Порядковые числительные
Порядковые числительные изучаются в курсе английского языка в начальной школе. Предполагается, что учащиеся поймут и твердо запомнят закономерности образования порядковых числительных и слова-исключения. Но на практике ситуация выглядит печально. На изучение данного материала отводится несколько часов, и ребята не успевают в должной мере закрепить навык употребления этих числительных.
Предлагаю обобщение своего опыта по изучению порядковых числительных в 3 классе. Это упражнения на отработку, закрепление и повторение порядковых числительных, которые могут быть адаптированы для использования к любой теме и любым УМК.
Важное значение имеет знакомство с новым материалом. На этапе введения нового материала я использовала метод проблемного обучения, что позволяет полнее вовлечь ребят в изучение темы, сделать их полноправными участниками учебного процесса, повысить мотивацию.
Активизацию знаний по теме «Числительные» мы проводим с использованием «Number song» (УМК English О.В. Афанасьева)

и слайдов презентации с числительными от 11 до 100.
Обращаем внимание на роль данных числительных – указать количество предметов. Далее наводящими вопросами учитель подводит учащихся к понятию «порядковые числительные». Мы делали это на примере календаря.
- Ребята, мы с вами познакомились с названиями времен года, месяцев, дней недели, а какая самая маленькая часть календаря? Какое название у неё есть?
- День, название – число.
- А можно ли, используя знакомые нам числа, назвать дату?
- Дети предлагают свои варианты.
Таким образом, создается проблема между знанием и незнанием, и учащиеся могут предположить, что числа должны называться по-другому.
Затем учитель предлагает список порядковых числительных и просит проанализировать, как они образованы. (Данное задание развивает у учащихся УУД анализа, сравнения).

Учащиеся с легкостью выделяют наличие артикля перед порядковыми числительными, «окончание» th у большинства слов, наличие слов-исключений, особые случаи орфографии отдельных числительных. Такой способ введения нового грамматического материала делает ребят участниками открытия нового знания, а значит обеспечивает более прочное понимание и усвоение.
Далее необходимы упражнения на закрепление и автоматизацию навыка употребления порядковых числительных. Не менее важным является порядок выполнения упражнений.
Узнавание и распознавание порядковых числительных
Task 1
Дополните предложения названиями месяцев. Complete the sentences.
… is the first month of the year.
… is the second month of spring.
… is the third month of summer.
… is the fourth month of the year.
Task 2
Зачеркни лишнее слово
Fourth, second, first, ten.
Third, think, thirteenth, thirtieth.
Five, fifth, fifteenth, fiftieth.
Task 3
Гномик записал важные для него события февраля в дневник. Прочти записи и отметь в календаре важные даты. (УМК Enjoy English 3 М.З. Биболетова, Lesson 39, ex. 7)

Task 4
Послушай и отметь в календаре дни рождения учеников (класса, лесной школы).
Task 5
О каком месяце идет речь?
It is the first month in winter.
It is the second month of the year.
It is the fourth month of the year….
Task 6
Составьте слово из букв.
У каждого ученика карточка с буквой. Учитель называет какая буква стоит на каком месте, а ученики выходят с соответствующей буквой и выстраивают слово. Read the word. (Данное упражнение можно использовать на этапе постановки темы урока и загадать любое слово.)
The first letter is B. The second letter is I. The third letter is R. The fourth letter is T. The fifth letter is H. The sixth letter is D. The seventh letter is A. The eighth letter is Y. BIRTHDAY
Task 7
C помощью алфавита составьте слово из букв, чьи номера я назову. (Данное упражнение можно использовать на этапе постановки темы урока и загадать любое слово.) Ученики записывают буквы в тетрадь.
Write the sixteenth letter. Write the eighteenth letter. Write the fifth letter. Write the nineteenth letter. Write the fifth letter. Write the fourteenth letter. Write the twentieth letter. PRESENT
Образование (написание) порядковых числительных
Task 1
Заполните пропуски в таблице
1 | one | the first |
9 | nine | |
13 | | the thirteenth |
15 | fifteen | the… |
18 | | |
20 | twenty | |
29 | | |
Task 2
Вставьте необходимые числительные
May is the ……………… month of the year.
January is the …………………….. month of the year.
February is the ………. Month of winter.
August is the ……………… month of the year.
Task 3
Запиши, в каком порядке располагаются дни недели в календаре в России и в Англии
Example: Sunday is the first day of week.
Автоматизация навыка употребления порядковых числительных в речи
Task 1 На уроке физкультуры
Класс! В одну шеренгу становись! По порядку номеров рассчитайсь!
Ученикам необходимо назвать свой номер по-порядку в шеренге. Данное упражнение можно проводить несколько раз подряд в виде физкультминутки.
Task 2
Соберите слово из букв и назовите порядок букв.
Дети получают карточки с буквами изученного слова, им необходимо построиться в соответствии с угаданным словом и назвать порядок слов.
S is the first. E is the second. A is the third. S is the fourth. O is the fifth. N is the sixth.
Task 3
Каков порядковый номер букв этого слова в алфавите? (УМК Enjoy English 2 М.З. Биболетова Lesson 39, ex 2)
BIRTHDAY
Example: И is the second letter in the ABC. I is ….
Task 4
В качестве речевой разминки в начале урока можно использовать упражнение “Do you know the calendar well?”
Teacher: What is the first month of the year?
Pupil: The first month of the year is January.
Задания продуктивного уровня
Task 1
Answer the questions
When is your birthday?
What date is it today?
When is your mother’s birthday?
When do you go to school?
When do we celebrate New Year/Christmas?
Task 2
Проведите анкетирование в классе и составьте календарь дней рождения.
Task 3
Вы получили сообщения от друга, который приезжает поездом из Москвы. Когда он приезжает? В каком вагоне он едет?
Meet 12/02/2017, coach 7
Pupil: Jane comes on the twelfth of February. She comes in the seventh coach.
Литература
Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: Учебник для 3 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2012
Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Рабочая тетрадь к учебнику англ. яз. Enjoy English для 3 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2012