СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к методическому семинару

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

пояснительная записка

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к методическому семинару»

Пояснительная записка

Слайд 1. Титульный лист


Слайд 2. Визитная карточка участника конкурса


Слайд3.
 «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении».     В.А. Сухомлинский

       Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребёнку эту радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению? 

Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт основного общего образования, можно сформулировать цель современной школы. Цель - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности,  но и в различных ситуациях дальнейшей жизни.


Слад 4.

      В рамках модернизации системы образовательных стандартов основным направлением в работе учителя является использование современных инновационных технологий.

     Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

     Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:

• предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;

• формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.


Слайд5.
Мною используются следующие основные инновационные технологии:

– проблемное обучение;

- личностно-ориентированное;

– технология развития “критического мышления”;

– информационно-коммуникационные технологии;

– проектные и исследовательские методы в обучении;

- модульное обучение

А также элементы других инновационных технологий.

– технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

        Инновационный поиск новых средств приводит меня к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения.


Слайд 6.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Технология проблемного обучения позволяет сделать ученика активным участником учебного процесса. Методом, представляющим собой основу технологии проблемного обучения, является деятельностный метод.


Слайд 7.       

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер - один из его методов.
       Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем. Форма работы при использовании данного метода может быть индивидуальной, коллективной, групповой. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей коллектива.


Слайд 8.

Стадия вызова: Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: «ведение двойных дневников», «ведение бортовых журналов»

Слайд 9.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Актуальностью  данной  технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.


Слайд 10.        

  Немаловажную роль играет и исследовательская деятельность. Она заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Исследовательскую деятельность можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.


Слайд 11.

Что приобрели учащиеся при выполнении исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями, брали интервью, задавали вопросы учителям-предметникам, библиотекарю.

 Организация такой формы познавательной деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Слайд 12.

В практике работы у меня с детьми - проекты личностные, парные и групповые творческие, ролево-игровые, информационные. Считаю, что занятия с применением этого метода выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация, учащиеся получают возможность в ходе изучения темы проявить творческую активность, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся оценивать свои способности, усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, позволяет видеть и оценивать результаты своего труда, осознать свою успешность. Учащиеся могут находить и формулировать проблему, сделать мультимедийную презентацию, оформить стенгазету, альбом, коллаж.


Слайд 13

Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.


Слайд 14

Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь.

         Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении выполняется единственная задача: сделать урок интересным, а обучение увлекательным. Надо только помнить, что школу делает школой учитель


Слайд 15

Сущность модульного обучения заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому.

Данная технология имеет следующие преимущества:
• создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения учащихся, тесного контакта с учителем через индивидуальный подход; 
• создание условий осознанного мотивированного изучения личностно-значимых учебных предметов; 
• уменьшение стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах

Слайд 16


        При отборе методов, приемов и средств обучения, учитываю возрастные особенности учащихся, а также тему, цель и место урока в образовательной программе. Пример модуля для 6 класса

Слайд 17

         Одним из часто используемых мною форм работы является работа в группах.
Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей.

          Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля.

          Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.

         Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

 

 Слайд 18

         Таким образом, использование инновационных технологий в школе – это не просто новое веяние времени, необходимость. Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников. Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.


 Слайд 19

Достижения учеников


Слайд 20

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!