МБОУ Кичерская СОШ
Почему детям бывает трудно учиться
и как им помочь?
Выполнила: учитель нач.кл. Хахалина Т.Г.
Кичера 2019
- Что такое нарушения обучения?
- Признаки и симптомы нарушений обучения
- Проблемы с чтением, письмом и математикой
- Лечение нарушений обучения
Почему ребенку бывает трудно учиться? Этот вопрос связан с нарушениями обучения у ребенка
У детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД)
Сниженны психоэмоциональная устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость внимания,
- неразвитость скорости зрительного восприятия, зрительной, слуховой, моторной памяти,
- повышенная утомляемость, двигательная расторможенность не позволяют ученику работать на уровне возрастных нормативов.
Чтение является фундаментом образования,
но большинство школьников с минимальными мозговыми дисфункциями имеют затруднения в обучении чтению, счету, письму из-за неравномерного развития отделов головного мозга.
До 40-60% учеников, поступающих в школу, имеют функциональные нарушения мозга.
У школьников зачастую наблюдается синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью – СДВГ
(одна из форм проявления легкой минимальной мозговой дисфункции).
У детей проявления - гиперкенезы (избыточные движения) :
• навязчивые движения (покачивает ногой, почесывается, грызет ногти, дергает себя за ухо, часто кивает головой…);
• постоянно переспрашивает ;
• кратковременные отключения сознания;
• порой не контролирует свое поведение;
• отказывается выполнять требования;
• быстрая утомляемость и т.д.
Поведение ребенка, касающееся каких-то ключевых моментов, невозможно откорректировать путем объяснений, логических умозаключений.
Ре бенок забывает логику,
ему становится непонятным требование учителя, родителя.
Донести информацию, которая не понимается, не принимается, можно через чувства,
но только в том случае , если они позитивны.
Очень важно помнить,
что большинство детей с расстройством обучения,
являются такими же умными, как и другие.
К ним просто нужен другой подход.
- Симптомы нарушений обучения в дошкольном возрасте
- Проблемы с произношением слов.
- Проблемы с подбором подходящих слов.
- Проблемы с рифмованием.
- Проблемы с запоминанием алфавита, чисел, цветов, форм или дней недели.
- Сложность в следовании указанного направления.
- Сложности при рисовании мелком, карандашом или при разрисовывании.
- Сложности при застегивании пуговиц, молний, кнопок или с завязыванием шнурков.
- Симптомы нарушения обучения в возрасте от 5 до 9 лет
- Сложности в изучении связи между буквами и звуками.
- Неспособность сочетать звуки, чтобы складывать слова.
- Постоянное путанье слов при чтении.
- Неправильное произношение слов.
- Сложности в освоении основных принципов математики.
- Отсутствие ориентации во времени или запоминания последовательности часов, дней, месяце и т. д.
- Сложность в освоении новых навыков.
Симптомы нарушения обучения в возрасте от 9 до 14 лет
- Сложности при чтении и в математике.
- Проблемы при выполнении тестов.
- Нежелание читать и писать, особенно читать в голос.
- Произношение одного и того же слова по-разному при чтении одного текста.
- Отсутствие самоорганизации (беспорядок в комнате и на столе).
- Сложность при участии в дискуссиях, а также неспособность выражать собственные мысли.
- Плохой почерк.
Дисграфия
Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки.
б – д, п – т, E – З, а – о, и - у
Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству
(шапка)
Ошибки, связанные с нарушением произношения (пишет так как говорит)
о – у, ё – ю
(дупло)
ц – ч - щ
Смешение фонем. Чаще смешиваются
- гласные;
- согласные парные звонкие и глухие;
- свистящие и шипящие
блка (белка)
Пропуски букв
(За домом росла малина).
Персеверации (застревание)
(солить) (везёт)
Неумение передавать мягкость.
- Выходит, что сегодня система просвещения отвечает за распознавание дислексии , хотя у педагогов нет ни знаний, ни возможности диагностировать и решать столь непростую проблему.
- Сама система устроена так, что у дислектика нет никаких шансов успешно учиться.
Узнаете эти лица?
Знаменитый английский физик Майкл Фарадей
Знаменитые дислектики
и дисграфики
Вупи Голдберг
Мерилин Монро
Форд
Черчилль
Дисней
Дастин Хоффман
Нельсон Рокфеллер ( 8 июля 1908 — 26 января 1979), вице-президент США в 1974—1977.
Томас Круз Мэпотер IV. Родился 3.7.1962 в Сиракузах (шт. Нью-Йорк).
Квентин Тарантино - сценарист, актер и поистине великий режиссер, продюсер, который неоднократно выдвигался на премию «Оскар» по многочисленным номинациям. Замечательные фильмы «Криминальное чтиво», «Бешеные псы», «Убить Билла», «От заката до рассвета», стали поистине классикой американской кинематографии. Ни одному режиссеру еще не удавалось продублировать фирменный, «тарантиновский», стиль.
Лечение нарушений обучения
Проблемы детей помогут решить только специалисты.
Куда же вы можете обратиться?
К опытным НЕЙРО – психологам, логопедам, дефектологам,…
имеющим опыт в работе с этими проблемами.
Рекомендуемая литература для родителей и учителей
1. Друбачевская И. "Избавимся от двоек".
2. Самоукина Н.В. "Игры в школе и дома".
3. Сиротюк А.Л. "Обучение детей с учетом психофизиологии".
4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. "Как преодолеть трудности в обучении детей".
5. Локалова Н.П. "Как помочь слабоуспевающему школьнику".
6. Т.Д. Марцинковская "Диагностика психического развития детей".
7. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина "Как преодолеть трудности в обучении детей".
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ , КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ , НАРУШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО Телефон центра: +7 (495) 152-06-15
Чем занимается нейропсихология и кто такой нейропсихолог – доктор-Нейро?
Нейропсихология — наука на стыке психологии (высшие психические функции) и медицины (физиологические процессы и болезни в организме человека). Она изучает, как устроен и функционирует мозг и как это влияет на психику человека (и ребенка) и его поведение.
Нейропсихолог — это клинически психолог, который может эти функции оценить и помочь им развиться лучше или восстановиться.
Помощь нейропсихолога необходима, когда ребенок:
- «не слышит» взрослых;
- не может себя контролировать, импульсивен;
- гиперактивен или излишне медлителен;
- путает правую и левую руки (в 6 лет и старше);
- пишет «зеркально» (путает в какую сторону буквы «б» - «д», «з» - «е»);
- больше года занимается у логопеда, а результат минимальный;
- не выделяет существенные признаки предмета (цвет, форма, величина, назначение);
- испытывает трудности в обучении;
- слабая память;
- невнимательность, легкая отвлекаемость и невозможность сосредоточиться;
- трудности в овладении письмом, чтением, счетом;
- быстрая утомляемость;
- отставание в развитии;
- трудности в самостоятельном выполнении учебных и домашних заданий.
Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте
Направления работы
- Работа над звукопроизношением.
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
- Развитие грамматических навыков.
- Развитие связной речи.
Исправляем дисграфию
Формы работы по исправлению нарушений письма:
зрительные диктанты.
буквами, деформированные
предложения.
по данным словосочетаниям,
по опорным словам
составление слов из
разрозненных букв
Родители могут:
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребёнка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Ошибки в тексте не исправляйте. Просто метьте на полях зелёной ручкой (ни в коем случае не красной!). Затем давайте тетрадь на исправление ребёнку. Он имеет возможность не зачеркнуть, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребёнком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
Проблемы детей помогут решить только специалисты.
Куда же вы можете обратиться?
К опытным логопедам, дефектологам, имеющим опыт в работе с этими проблемами.
Рекомендуемая литература для родителей и учителей
1. Друбачевская И. "Избавимся от двоек".
2. Самоукина Н.В. "Игры в школе и дома".
3. Сиротюк А.Л. "Обучение детей с учетом психофизиологии".
4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. "Как преодолеть трудности в обучении детей".
5. Локалова Н.П. "Как помочь слабоуспевающему школьнику".
6. Т.Д. Марцинковская "Диагностика психического развития детей".
7. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина "Как преодолеть трудности в обучении детей".
Уважаемые родители,
не надейтесь, что проблемы детей с обучением вы сможете решить с помощью учителей, репетиторов. Не потому что они плохи, а потому, что в условиях большого класса, отсутствия специальных коррекционных программ решить данную проблему невозможно.
Это причина, а следствием является то, что 11 лет в школе для такого ребенка превращаются в 11 лет стресса.
Спасибо за внимание и участие!