СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к итоговому собеседованию. Часть 1.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для подготовки к итоговому собеседованию. Часть 1. Чтение и пересказ.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому собеседованию. Часть 1.»

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Содержание ИС Выразительное чтение текста научно-публицистического стиля. Пересказ прочитанного вслух текста с его дополнением. Монолог (описание, повествование, рассуждение – на выбор). Диалог по теме монолога.

Содержание ИС

  • Выразительное чтение текста научно-публицистического стиля.
  • Пересказ прочитанного вслух текста с его дополнением.
  • Монолог (описание, повествование, рассуждение – на выбор).
  • Диалог по теме монолога.
Время на подготовку Выразительное чтение – 2 минуты. Пересказ – 2 минуты. Монолог – 1 минута. Диалог.

Время на подготовку

  • Выразительное чтение – 2 минуты.
  • Пересказ – 2 минуты.
  • Монолог – 1 минута.
  • Диалог.
Выразительное чтение

Выразительное чтение

Алгоритм подготовки Внимательно прочитайте текст про себя. Определите тему и идею текста. Прочитайте текст еще раз, выделяя паузы. Вам помогут знаки препинания: они указывают на место логических пауз и их длительность. Продумайте интонационный эскиз текста (повышение и понижение тона). Прочитайте текст вслух.

Алгоритм подготовки

  • Внимательно прочитайте текст про себя.
  • Определите тему и идею текста.
  • Прочитайте текст еще раз, выделяя паузы. Вам помогут знаки препинания: они указывают на место логических пауз и их длительность.
  • Продумайте интонационный эскиз текста (повышение и понижение тона).
  • Прочитайте текст вслух.
Как читать? Основными в работе семьи Сазиковых с металлом были техники чеканки и литья, но использовали и чернь, гравировку, эмаль. Обратите внимание! Однородные члены предложения (интонация перечисления). Интонация и пунктуация совпадают.

Как читать?

  • Основными в работе семьи Сазиковых с металлом были техники чеканки и литья, но использовали и чернь, гравировку, эмаль.
  • Обратите внимание!
  • Однородные члены предложения (интонация перечисления).
  • Интонация и пунктуация совпадают.
Как читать? Результатом стало создание в 1915 году двигателя, работающего на сжатом воздухе. Обратите внимание! Обособленное определение (интонация обособления, повышение голоса на причастии). Интонация и пунктуация совпадают.

Как читать?

  • Результатом стало создание в 1915 году двигателя, работающего на сжатом воздухе.
  • Обратите внимание!
  • Обособленное определение (интонация обособления, повышение голоса на причастии).
  • Интонация и пунктуация совпадают.
Как читать? В 1915 году девушка добилась приема на медицинский факультет Донского университета, хотя в то время женщины к профессии врача еще не допускали. Обратите внимание! Сложное предложение. Интонация и пунктуация не везде совпадают.

Как читать?

  • В 1915 году девушка добилась приема на медицинский факультет Донского университета, хотя в то время женщины к профессии врача еще не допускали.
  • Обратите внимание!
  • Сложное предложение.
  • Интонация и пунктуация не везде совпадают.
Как читать? Имя Павла Фёдоровича Сазикова, основателя фирмы – сначала хозяина небольшой мастерской в Москве, а затем купца, - известно с 1793 года. Обратите внимание! Приложение (интонация и пунктуация совпадают). Однородные члены предложения с противительным союзом (интонация и пунктуация совпадают).

Как читать?

  • Имя Павла Фёдоровича Сазикова, основателя фирмы – сначала хозяина небольшой мастерской в Москве, а затем купца, - известно с 1793 года.
  • Обратите внимание!
  • Приложение (интонация и пунктуация совпадают).
  • Однородные члены предложения с противительным союзом (интонация и пунктуация совпадают).
Задание 1. Чтение вслух. Критерии Ч1 Интонация соответствует/не соответствует пунктуационному оформлению Ч2 1/0 Темп чтения соответствует/не соответствует коммуникативной задаче Ч3 1/0 Искажения слов нет/допущено одно искажение слова или более Максимальное количество баллов 1/0 3 Средний темп чтения - 100/120 слов в минуту

Задание 1. Чтение вслух. Критерии

Ч1

Интонация соответствует/не соответствует пунктуационному оформлению

Ч2

1/0

Темп чтения соответствует/не соответствует коммуникативной задаче

Ч3

1/0

Искажения слов нет/допущено одно искажение слова или более

Максимальное количество баллов

1/0

3

Средний темп чтения - 100/120 слов в минуту

Типичные ошибки в чтении Чтение без пауз и логических ударений. Монотонное чтение. Чтение более 2-х минут (0 баллов по критерию «темп чтения»). Неоправданный возврат к прочитанному.

Типичные ошибки в чтении

  • Чтение без пауз и логических ударений.
  • Монотонное чтение.
  • Чтение более 2-х минут (0 баллов по критерию «темп чтения»).
  • Неоправданный возврат к прочитанному.
Что такое искажение? Искажение – это замена, пропуск, перестановка, добавление, повтор букв/звуков/слогов; замены, пропуски, повторы слов/словосочетаний/предложений.  Вернонский (вместо Вернадский).

Что такое искажение?

  • Искажение – это замена, пропуск, перестановка, добавление, повтор букв/звуков/слогов; замены, пропуски, повторы слов/словосочетаний/предложений.

  • Вернонский (вместо Вернадский).
Склонение числительных. При склонении порядковых числительных склоняется только последнее слово.  И.п. Двадцать второй Р.п. Двадцать второго Д.п. Двадцать второму В.п. Двадцать второго Т.п. Двадцать вторым П.п. (о) двадцать втором

Склонение числительных.

  • При склонении порядковых числительных склоняется только последнее слово.

И.п.

Двадцать второй

Р.п.

Двадцать второго

Д.п.

Двадцать второму

В.п.

Двадцать второго

Т.п.

Двадцать вторым

П.п.

(о) двадцать втором

Склонение числительных. При склонении количественных числительных склоняются все слова и все части сложных слов.  И.п. Р.п. Восемьсот сорок девять рублей Д.п. Восьмисот сорока девяти рублей Восьмистам сорока девяти рублям В.п. Т.п. Восемьсот сорок девять рублей П.п. Восемьюстами сорока девятью рублями (о) восьмистах сорока девяти рублях

Склонение числительных.

  • При склонении количественных числительных склоняются все слова и все части сложных слов.

И.п.

Р.п.

Восемьсот сорок девять рублей

Д.п.

Восьмисот сорока девяти рублей

Восьмистам сорока девяти рублям

В.п.

Т.п.

Восемьсот сорок девять рублей

П.п.

Восемьюстами сорока девятью рублями

(о) восьмистах сорока девяти рублях

Пересказ текста

Пересказ текста

Важно! Пересказать текст подробно. Применить правила цитирования (прямая речь, косвенная речь, вводные конструкции). Имена и отчества называть полностью. Можно делать заметки в «Поле для заметок». Определить место цитаты в тексте.

Важно!

  • Пересказать текст подробно.
  • Применить правила цитирования (прямая речь, косвенная речь, вводные конструкции).
  • Имена и отчества называть полностью.
  • Можно делать заметки в «Поле для заметок».
  • Определить место цитаты в тексте.
Определение микротем и ключевых слов. Микротемы – частные темы, возникающие по мере раскрытия главной темы. Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя все его микротемы. По ключевым словам и фразам можно восстановить текст (сюжет).

Определение микротем и ключевых слов.

  • Микротемы – частные темы, возникающие по мере раскрытия главной темы.
  • Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста.
  • Тема же целого текста включает в себя все его микротемы.
  • По ключевым словам и фразам можно восстановить текст (сюжет).

Текст для пересказа. Ключевые слова.  Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский  — знаменитый русский географ , президент Русского энтомологи́ческого общества, почётный член Императорской Академии наук. Родившись в семье военного и закончив Школу юнкеров, Пётр Семёнов мог сделать блестящую военную карьеру, но, увлёкшись географией и ботаникой, предпочёл науку.  В то время географию Центральной Азии называли «географией догадок», поскольку её изучение было чисто теоретическим. Досконально изучив особенности гор по книгам, Семёнов отправился в Азию исследовать Тянь-Шань. В ходе экспедиций 1856 и 1857 годов он обследовал 23 горных перевала, определил высоты 50 вершин, собрал около 300 образцов горных пород и, наконец, опроверг старые представления о вулканическом происхождении Тянь-Шаня.

Текст для пересказа. Ключевые слова.

  • Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский  — знаменитый русский географ , президент Русского энтомологи́ческого общества, почётный член Императорской Академии наук. Родившись в семье военного и закончив Школу юнкеров, Пётр Семёнов мог сделать блестящую военную карьеру, но, увлёкшись географией и ботаникой, предпочёл науку.
  • В то время географию Центральной Азии называли «географией догадок», поскольку её изучение было чисто теоретическим. Досконально изучив особенности гор по книгам, Семёнов отправился в Азию исследовать Тянь-Шань. В ходе экспедиций 1856 и 1857 годов он обследовал 23 горных перевала, определил высоты 50 вершин, собрал около 300 образцов горных пород и, наконец, опроверг старые представления о вулканическом происхождении Тянь-Шаня.

Текст для пересказа. Ключевые слова.  Возглавляя Русское географическое общество с 1873 по 1914 год, Пётр Петрович помогал организовывать исследовательские экспедиции , в одной из которых принимал участие Никола́й Миха́йлович Пржева́льский. Учёному принадлежит ряд уникальных трудов по географии и энтомоло́гии ‒ науки, изучающей насекомых.  Семёнов был весьма разносторонним человеком: собрал уникальную коллекцию картин, которую завещал Эрмита́жу; в 1897 году иниции́ровал проведение первой в России пе́реписи населения. В честь 50-летия экспедиции на Тянь-Шань Николай II повелел добавить к фамилии Семёнова Тян-Шанский. В честь выдающегося учёного были названы многие географические объекты в Средней и Центральной Азии, на Аляске, Кавказе.

Текст для пересказа. Ключевые слова.

  • Возглавляя Русское географическое общество с 1873 по 1914 год, Пётр Петрович помогал организовывать исследовательские экспедиции , в одной из которых принимал участие Никола́й Миха́йлович Пржева́льский. Учёному принадлежит ряд уникальных трудов по географии и энтомоло́гии ‒ науки, изучающей насекомых.
  • Семёнов был весьма разносторонним человеком: собрал уникальную коллекцию картин, которую завещал Эрмита́жу; в 1897 году иниции́ровал проведение первой в России пе́реписи населения. В честь 50-летия экспедиции на Тянь-Шань Николай II повелел добавить к фамилии Семёнова Тян-Шанский. В честь выдающегося учёного были названы многие географические объекты в Средней и Центральной Азии, на Аляске, Кавказе.

Пример плана текста. Выбрал карьеру ученого. Исследование Тянь-Шаня. Организация экспедиций. Разносторонний человек.  Чаще всего количество микротем совпадает с количеством абзацев.

Пример плана текста.

  • Выбрал карьеру ученого.
  • Исследование Тянь-Шаня.
  • Организация экспедиций.
  • Разносторонний человек.

  • Чаще всего количество микротем совпадает с количеством абзацев.

Задание 1. Пересказ. Критерии П1 Сохранение при пересказе микротем текста Все основные микротемы исходного текста сохранены 2 Упущена или добавлены одна микротема 1 Упущены или добавлены две и более микротем П2 0 Работа с высказыванием Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично 1 Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа неуместно/и, или нелогично, или приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа П3 0 Способы цитирования Ошибок нет 1 Допущены ошибки при цитировании (одна и более) Максимальное количество баллов 0 0

Задание 1. Пересказ. Критерии

П1

Сохранение при пересказе микротем текста

Все основные микротемы исходного текста сохранены

2

Упущена или добавлены одна микротема

1

Упущены или добавлены две и более микротем

П2

0

Работа с высказыванием

Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично

1

Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа неуместно/и, или нелогично, или приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа

П3

0

Способы цитирования

Ошибок нет

1

Допущены ошибки при цитировании (одна и более)

Максимальное количество баллов

0

0

Типичные ошибки. Фактические ошибки. Сжатый пересказ вместо подробного. Пропуски важных микротем текста, искажение текста, подмена одной или нескольких микротем собственными. Подмена логичного включения высказывания в пересказ простым зачитыванием его. Неумение использовать способы цитирования.

Типичные ошибки.

  • Фактические ошибки.
  • Сжатый пересказ вместо подробного.
  • Пропуски важных микротем текста, искажение текста, подмена одной или нескольких микротем собственными.
  • Подмена логичного включения высказывания в пересказ простым зачитыванием его.
  • Неумение использовать способы цитирования.

Работа с высказыванием. Если цитата носит оценочный характер и содержит обобщение, она вводится, как правило, в последнюю часть текста. Если цитата содержит характеристику героя, ее логично поместить после той микротемы, в которой рассказывается об этом же качестве персонажа.

Работа с высказыванием.

  • Если цитата носит оценочный характер и содержит обобщение, она вводится, как правило, в последнюю часть текста.
  • Если цитата содержит характеристику героя, ее логично поместить после той микротемы, в которой рассказывается об этом же качестве персонажа.

Способы цитирования.  Цитата о другом человеке. Прямая речь. Леонид Геннадьевич Парфёнов сказал: «Россия – единственная страна, методично отснятая в цвете стараниями одного человека. Прокудин-Горский определил свое время».

Способы цитирования. Цитата о другом человеке.

  • Прямая речь.
  • Леонид Геннадьевич Парфёнов сказал: «Россия – единственная страна, методично отснятая в цвете стараниями одного человека. Прокудин-Горский определил свое время».

Способы цитирования.  Цитата о другом человеке. Косвенная речь. Леонид Геннадьевич Парфёнов сказал, что «Россия – единственная страна, методично отснятая в цвете стараниями одного человека. Прокудин-Горский определил свое время».

Способы цитирования. Цитата о другом человеке.

  • Косвенная речь.
  • Леонид Геннадьевич Парфёнов сказал, что «Россия – единственная страна, методично отснятая в цвете стараниями одного человека. Прокудин-Горский определил свое время».

Способы цитирования.  Цитата о другом человеке. Вводная конструкция. По словам Леонида Геннадьевича Парфёнова, «Россия – единственная страна, методично отснятая в цвете стараниями одного человека. Прокудин-Горский определил свое время».

Способы цитирования. Цитата о другом человеке.

  • Вводная конструкция.
  • По словам Леонида Геннадьевича Парфёнова, «Россия – единственная страна, методично отснятая в цвете стараниями одного человека. Прокудин-Горский определил свое время».

Способы цитирования.  Цитата о себе. Прямая речь. Сергей Иванович Щукин сказал: «Я собирал картины не для себя, а для своей страны и своего народа».

Способы цитирования. Цитата о себе.

  • Прямая речь.
  • Сергей Иванович Щукин сказал: «Я собирал картины не для себя, а для своей страны и своего народа».

Способы цитирования.  Цитата о себе. Косвенная речь. Сергей Иванович Щукин сказал, что он «собирал картины не для себя, а для своей страны и своего народа».

Способы цитирования. Цитата о себе.

  • Косвенная речь.
  • Сергей Иванович Щукин сказал, что он «собирал картины не для себя, а для своей страны и своего народа».

Способы цитирования.  Цитата о себе. Вводная конструкция. По словам Сергея Ивановича Щукина, он «собирал картины не для себя, а для своей страны и своего народа».

Способы цитирования. Цитата о себе.

  • Вводная конструкция.
  • По словам Сергея Ивановича Щукина, он «собирал картины не для себя, а для своей страны и своего народа».

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Василия Фёдоровича ОшАнина, крупного русского энтомОлога и путешественника, о Петре Петровиче Семёнове-Тян-Шанском: « Это был редкий пример человека, сумевшего с пользой прожить свою долгую жизнь, не зарывшего ни одного из отпущенных ему талантов, много и успешно поработавшего для блага всех людей и их прогресса!»

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Василия Фёдоровича ОшАнина, крупного русского энтомОлога и путешественника, о Петре Петровиче Семёнове-Тян-Шанском:

  • « Это был редкий пример человека, сумевшего с пользой прожить свою долгую жизнь, не зарывшего ни одного из отпущенных ему талантов, много и успешно поработавшего для блага всех людей и их прогресса!»

Как вводить цитату? Как отмечал Василий Фёдорович Ошанин, … О выдающемся таланте Семёнова-Тян-Шанского Василий Фёдорович Ошанин говорил: «…».

Как вводить цитату?

  • Как отмечал Василий Фёдорович Ошанин, …
  • О выдающемся таланте Семёнова-Тян-Шанского Василий Фёдорович Ошанин говорил: «…».

Советы Выписывать ключевую информацию из текста быстро. Вести аккуратно и последовательно записи в «Поле для заметок», сокращать слова понятно. Не «экать».

Советы

  • Выписывать ключевую информацию из текста быстро.
  • Вести аккуратно и последовательно записи в «Поле для заметок», сокращать слова понятно.
  • Не «экать».

Критерии правильности речи. № Критерии оценивания правильности речиза выполнение заданий 1,2,3,4 Р1 Баллы Соблюдение орфоэпических норм Орфоэпических ошибок нет Допущены одна-две орфоэпических ошибок 2 Допущены три и более орфоэпических ошибок 1 Р2 0 Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет 2 Допущены одна-две грамматических ошибок Допущены три и более грамматических ошибок 1 Р3 0 Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено одна-две речевые ошибки Допущены три-четыре речевые ошибки 2 Допущены пять речевых ошибок или более 1 0

Критерии правильности речи.

Критерии оценивания правильности речиза выполнение заданий 1,2,3,4

Р1

Баллы

Соблюдение орфоэпических норм

Орфоэпических ошибок нет

Допущены одна-две орфоэпических ошибок

2

Допущены три и более орфоэпических ошибок

1

Р2

0

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет

2

Допущены одна-две грамматических ошибок

Допущены три и более грамматических ошибок

1

Р3

0

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено одна-две речевые ошибки

Допущены три-четыре речевые ошибки

2

Допущены пять речевых ошибок или более

1

0

Критерии правильности речи. № Критерии оценивания правильности речиза выполнение заданий 1,2,3,4 Р4 Баллы Богатство речи Речь характеризуется богатством словаря и разнообразием используемых грамматических конструкций Р2 Речь характеризуется бедностью словаря и/или однообразием используемых грамматических конструкций 1 0 Соблюдение фактологической точности Фактические ошибки отсутствуют 1 Допущены одна фактическая ошибка или более 0 Максимальное количество баллов 8

Критерии правильности речи.

Критерии оценивания правильности речиза выполнение заданий 1,2,3,4

Р4

Баллы

Богатство речи

Речь характеризуется богатством словаря и разнообразием используемых грамматических конструкций

Р2

Речь характеризуется бедностью словаря и/или однообразием используемых грамматических конструкций

1

0

Соблюдение фактологической точности

Фактические ошибки отсутствуют

1

Допущены одна фактическая ошибка или более

0

Максимальное количество баллов

8

Тонкости оценивания. Самоисправление не считается за ошибку. Если ученик не выполнил два и более задания, то по ВСЕМ критериям грамотности речи ставится 0 баллов. Чтение оценивается только по критериям «Соблюдение орфоэпических норм». Соблюдение фактологической точности оценивается в критерии «Искажение слов».

Тонкости оценивания.

  • Самоисправление не считается за ошибку.
  • Если ученик не выполнил два и более задания, то по ВСЕМ критериям грамотности речи ставится 0 баллов.
  • Чтение оценивается только по критериям «Соблюдение орфоэпических норм». Соблюдение фактологической точности оценивается в критерии «Искажение слов».

Орфоэпические ошибки. В ЧТЕНИИ. Как в словах с проставленными ударениями, так и в словах с непроставленными ударениями. В ПЕРЕСКАЗЕ. Неоправданно длинные паузы в предложении или между предложениями.

Орфоэпические ошибки.

  • В ЧТЕНИИ.
  • Как в словах с проставленными ударениями, так и в словах с непроставленными ударениями.
  • В ПЕРЕСКАЗЕ.
  • Неоправданно длинные паузы в предложении или между предложениями.

Грамматические ошибки. В ЧТЕНИИ. Верно читаем окончания слов, особенно числительных: более пятиста мостов, в двух тысячи четырнадцатом году. В ПЕРЕСКАЗЕ. Неправильное построение сложного предложения: для этого чтобы. Употребление причастных и деепричастных оборотов: возглавляя Русское географическое общество, ему помогали. Неправильный выбор предложно-падежной формы: картины наполнены чувству, поступил на финансовый университет.

Грамматические ошибки.

  • В ЧТЕНИИ.
  • Верно читаем окончания слов, особенно числительных: более пятиста мостов, в двух тысячи четырнадцатом году.
  • В ПЕРЕСКАЗЕ.
  • Неправильное построение сложного предложения: для этого чтобы.
  • Употребление причастных и деепричастных оборотов: возглавляя Русское географическое общество, ему помогали.
  • Неправильный выбор предложно-падежной формы: картины наполнены чувству, поступил на финансовый университет.

Речевые ошибки. В ПЕРЕСКАЗЕ. Неправильный выбор слова: тщательно пытался. Неправильная сочетаемость: было поручено звание. Тавтология: масло масляное.

Речевые ошибки.

  • В ПЕРЕСКАЗЕ.
  • Неправильный выбор слова: тщательно пытался.
  • Неправильная сочетаемость: было поручено звание.
  • Тавтология: масло масляное.

Богатство речи. В ПЕРЕСКАЗЕ. Однотипные конструкции: Также он был…Также он… .

Богатство речи.

  • В ПЕРЕСКАЗЕ.
  • Однотипные конструкции: Также он был…Также он… .