2.В.А.Моцарт. Фрагменты из «Реквиема»: «Lakrimosa», «Diesirae» .

С. 44-47

13.

Выразительные возможности вокальных групп, тембров голоса. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Н.А.Римский-Корсаков опера-былина «Садко».

Повторение оперных терминов: либретто, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль.

Познакомить учащихся с особенностями оперного жанра. Повторение либретто оперы и музыкальных характеристик главных героев.

Определить музыкальные портреты каждого гостя, интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста».

Знать/понимать: особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

1.В.А.Моцарт. Канон «Dona nobispacem».

2.В.А.Моцарт. Хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта».

3..Н.А.Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы-былины «Садко»: песня Варяжского гостя, песня Индийского гостя, песня Веденецкого гостя.

С.48-57

14.

Роль музыки в искусстве хореографии. Виды танцев в балетном театре. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет И.Ф. Стравинский «Жар-птица».

Продолжить знакомство с жанром балет, его происхождением, с либретто балетного спектакля. Познакомить с именами лучших танцоров и хореографов.

Симфоническое развитие образов Добра и Зла в сцене битвы Щелкунчика с мышами.

Воплощение национальных особенностей в танцевальной музыке.

Знать/понимать: имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

1.С.Фостер «Домик над рекой».

2.П.И.ЧайковскийФрагменты из балета-феерии «Щелкунчик»: «Вальс снежных хлопьев» и «Вальс цветов»; сцена битвы Щелкунчика с мышами.

С.58-63

15.

Музыка в театре, кино, на телевидении.

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, плас-тическом интонировании); участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

1. Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»

2. Э.Григ Сюита «Пер Гюнт».

3. Р.Роджерс Музыка к кинофильму «Звуки музыки».

4. Р.Роджерс «Песенка о прекрасных вещах».

С.64-67

16.

Мир композитора. Знакомство с нотной записью, как средством фиксации музыкальной речи. Обобщающий урок.

Взаимодействие музыки и литературы. Многообразие музыкально-театральных жанров. Размышление над смыслом выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем».

Закрепление тем второй четверти.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, плас-тическом интонировании); участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти

Музыкальные произведения по выбору учителя и учащихся.

С.72,73

17.

Третье путешествие в театр. Мюзикл, оперетта. «Летучая мышь» И. Штраус.

Познакомить учащихся с жанром мюзикла, выявить отличительные особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров мюзикла.

Знать/понимать: особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом дви­жении, поэтическом слове, изобразительной деятельно­сти.

1. Дж. Гершвин «Хлопай в такт!»

2.Э.-Л.Уэббер. Фрагменты из мюзикла «Кошки»: ария «Память», песни, финальный хор «Как приручить кошек».

3. Р.Роджерс «Песенка о прекрасных вещах».

С.68-71

18.

Музыка и изобразительное искусство. М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства. Сопоставить средства выразительности: колорита, композиции, музыкальных и художественных образов.

Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Уметь: вслушиваться в музыку,мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

1..М.И.Глинка «Жаворонок», М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», П.И.Чайковский «Времена года» и т.д.

2.С.В.Рахманинов. Концерт №3 для ф-но с оркестром, 1 часть

С.76-79

19.

Эпоха реализма в музыки и живописи.

Повторение определений «а капелла, хор, солист». Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе. Развить интонационно-слуховой опыт на основе интонационно-стилевого анализа, который соединяет различные эпохи и стили, образы.

Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.

1.Рахманинов С.В., Чайковский П.И. «Богородице Дево, радуйся»

2.Г.Свиридов «Любовь святая» из музыки к драме А.Толстого «Царь Федор Иоаннович»

3. Гуно Ш., Каччини Д., Шуберт Ф. «Аве, Мария»

С.80-89

20.




Жанровые признаки кантаты, выразительных средств, музыкальной формы. С. С. Прокофьев Кантата «Александр Невский». Форма рондо, вариация.

Определение жанровых признаков кантаты, выразительных средств, музыкальной формы.

Повторение тембровых характеристик голосов в хоре: тенора, басы, сопрано, альты.

Анализ средств выразительности: линии, рисунка, цветовой гаммы, ритма, композиции.

Интонационно-образный анализ главных тем: хорала, «русской атаки», русских воинов. Определение формы и приемов развития тем.

Знать/понимать: богатство музыка-льных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.

Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.

1. Музыка из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские».

2. «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.

3. Н.Зиновьев «Ледовое побоище».

4. «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.

5. Финал кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева

С.90-97

21.

Средства выразительности: линии, рисунка, цветовой гаммы, ритма, композиции.

22.







Музыкальная живопись и живописная музыка. Рахманинов С.В. «Прелюдии» соль мажор, соль-диез минор.

Подбор музыкальных произведений, близких по настроению картинам.

Интонационно-образный анализ картин и музыкального произведения.

Обоснование трактовки стихотворения «Островок» поэта К.Бальмонта и композитора Рахманинова С.В.

Определение жанра, сюжета, основной идеи произведения.

Определение приемов развития темы и формы. Сопоставление прелюдий, выявление контраста музыкального языка, сравнение с произведениями живописи и литературы.

Знать/понимать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.

Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.

1.В. Борисов-Мусатов «Весенний этюд», «Весна», «Цветущие вишни», «Водоем» и т.д.

2.Рахманинов С.В. «Островок»

3. Ф.Шуберт «Форель» и

«Фореллен-квинтет».

4. Рахманинов С.В. «Прелюдии» соль мажор, соль-диез минор.


С.98-107

23.

Русское дыхание песенности в произведениях С. В. Рахманинова.

24.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. «Аве Мария» Дж. Верди, Ш. Гуно, И. С. Бах.

Определение жанра концертной симфонии. Сопоставление на основе интонационно-образного анализа, сравнение с музыкой колокольных звонов. Определение жанровых признаков, имитирующего инструмента.

Знать/понимать:Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения.

1.Рахманинов С.В. Фрагменты сюиты-фантазии - «Светлый праздник» и «Слезы».


С.108-111

25.

Народные истоки в произведение В. Кикты «Фрески Софии Киевской»

Расширить представление учащихся о жизненных прообразах и народных истоках на примере «Фрески Софии Киевской» В. Кикты.

Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения.

1. В.Кикта «Фрески Софии Киевской»



26.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор-исполнитель-слушатель»; расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки.

Сравнение картин и музыкальных фрагментов на основе метода «сходства и различия».

Понятия интерпретация, трактовка, версия, обработка.

Знать/понимать: Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох,через сравнение различных интерпретациймузыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки;

1. И.С.Бах «Чакона», П.И. Чайковский «Мелодия», А.Шнитке «Concertogrosso».

2..Паганини «Каприс №24».

3. Рахманинов С.В. «Вариации на тему Паганини», В Лютославский «Вариации на тему Паганини», рок-обработки В. Зинчука.


С.112-117

27.


Волшебная палочка дирижера. Роль дирижера в оркестре, выразительные возможности различных групп инструментов. Характеристика музыкальных инструментов.

Особое значение дирижера, выразительной роли различных групп инструментов.

Определение жанра симфонии, соотнесение с литературным жанром по масштабности.

Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.

Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

1.Л.Бетховен. 2 часть «Симфонии №3».


С.118-121

28.

Эпоха классицизма. Образы борьбы и победы в искусстве в творчестве Л. Бетховена.

Раскрыть образный строй «Симфонии №5» Л.Бетховена, творческий процесс сочинения музыки.

Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Сущность музыкального исполнительства как искусства интерпретации.

Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.

1.Л.Бетховен «Симфония №5», 1 часть.

С.122-125

29.

Застывшая музыка в произведениях И. С. Баха. Влияние духовной музыки на профессиональное музыкальное творчество.

Постижение гармонии в синтезе искусств, умение соотнесения музыкальных произведений с произведениями других видов искусств.

Определение характерных особенностей музыкального языка И.С.Баха на основе интонационно-образного анализа.

Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

1.И.С.Бах: «Токката» ре минор, «Ария» из оркестровой сюиты №3, «Менуэт» и «Ария» из «Нотной тетради А.М.Бах», «Прелюдия» до мажор из «ХТК», «Чакона» ре минор.

С.126-131

30.

Эпоха барокко. Полифония в музыке и живописи. Выразительные средства музыкального языка.

Продолжить знакомство с творчеством И. С. Баха, его полифонической музыкой. Освоить понятие «полифония», «токката», «фуга».

Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств.

Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

1.И.С.Бах «Токката и фуга» ре минор.

2. «Прелюдия» соль минор.

3. «Прелюдия и фуга» до мажор из «ХТК».

С.132, 133

31.

Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. И. С. Бах Органная музыка.

Расширение представлений учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества М. Чюрлениса. Определение образов и жанровой основы народной музыки. Вывод об общности образов и средств выражения в музыке, живописи и поэзии М.Чюрлениса.

Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.

Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.

1.Триптих «Сказка. Путешествие королевны»: «Сотворение мира», «Приветствие солнцу», «Сказка. Путешествие королевны».

2. М.Чюрленис «Прелюдии» ми минор и ля минор.

3. М.Чюрленис Симфоническая поэма «Море».


С.134-141

32.

Импрессионизм в музыке и живописи. К.Дебюсси «Диалог ветра с морем»

Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.

Анализ цветового колорита, композиции.

Сравнение выразительных средств музыки на основе метода «тождества и контраста».

Сравнение, определение образов, жанровых особенностей на основе метода «тождества и контраста».

Знать/понимать: особенности импрес-сионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

1.Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее»

2. К.Дебюсси «Диалог ветра с морем».

3. К.Дебюсси «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе», «Лунный свет», «Кукольный кэк-уок».


С.142-145

33.

Защитники Отечества в русском народном эпосе. Образ Родины, ее история в произведениях русских композиторов-классиков. Д. Кабалевский «Реквием».

Продолжить знакомство с жанром реквиема на примере «Реквиема» Р. Рождественского, Д. Кабалевского. Интонационно-образный анализ. Анализ композиции, образов, формулирование основной идеи.

Знать/понимать: установление взаи-мосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема.

Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

1.Д.Б.Кабалевский «Реквием».

2.С.Красаускас «Реквием».

3. В.Щукин, сл. С.Козлова «Маленький кузнечик».

С.146-149

34.

Интонационно-образный мир произведений композиторов С.С. Прокофьева, М. П. Мусоргского.

. Сравнение музыкальных зарисовок С.С.Прокофьева с картинами художника В.Кандинского, определение замысла.

Знать/понимать: своеобразие музы-кальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

1.С.С.Прокофьев «Мимолетности».

2.М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках».

3. В.Щукин, сл. С.Козлова «Маленький кузнечик».

С.150-153

35.

Мир композитора. С веком наравне.

Обобщить представления учащихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии.


Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инстру-ментальных и вокальных жанров.

1. Защита группового проекта «Взаимосвязь музыки композитора … с произведениями изобразительного искусства».

2.Составление «Концертной афиши» для урока-концерта.

154,155