СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие об основе слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна презентация раскрывает понятие,что такое основа слова

Просмотр содержимого документа
«Понятие об основе слова»

Понятие об основе слова  Русский язык, 3 класс   урок № 59 Автор: Поносова М.А.  © ООО «Баласс», 2013

Понятие об основе слова

Русский язык, 3 класс

урок № 59

Автор: Поносова М.А.

© ООО «Баласс», 2013

Вспоминаем то, что знаем Одно и то же слово или разные слова записаны в каждой паре? у летел – летел до читал – читал пере красил - красил голос ищ е – голос строи тель – строить сер оват ый - серый Какую роль играют суффиксы и приставки? Для чего служит окончание?

Вспоминаем то, что знаем

Одно и то же слово или разные слова записаны в каждой паре?

у летел – летел

до читал – читал

пере красил - красил

голос ищ е – голос

строи тель – строить

сер оват ый - серый

Какую роль играют суффиксы и приставки?

Для чего служит окончание?

Вспоминаем то, что знаем Прочитайте. Понятно ли, какие слова написаны во втором столбике? Почему? березк… учительниц… причёск… напиш… березка учительница причёска напишем  Что такое основа слова? Какие части слова могут в неё входить? Для чего её выделяют? Каким значком обозначают основу слова? Попробуйте ответить на вопросы.

Вспоминаем то, что знаем

Прочитайте. Понятно ли, какие слова написаны во втором столбике? Почему?

березк…

учительниц…

причёск…

напиш…

березка

учительница

причёска

напишем

Что такое основа слова?

Какие части слова могут в неё входить?

Для чего её выделяют?

Каким значком обозначают основу слова?

Попробуйте ответить на вопросы.

Сравниваем свой вывод с авторским Основа – это часть слова без окончания. Основа – это неизменяемая часть слова, а окончание – изменяемая. Основа может состоять только из корня: море. В основу могут входить, кроме корня, суффикс и приставка: моряк , морской, приморский. В корне заключён общий смысл всех однокоренных слов. А в основе – значение данного, именно этого слова.  Сравни: город , - городской, загородный.

Сравниваем свой вывод с авторским

Основа – это часть слова без окончания.

Основа – это неизменяемая часть слова, а окончание – изменяемая.

Основа может состоять только из корня: море. В основу могут входить, кроме корня, суффикс и приставка: моряк , морской, приморский.

В корне заключён общий смысл всех однокоренных слов. А в основе – значение данного, именно этого слова.

Сравни: город , - городской, загородный.

Решаем проблему, открываем новые знания Как вы думаете, почему часть слова без окончания получила такое название – основа? В «Толковом» словаре С. И. Ожегова приведено несколько толкований слова основа.  Какое из них объясняет смысл названия основы слова? Основа – 1. Опорная часть предмета.  2.  Источник, главное, на чём строится  что-нибудь, что является сущностью  чего-нибудь.  На что похож значок основы?

Решаем проблему, открываем новые знания

Как вы думаете, почему часть слова без окончания получила такое название – основа?

В «Толковом» словаре С. И. Ожегова приведено несколько толкований слова основа.

Какое из них объясняет смысл названия основы слова?

Основа – 1. Опорная часть предмета.

2. Источник, главное, на чём строится

что-нибудь, что является сущностью

чего-нибудь.

На что похож значок основы?

Открываем знания. Сравниваем вывод Составьте самостоятельно инструкцию «Как нужно действовать, чтобы найти основу слова». Подумайте, сколько должно быть шагов. Проверьте себя. 1 . Читаю слово: весна. 2. Изменяю это слово, нахожу изменяемую часть – окончание (весн а , у весн ы , с весн ой . Окончание – а .) 3. Отделяю окончание от основы значком : весна . 4. Думаю над смыслом слова, который заключён в его основе. 5. Проверяю себя.

Открываем знания. Сравниваем вывод

Составьте самостоятельно инструкцию

«Как нужно действовать, чтобы найти основу слова». Подумайте, сколько должно быть шагов.

Проверьте себя.

1 . Читаю слово: весна.

2. Изменяю это слово, нахожу изменяемую часть – окончание (весн а , у весн ы , с весн ой . Окончание – а .)

3. Отделяю окончание от основы значком :

весна .

4. Думаю над смыслом слова, который заключён в его основе.

5. Проверяю себя.

Применяем новые знания. Развиваем умения Спишите слова. Пользуясь инструкцией, выделите окончание и основу. Что означает каждое слово?  Из чего состоит основа каждого слова? Грибы, грибочки , грибники. Добрый, доброта, добровольцы . Поездка, проводник , вагоны.

Применяем новые знания. Развиваем умения

Спишите слова. Пользуясь инструкцией, выделите окончание и основу.

Что означает каждое слово?

Из чего состоит основа каждого слова?

Грибы, грибочки , грибники.

Добрый, доброта, добровольцы .

Поездка, проводник , вагоны.

Применяем новые знания. Развиваем умения Прочитайте группы слов. Однокоренные ли это слова? Почему?  Спишите, выделите окончание и основу каждого слова. Корма , кормилица , кормит , кормушка , кормовая (свёкла). Ласковый, ласкает , ласки . Паровозы, парилка , пары, парная . Пара , парочка , парная , пары .

Применяем новые знания. Развиваем умения

Прочитайте группы слов. Однокоренные ли это слова? Почему?

Спишите, выделите окончание и основу каждого слова.

Корма , кормилица , кормит , кормушка , кормовая (свёкла).

Ласковый, ласкает , ласки .

Паровозы, парилка , пары, парная .

Пара , парочка , парная , пары .

 Итог урока   Продолжите предложение:  В корне заключён …  В основе заключено… н а к а ый у ы

Итог урока

Продолжите предложение:

В корне заключён …

В основе заключено…

н

а

к

а

ый

у

ы