ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
«КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛЕКЦИИ
ОДБ.07
по теме: «Понятие и роль информатизации в развитии общества».
для специальностей: 34.02.01 «Сестринское дело»
Уровень подготовки: базовый
Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии (название комиссии) Протокол №_____ от___ ______2022г. Председатель ЦМК ____/ Е.С. Гагарина | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР __________/С.В. Коровашкина ____ _________2022 г. |
Составители:
Ковальская Анна Сергеевна – преподаватель ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»
Петропавловск-Камчатский, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка лекции по теме: «Понятие и роль информатизации в развитии общества» разработана в соответствии с ФГОС СПО специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и рассчитано на одну лекцию (2 часа) в соответствии с календарно-тематическим планом программы учебной дисциплины.
Данная тема входит в изучение ОДБ.00 «Общеобразовательного цикла» индекс ОДБ.07.
Актуальность темы:
В современном мире информационные технологии занимают огромную роль в жизни каждого человека и имеют большое значение в развитии общества, их роль состоит в том, чтобы увеличить процессы получения, распространения и использования обществом полученных знаний.
В истории развития человечества было несколько информационных революций, когда кардинальные изменения в обработки информации привели к преобразованиям общественных отношений и к получению человеческим обществом нового качества.
С появлением и усовершенствованием ЭВМ информатизация общества стала неотъемлемым частью населения. По этой причине огромную роль в нашей жизни играет компьютеризация общества. Развитие различных сфер деятельности взаимосвязано с информационными технологиями. Именно по этой причине информатизация общества привела к росту производительности труда, появилась возможность систематизации, сбора и хранения информации.
Внедрение ИТ в различные сферы деятельности стало основанием нового эволюционного этапа, называемого информатизацией.
Тип учебного занятия: лекция
Цели занятия:
Учебные:
дать понятие, что такое информатика, информация;
изучить классификацию информационных революций;
познакомить с понятием «информационное общество»;
сформировать представление об изменениях в быту, в образовании с развитием информационного общества.
Развивающие:
способствовать развитию мышления, грамотной речи;
обобщать полученные знания;
способствовать развитию умения проводить анализ полученных знаний.
Воспитательная:
Мотивация темы
Знание развития информационного общества, является неотъемлемой частью изучения дисциплины «Информатика», так как у учащихся складывается общее представление: какие способы передачи, обработки информации существовали в далеком прошлом. Как появление новых информационных технологий повлияло на развитие человечества.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
После изучения данной темы обучающийся должен:
уметь:
знать:
понятие информационного общества;
информационные революции;
роль информатизации общества;
критерии развитости информационного общества.
Междисциплинарные связи:
ОДБ 04 История
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесный (лекция, объяснение, фронтальная беседа);
наглядный (мультимедийной презентации, видеофрагментов).
Место проведения лекции: учебная аудитория ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».
Материально-техническое оснащение занятия:
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ
Этапы занятия | Время | Действия преподавателя | Действия обучающихся |
Организационный момент | 2 | Приветствие. Проверка присутствующих на занятии. Оценка внешнего вида. | Готовятся |
Сообщение темы, определение целей, плана проведения занятий. | 3 | Объявление темы и плана занятия, постановка целей. Цель: научиться различать этапы информационного развития общества. | Слушают, записывают. |
Изложение нового материала | 35 | Рассказывает, показывает презентацию Power Point «Понятие и роль информатизации в развитии общества» | Конспектируют |
Физкультминутка* | 5 | Показывает упражнения для глаз (Приложение №1). | Выполняют упражнения |
Изложение нового материала | 25 | Рассказывает, показывает презентацию Power Point «Понятие и роль информатизации в развитии общества» | Конспектируют |
Проверка усвоения полученных знаний | 10 | Тест «Информационные революции» выполнен в приложении Power Point (Приложение №2). | Отвечают устно |
Рефлексия | 5 | Ответьте на вопросы: Для меня было открытием то, что… Я не знал, но теперь знаю… | Отвечают |
Сообщение домашнего задания. Выставление оценок. | 5 | Г.А. Гальченко с. 3-4 | Записывают |
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
План
Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.
Предмет информатики включает в себя:
аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;
программное обеспечение средств вычислительной техники;
средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.
Основная задача информатики – систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.
В мире много информации: письменной, разговорной, визуальной. До недавнего времени носителями информации были язык, различные материальные поверхности, бумага и т.д. Сейчас мы постепенно переходим на цифровое хранение информации.
Зачем это нужно?
Во – первых, хранение информации становится менее объёмным. К примеру, множество книг в большом шкафу поместятся на одном маленьком диске.
Во – вторых, передача информации становится мгновенной. К примеру, через сеть интернет можно передать любой важный документ за пару минут. Теперь работать стало проще, не нужно распечатывать документ, подписывать его и вести в другой город. На данный момент внедрена система цифровой подписи, позволяющая подписывать электронный документ и отправлять его по интернету так, как будто документ подписан рукой, проставлена печать и доставлена по адресу.
В – третьих, графическую информацию получать, обрабатывать, хранить стало намного удобнее. К примеру, раньше нужна была фотопленка, лаборатория для проявки и печати фотографий, все расходные материалы были дорогие, а число фотографий было ограничено фотопленкой. Сейчас нужен только цифровой фотоаппарат и фото принтер. Фотографий можно «щёлкать» большое количество, а затем можно их напечатать или смотреть на компьютере, ноутбуке, планшетном ПК, цифровой фоторамке, сотовом телефоне, DVD плеере и другом мультимедийном устройстве.
В - четвертых, обрабатывать информацию стало проще. К примеру, у фирмы имеется 200 сотрудников. На каждого сотрудника имеется папка с копиями основных документов (паспорт, ИНН, СНИЛС и др.). Нужно из этого числа найти определенного сотрудника и выписать номер паспорта. В этом нам поможет электронная база данных сотрудников, в которой введены все сотрудники со всеми документами.
Нужно только открыть базу, ввести фамилию в поиске и прочитать нужную информацию, а при желании и распечатать. Сейчас же, с помощью множества баз и расчетных формул, начисляется заработная плата рабочим без каких-либо умственных усилий.
Можно найти много примеров, в которых использование электронной информации упрощает работу.
Итак, информация является первоосновой нашего мира и играет особую роль в развитии общества, она «провоцирует» перемены. Основные типы развития общества — эволюция и революция.
Появление новой информации и увеличение ее объема влечет за собой информационные революции. Информационная революция представляет собой качественный скачок в способе переработки информации, который становится необходимым для преодоления несоответствия между ростом количества циркулирующей в обществе информации и возможностями ее использования. Каждая информационная революция решает свои задачи и приводит к определенным социальным последствиям, она сопровождается общественным прогрессом (или даже его предопределяет), а общественный прогресс стимулирует совершенствование или коренную смену формы материального носителя информации1.
Согласно определению А. Д. Елякова, информационная революция — это «взрывной процесс создания и распространения новейших информационных технологий (НИТ) для наиболее продуктивного производства, рациональной организации и эффективного использования информации, предопределившей переход от постиндустриального к информационному обществу»2.
Роль информационной деятельности в современном обществе Информационная деятельность – деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование информационного ресурса и организацию доступа к нему.
Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью.
Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром.
Со временем большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.
С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Сейчас, в первой половине XXI века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.
В последние десятилетия настойчиво говорят о переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному».
Основные этапы развития информационного общества. И истории человеческого общества несколько раз происходили существенные «прорывы», которые можно назвать информационными.
Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их следующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление качественно нового средств и методов накопления информации.
Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции. При этом общество переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.
Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).
Второй информационный «прорыв» (в середине XVI в.) был связан с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и обеспечить массовую доступность к ней, что, несомненно, повлияло на развитие науки и техники, помогло промышленной революции. Книги обеспечили интеллектуальную интеграцию различных культур, это способствовало ускорению создания общечеловеческой цивилизации. Фактически появилось первое средство массовой коммуникации.
Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало культурные ценности общедоступными, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совершенный способ хранения информации.
Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон и радио, позволяющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен информацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.
Третьим информационным «прорывом» (в конце XIX в.) считается стремительный прогресс средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния, получать ее, выражаясь нынешним языком, в «реальном масштабе времени». Очевидно, что эти изобретения обусловил очередной этап технологической революции, связанный с открытием электричества. «Прорывы» в технологиях всегда предшествуют информационным «прорывам», создавая для них соответствующую материальную базу.
Четвертый «информационный прорыв» обусловлен в первую очередь созданием электронных вычислительных машин (ЭВМ), работающих в цифровом режиме (середина 1940-х гг.), а также микропроцессорной техники и созданных на ее базе персональных компьютеров (ПК). Вскоре после этого возникли как локальные (внутри учреждения, отрасли, учебного заведения), так и глобальные (Интернет) компьютерные сети, принципиально изменившие системы хранения и поиска информации.
Четвертая информационная революция (70-е годы XX столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационно-коммуникационные системы) и т. д. Благодаря этой революции человечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятельности. Этим средством является компьютер.
Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Дальнейшие работы по усовершенствованию принципов их работы и элементной базы, то есть составляющих частей, обусловили появление микропроцессорной технологии, а затем и персональных компьютеров. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области компьютерной техники, в результате которых происходила смена поколений компьютеров.
П
РИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест «Информационные революции»
Информационная революция – это ...
этап новых изобретений в обществе;
этап появления средств и методов обработки информации, вызвавший кардинальные изменения в обществе;
этап политических изменений в обществе.
Информационное общество – это ...
общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом материальных продуктов;
общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией;
общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и продажей промышленных товаров.
Главным ресурсом информационного общества является …
рабочие кадры;
денежные средства;
транспортные средства;
информация;
все перечисленное.
Информация, которую человек может осмысленно воспроизвести и применить на практике является …
информацией;
знаниями;
данными
информатикой.
Установите соответствие между изобретениями и информационными революциями.
Первая информационная революция (письменность).
Вторая информационная революция (книгопечатание).
Третья информационная революция (телеграф, телефон, радио).
Четвертая информационная революция (микропроцессор и персональный компьютер).
Расположите в хронологическом порядке временные периоды, когда произошла каждая из информационных революций.
Первая информационная революция (IV век до н.э.).
Вторая информационная революция (середина XVI века).
Третья информационная революция (конец XIX века).
Четвертая информационная революция (конец XX века).
Какое значение имела первая информационная революция с точки зрения информатики?
появление качественно новых средств и методов накопления и передачи информации следующим поколениям;
появление средств информационной коммуникации;
появление более совершенного способа хранения и массовой доступности информации;
появление персонального компьютера, позволяющего решать проблему хранения, передачи и обработки информации на качественно новом уровне.
Какое значение имела вторая информационная революция с точки зрения информатики?
появление качественно новых средств и методов накопления и передачи информации следующим поколениям;
появление средств информационной коммуникации;
появление более совершенного способа хранения и массовой доступности информации;
появление персонального компьютера, позволяющего решать проблему хранения, передачи и обработки информации на качественно новом уровне.
Какое значение имела третья информационная революция с точки зрения информатики?
появление качественно новых средств и методов накопления и передачи информации следующим поколениям;
появление средств информационной коммуникации;
появление более совершенного способа хранения и массовой доступности информации;
появление персонального компьютера, позволяющего решать проблему хранения, передачи и обработки информации на качественно новом уровне.
Какое значение имела четвертая информационная революция
с точки зрения информатики?
появление качественно новых средств и методов накопления и передачи информации следующим поколениям;
появление средств информационной коммуникации;
появление более совершенного способа хранения и массовой доступности информации;
появление персонального компьютера, позволяющего решать проблему хранения, передачи и обработки информации на качественно новом уровне.
Кроссворд:
Вопросы:
Электронно-вычислительная машина.
Что это
Изобретатель телеграфной азбуки.
Аппарат для передачи и приема звука на расстоянии.
Всемирная компьютерная сеть.
Фамилия изобретателя печатного станка.
Основной ресурс информационного общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основные источники:
Гальченко Г.А. Информатика для колледжей / Г.А. Гальченко, О.Н. Дроздова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017 г. - 376 стр..
Городнова А.А. Развитие информационного общества / А.А. Городнова. – Москва : Юрайт, 2017 г. – 235 стр.
1 Дулатова А. Н., Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности: учебное пособие. М. : Литерея-Бибинформ, 2007. С. 44—45
2 Еляков А. Д. Современная информационная революция // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 29