Исходными документами при разработке, согласовании и утверждении рабочей программы по литературе в 6 классе являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012г.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования России от 5марта 2004 г. № 1089).
- Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24».
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в учреждениях, реализующих программы общего образования (на текущий учебный год).
-Положение о рабочей программе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24».
- Авторская или примерная программа по предмету соответствующая требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Преподавание ведется по учебнику «Литература. 6 класс» /Под редакцией Г.С.Меркина и др. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
№ п/п | № п/т | Тема урока | Основное содержание урока | Базовые требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание |
Введение (1ч) |
1 | 1 | Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. | Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. | Знать роль книги в жизни человека. Уметь выявлять специфику художественной литературы как искусства слова. | С.14-22, тезисный план |
Из греческой мифологии (2+1вн. вн.чт) |
2 | 1 | Понятие о мифологии. Мифы о героях: «Герои», «Прометей». | Мифология, миф. Боги и герои. | Знать понятие мифология, миф. Уметь выявлять художественную идею мифа, составлять тезисный план статьи учебника, выразительно читать. | С.38-42 прочитать, рисунок |
3 | 2 | Подвиги Геракла. Миф «Яблоки Гесперид». | Мифология, миф. Боги и герои. Подвиги Геракла | Знать содержание мифов. Уметь определять значение образа Геракла для мировой художественной литературы, составлять цитатный план. | С.42, вопр.1-5, подготовиться к вн.чт. |
4 | 3 | Вн.чт. Сюжеты и образы греческих мифологических рассказов в произведениях русской литературы (В.Я.Брюсов «Дедал и Икар»). | Сюжеты и образы греческих мифологических рассказов в произведениях русской литературы | Знать сюжеты греческих мифологических рассказов в произведениях русской литературы Уметь читать выразительно, находить художественные детали. | С.44-46, пересказ, читать с47-55, вопросы. |
Из устного народного творчества (3+1рр+1вн.чт) |
5 | 1 | Предания и легенды. Легенда «Солдат и смерть». | Предания и легенды. Художественная идея | Знать содержание произведения. Уметь выявлять главное свойство жанра легенды, определять художественную идею легенды. | С.59-65, |
6 | 2 | Из эпоса народов России. Нартский эпос. Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана». | Предания и легенды. Эпос народов России. | Знать содержание произведения Уметь определять жанровые особенности предания. сравнивать сюжет предания и мифа об Одиссее. | Пересказ предания, прочитать сказку с.66-83 |
7 | 3 | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Р.р. В мире русской народной сказки. Художественный пересказ сказки | Сказка. Художественные особенности сказки. | Знать жанровые особенности сказки Уметь выявлять жанровые особенности сказки, значения образов Бабы Яги, Ивана-царевича, символического значения яблок. пересказывать фрагменты сказки. | Пересказ сказки, вопросы, рисунок |
8 | 4 | Р.р. В мире русской народной сказки. Художественный пересказ сказки. | Сказка. Художественные особенности сказки. Художественные приёмы | Знать характерные для народных сказок художественные приёмы (постоянные эпитеты, троекратные повторы). Уметь определять характерные для народных сказок художественные приёмы (постоянные эпитеты, троекратные повторы). | Подготовиться к вн.чт., вопросы викторины. |
9 | 5 | Вн.чт. Сказочный фестиваль. | Сказка. Художественные особенности сказки. | Знать содержание произведения Уметь пересказывать самостоятельно прочитанную сказку. | С.86-87, составить тезисный план статьи |
Из древнерусской литературы (3ч) |
10 | 1 | Особенности древнерусской литературы. «Сказание о Белгородских колодцах». | Особенности древнерусской литературы. Жанры. | Знать особенности древнерусской литературы Уметь выявлять художественную идею сказания, формулировать вопросы по тексту произведения | С.93, записи в тетради, прочитать с 94-102, пересказ эпизода |
11 | 2 | Отражение истории Древней Руси в «Повести о разорении Рязани Батыем». | Особенности древнерусской литературы. | Знать особенности древнерусской литературы Уметь составлять художественный пересказ повести. выразительно читать. | С.103-106 прочитать, выписать советы Мономаха |
12 | 3 | В художественном мире древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха. | Житие, сказание, древнерусская повесть. | Знать жанры древнерусской литературы Уметь выделять главное в прослушанном произведении. | С.110-119 выраз. чт. стих. |
Из литературы 18 века (1ч) |
13 | 1 | М.В.Ломоносов «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». | Годы учения. Лирика | Знать факты жизни М.В.Ломоносова Уметь выразительно читать, формулировать вопросы по тексту произведения. | Наизусть1 стих С.124-133 о Жуковском |
Из литературы19 века (22+5рр + 3вн.чт.) |
14 | 1 | В.А.Жуковский. Жанр баллады в творчестве Жуковского. Баллада «Светлана». | Жанр. Баллада. Признаки баллады. | Знать понятие баллады, признаки баллады. Уметь воспринимать текст литературного произведения. выявлять признаки баллады. находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. | Выраз.чт. отрывка баллады |
15 | 2 | Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Лирика природы: «Деревня», «Зимнее утро». | Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Лирика природы. | Знать факты жизни и творчества А.С.Пушкина Уметь выявлять факторы, оказавшие влияние на становление творческой личности поэта. читать выразительно стихотворение. | Наизусть2 «Зимнее утро», чит. роман «Дубровский» |
16 | 3 | А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Историческая правда и художественный вымысел. Комментированное чтение первых глав романа | Исторический роман. Правда и художественный вымысел | Знать понятие исторический роман Уметь отбирать цитатный материал. выявлять первоначальное впечатление о романе. | С.240 вопрос 3-4 |
17 | 4 | Причины ссоры Дубровского и Троекурова | Сравнение характеров героев | Знать содержание произведения Уметь определять причины ссоры Дубровского и Троекурова. сравнивать характеры героев. | В.6 с.240 читать |
18 | 5 | Отец и сын. | Проблематика романа. Характеристика героев | Знать содержание произведения Уметь определять центральную проблему романа. пересказывать эпизоды. читать выразительно отрывки из текста. | В.12 с240 чит. роман «Дубровский» |
19 | 6 | Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | Знать содержание произведения Уметь выявлять причины неспособности героя изменить несправедливые законы, признанные обществом. пересказывать отрывки из текста. | В.13 с.240 читать роман «Дубровский» |
20 | 7 | Маша Троекурова и Владимир Дубровский. | Маша Троекурова и Владимир Дубровский | Знать содержание произведения, систему образов Уметь выявлять причины поражения героя, отказа Марии от помощи Дубровского. сравнивать образы героев, | Подготовиться к вн.чт. |
21 | 8 | Вн.чт. А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». | Повести Белкина. А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». | Знать содержание произведения, систему образов Уметь выразительно читать. составлять устные, краткие пересказы. формулировать вопросы по тексту произведения. | С.243-248 пересказ выразит.чт. стихов |
22 | 9 | М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о поэте. Вольнолюбивые мотивы в стихотворении «Тучи». | Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Вольнолюбивые мотивы | Знать факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтов Уметь выявлять этапы становления личности поэта. читать выразительно стихотворения. | Наизусть3 стих. «Тучи» или«Парус» |
23 | 10 | М.Ю.Лермонтов. В художественном мире стихотворения «Парус». | Вольнолюбивые мотивы | Знать основные мотивы лирики Уметь читать выразительно наизусть стихотворения, анализировать стихотворения по плану. | Анализ стих. по плану |
24 | 11 | Урок изучения теории литературы. Стихотворные размеры стиха. | Стихотворные размеры стиха. | Знать стихотворные размеры стиха Уметь определять стихотворные размеры стиха. | Анализ стих. по плану |
25 | 12 | Р.р. Самостоятельная характеристика стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок» по образцам рассуждений. | Характеристика стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок» | Знать основные мотивы лирики Уметь выразительно читать стихи, отвечать на вопросы. | Наизусть стих. с.259-261 о Гоголе. |
26 | 13 | Н.В.Гоголь. Героическая повесть «Тарас Бульба». Комментированное чтение 1 главы. Историческая основа повести. | Героическая повесть «Тарас Бульба». | Знать понятие героическая повесть, содержание повести Уметь определять мотивы, побудившие Н.В.Гоголя к созданию повести, исторической основе произведения. | Читать гл.2-5 вопр. С.314 |
27 | 14 | Комментированное чтение 5-7 глав. Сравнительная характеристика братьев | Характеристика братьев. Сходство и отличие. Характерные особенности эпического мира | Знать содержание повести Уметь выявлять характерные особенности эпического мира могучего, свободного человека, изображённого Гоголем в повести, выразительно читать и пересказывать. | С.314 вопросы 1,2 |
28 | 15 | Комментированное чтение 9 главы. Образ Тараса Бульбы. | Образ Тараса Бульбы | Знать черты характера Тараса Бульбы Уметь определять значение образа Тараса Бульбы, авторскую позицию, анализировать образы персонажей. | С314 вопросы |
29 | 16 | Комментированное чтение 12 главы. Подготовка к сочинению по повести. | Повесть «Тарас Бульба» | Знать содержание повести Уметь обобщать и систематизировать изученный материал. | С.315 вопросы 1-4 |
30 | 17 | Р.р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | Уметь применять полученные знания на практике | Дописать сочинение |
31 | 18 | И.С.Тургенев «Записки охотника». Проблематика и художественное своеобразие рассказа «Бирюк». | Проблематика и художественное своеобразие рассказа «Бирюк». | Знать содержание повести, проблематику Уметь выявлять внутреннее единство цикла «Записки охотника», проблематику и художественное своеобразие рассказа «Бирюк». | Выразит.чт. по ролям |
32 | 19 | Р.р. Чтение рассказа по ролям с элементами анализа художественного текста. | Чтение рассказа по ролям с элементами анализа художественного текста | Знать содержание повести, проблематику Уметь анализировать художественный текст. читать выразительно по ролям. | Прочитать рассказ «Певцы», подг.вопрос |
33 | 20 | Вн.чт. И.С.Тургенев «Певцы». Идейно-художественное своеобразие рассказа. | Идейно-художественное своеобразие рассказа «Певцы». | Знать содержание повести, проблематику Уметь выявлять художественное своеобразие рассказа. | Выразит.чт. стиха |
34 | 21 | Тема любви в лирике И.С.Тургенева. Стихотворение «В дороге». | Тема любви в лирике И.С.Тургенева. | Знать основные мотивы лирики Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы. | Стих наизусть |
35 | 22 | Тема народного труда и долюшки женской в произведениях Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…». | Тема народного труда и долюшки женской в произведениях Н.А.Некрасова | Знать содержание, проблематику Уметь находить художественную идею произведения, анализировать образы персонажей. | Наизусть4 «В полном разгаре страда деревенская…», |
36 | 23 | Урок изучения теории литературы. Трехсложные размеры стиха. | Трехсложные размеры стиха. | Знать трехсложные размеры стиха. Уметь определять трехсложные размеры стиха. | С.339 выучить |
37 | 24 | Л.Н.Толстой. В начале пути. Главы из повести «Детство». | Главы из повести «Детство» | Знать содержание, проблематику Уметь выявлять ключевые события периода 30-50 годов, оказавших влияние на становление характера писателя. | С.3-8 гл.2, 10, 15 читать |
38 | 25 | Проблематика рассказа «Бедные люди» Л.Н.Толстого. | Проблематика рассказа «Бедные люди» | Знать содержание, проблематику Уметь определять проблематику рассказа «Бедные люди». | Вопросы1-3 с.21 |
39 | 26 | В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Проблематика произведения «В дурном обществе». | Проблематика произведения «В дурном обществе». | Знать факты жизни и творчества В.Г.Короленко Уметь выявлять проблематику произведения «В дурном обществе», выразительно читать и пересказывать. | С.23 читать Короленко «В дурном обществе». |
40 | 27 | Р.р. Выборочный пересказ от 3-го лица эпизодов рассказа Короленко «В дурном обществе». | Выборочный пересказ | Знать содержание Уметь пересказывать от 3-го лица эпизоды рассказа Короленко «В дурном обществе». | пересказ от 3-го лица эпизодов рассказа |
41 | 28 | Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. Приемы создания характеров персонажей в рассказах «Толстый и тонкий», «Налим», «Шуточка». | Сатирические и юмористические рассказы. Приемы создания характеров персонажей в рассказах | Знать понятие юмор, приемы создания характеров Уметь определять особенности раннего творчества А.П.Чехова, проблематику и тематику рассказов. | С.67-90, подготовить инсценировку рассказа. |
42 | 29 | Р.р. Инсценирование рассказа Чехова «Толстый и тонкий». | Инсценирование рассказа Чехова «Толстый и тонкий». | Знать содержание. Уметь инсценировать рассказ Чехова «Толстый и тонкий». | С.92, вопрос1 (п.) |
43 | 30 | Вн. чт. Литературная викторина «Чехов смеется». | Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. | Знать содержание рассказов Уметь формулировать вопросы по тексту произведения, читать выразительно эпизоды текста. | С.96-97 пересказ, прочитать «Лапти» |
Из литературы 20 века (9+2рр) |
44 | 1 | И.А.Бунин. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | Рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | Знать краткие сведения о писателе. Уметь воспринимать текст литературного произведения. выявлять художественную идею произведения. | С.100, в1-3 |
45 | 2 | И.А.Бунин. Стихотворение «Не видно птиц…». | И.А.Бунин. Стихотворение «Не видно птиц…». | Знать основные мотивы лирики, средства выразительности Уметь анализировать стихотворение. читать выразительно стихотворение. | Наизусть5 «Не видно птиц…». с.100 |
46 | 3 | А.И.Куприн. Детские годы писателя. Рассказ «Белый пудель». | Рассказ «Белый пудель». Тема. Художественная идея. | Знать содержание рассказа, художественную идею произведения. Уметь воспринимать текст литературного произведения. выделять главное в прослушанном произведении. | С.105-142 прочитать рассказ |
47 | 4 | А.И.Куприн. Внутренний мир человека и приемы его раскрытия в рассказе Куприна «Тапер». | Внутренний мир человека и приемы его раскрытия в рассказе Куприна «Тапер». | Знать содержание рассказа Уметь воспринимать текст литературного произведения. выявлять художественную идею произведения. | С.160, вопрос 1-4 |
48 | 5 | С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. Пафос и тематика стихотворений «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…». | Пафос и тематика стихотворений «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…». | Знать краткие сведения о поэте. Уметь выявлять художественную идею, тематику стихотворений. читать наизусть. | Наизусть 6 с.169 «Песнь о собаке» |
49 | 6 | Р.р. В мире художественного слова С.Есенина | Поэтический образ. Цветообраз. Эпитет. метафора. | Знать основные мотивы лирики, средства выразительности Уметь анализировать поэтический текст, читать выразительно наизусть. | С.171-173 |
50 | 7 | М.М.Пришвин Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца». Комментированное чтение сказки-были. | Сказка-быль. М.М.Пришвин «Кладовая солнца». | Знать понятие сказка-быль Уметь выявлять жанровые особенности сказки-были, читать выразительно фрагменты произведения. | С.174-177 пересказ прочитать сказку-быль |
51 | 8 | Сказка-быль «Кладовая солнца». Суть конфликта между детьми. Дискуссия по вопросам: «Кто прав - Настя или Митраша? На чьей стороне автор?». | Сказка-быль «Кладовая солнца». Суть конфликта между детьми. | Знать содержание, суть конфликта Уметь выявлять авторскую и собственную позицию на поставленный вопрос, давать устный или письменный ответ на вопрос. | С.204 вопрос4-6 |
52 | 9 | М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Обобщающий урок. Смысл заглавия. | М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Смысл заглавия | Знать содержание, смысл заглавия Уметь выявлять смысл заглавия и основной идеи сказки-были. выразительно читать и пересказывать. | Вопрос7-10 с.205 составить план рассказа о герое |
53 | 10 | Р.р. Рассказ о литературном герое (по «Кладовой солнца»). | Литературный герой | Знать понятие литературный герой Уметь характеризовать героя по составленному плану. | С.206 вопрос12 |
54 | 11 | Н.М.Рубцов Краткие сведения о поэте. Человек и природа в стихотворении «Тихая моя Родина», «Звезда полей» | Человек и природа в стихотворении «Тихая моя Родина», «Звезда полей» | Знать краткие сведения о поэте. Уметь воспринимать содержание прочитанных стихотворений. анализировать поэтический текст. читать выразительно наизусть. | Наизусть7 с.208 |
Из поэзии о Великой Отечественной войне (3+1ррч) |
55 | 1 | Проблематика произведений М.В.Исаковского «В прифронтовом лесу», Д.С.Самойлова «Сороковые»А.А.Ахматовой "Мужество", С.С.Орлова "Его зарыли в шар земной" К.М.Симонова"Жди меня, и я вернусь..." | Изображение Великой Отечественной войне; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти. | Знать произведения о войне Уметь воспринимать содержание стихотворений. читать выразительно наизусть. | Наизусть8 |
56 | 2 | Проблематика произведения В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Комментированное чтение. | Проблематика произведения В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | Знать содержание, смысл заглавия Уметь воспринимать текст литературного произведения. выявлять художественную идею и проблематику произведения. | Дочитать рассказ, с.243 вопросы1-3 |
57 | 3 | Рассказ «Конь с розовой гривой»: тема, проблема, сюжет. | Тематика, проблематика сюжет рассказа | Знать тему, проблему, сюжет Уметь пересказывать текст, отвечать на вопросы, находить художественные детали. | Подготовить вопросы к рассказу |
58 | 4 | Р.р. Сжатое изложение от 3-го лица по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | Написание изложения | Уметь писать сжатое изложение от 3-го лица | Дописать |
Из зарубежной литературы (7+1рр +2вн.чт) |
59 | 1 | «Сказка о Синдбаде-мореходе» (арабская сказка). | История создания, тематика, проблематика | Знать художественную идею и проблематику произведения Уметь воспринимать текст литературного произведения. выявлять художественную идею и проблематику произведения. читать выразительно текст. | Составить план статьи о братьях Гримм |
60 | 2 | Братья Гримм. Краткие сведения о писателях. Комментированное чтение сказки «Снегурочка». | Краткие сведения о писателях. | Знать краткие сведения о писателях Уметь воспринимать текст литературного произведения, характеризовать сюжет, его тематику. составлять план статьи учебника. | Дочитать сказку, вопросы 1-3, с.264 |
61 | 3 | Сказка «Снегурочка»: тематика, проблематика | Тематика, проблематика сказки | Знать содержание, тематику, проблематику Уметь выявлять тематику, проблематику сказки «Снегурочка». | Подготовиться к вн.чт. |
62 | 4 | Вн.чт. Сказки братьев Гримм (на выбор). | Сказки братьев Гримм | Знать содержание сказок Уметь сопоставлять сюжеты, персонажей литературного произведения. | Прочитать рассказ «Вождь краснокожих». |
63 | 5 | О.Генри. Краткие сведения о писателе. Комментированное чтение рассказа «Вождь краснокожих». | Краткие сведения о писателе. | Знать краткие сведения о писателе. Уметь характеризовать сюжет, его тематику, читать выразительно текст. | Составить словесный портрет Джонни |
64 | 6 | Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве – с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). | Дети и взрослые в рассказе. Тематика, проблематика рассказа. | Знать содержание рассказа Уметь воспринимать текст литературного произведения, характеризовать сюжет, его тематику. читать выразительно текст. | Прочитать рассказ «Любовь к жизни» |
65 | 7 | Д.Лондон. Краткие сведения о писателе. Жизнеутверждающий пафос рассказа «Любовь к жизни». | Краткие сведения о писателе Жизнеутверждающий пафос рассказа «Любовь к жизни». | Знать краткие сведения о писателе Уметь характеризовать сюжет, его тематику, читать выразительно текст. | С.304 |
66 | 8 | Р.р. Изложение от первого лица (по рассказу «Любовь к жизни»). | Написание изложения | Уметь писать изложение от первого лица. | Подготовиться к контр.р |
67 | 9 | Итоговая контрольная работа. | Контроль знаний, умений и навыков | Знать изученный материал по теме Уметь систематизировать и обобщать изученный материал. | |
68 | 10 | Вн. чт. Рекомендация книг для летнего чтения. | Рекомендация книг для летнего чтения. | Знать список книг для летнего чтения. | |