Конспект урока
Тема урока: Построение граф
Цель урока: ознакомление учащихся с понятием «граф», основными принципами его построения.
Задачи:
формировать умения выделять отношения, связывающие объекты;
развивать внимание, логическое мышление, способность к рассуждению, математическую речь;
воспитывать взаимопомощь, совершенствовать умение сотрудничать при работе в группах и в парах.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, учебник -тетрадь по информатике (авт. А.В.Горячев).
Структура урока.
Орг. момент. – 2 мин.
Введение в тему урока. – 8 мин.
Изучение новой темы. – 12 мин.
Закрепление полученных знаний. – 20 мин.
Подведение итогов урока – 3 мин.
Ход урока.
Организационный момент, мотивационная установка.
- Ребята, сегодня наш урок – урок изучения нового материала, а узнавать новое – это всегда очень трудно, но интересно. Я желаю вам успехов на уроке.
2. Введение в тему урока.
- Ребята, перед нами волшебная карта. Но так как эта карта волшебная, то путь мы должны нарисовать сами. Я прочитаю вам путь, а вы соедините объекты, которые в нем указаны. (Ученики выполняют задания на розданных карточках, один из учеников выполняет задание)
Путь через волшебную страну начинается от высокой яблони. Сначала нужно идти к древнему болоту. Затем дойти до моста, перейти его. Хочешь или нет, а придется идти в гости к Бабе-Яге, к избушке на курьих ножках. Даст Баба-Яга мешок зерна, это зерно нужно отнести на мельницу, смолоть. Потом взять муку и отдать ее мышке, что живет в корнях одинокой ели. От сосны нужно идти в волшебный лес, передать привет мышкиной сестре. А затем дойти до темной пещеры. Тут и откроется заветное слово. (После того, как дети правильно начертят путь, появится слово граф).
- Итак, мы с вами начертили ГРАФ. Давайте рассмотрим, что у нас получилось?
- Ребята, какие объекты мы соединили?
-Что у нас получилось? (путь через страну)
- На что похожа наша карта? (на карту дорог, на автомобильную карту, план и т.д.)
3. Изучение новой темы.
Сообщение темы урока (СЛАЙД 1)
- Сегодня мы с вами ознакомимся с понятием «граф». Узнаем, что такое вершины и рёбра графа. Будем учиться составлять граф по описанию отношений между предметами и существами (между объектами)
- Посмотрим еще раз на нашу карту. Объекты, которые мы соединяли, называются вершинами графа. А линии, которыми мы их соединили – это ребра графа. Давайте еще раз на карте покажем всевозможные вершины графа, ребра графа. И сделаем вывод, что же такое граф, как можно сказать проще? (Граф – это модель или схема, в которой объекты обозначены точками, кружками, а связь между ними – линиями)(СЛАЙД 2 )
- Встречались мы с вами с этим понятием раньше? Нет. Значит эти новые понятия нужно запомнить.
- Посмотрите на экран (СЛАЙД 3). Что напоминает вам маршрут движения поезда? (граф) Значит с понятием «граф» в нашей жизни мы встречаемся довольно часто(СЛАЙД 4).
Работа над новым материалом.
- Откройте учебник на стр. 16. Прочитайте задание № 27. Сейчас мы будем учиться строить графы сами.
- Рассмотрите карту сладких стран (на экране и в учебнике).
- Как называются страны?
- Сколько стран? (4)
- Сколько дорог на карте?(4)
- Внизу вы видите рисунки (Они видны на экране). Это графы. У каждого графа есть точки, которые называются вершинами.
- Скажите, что будет являться вершинами на графах.
- У каждого графа есть линии, которые связывают вершины и называются рёбрами.
- Что обозначают буквы на графах? (Название стран).
- Какое задание мы должны выполнить?
- Сколько рёбер (линий) должно быть у него?
- Рассмотрим каждый граф. Можем ли мы назвать правильным первый граф? Почему? Какие ошибки допущены в нем? (То же самое с другими графами) (Правильные графы – 3, т.к. количество вершин соответствует количеству стран, а количество ребер – дорогам, все вершины соединены, верно) (СЛАЙД 6)
- Что обозначают вершины графа дорог? А ребра?
- Можно ли определить сколько стран на карте, глядя на граф?
- Сколько дорог на карте?
- Построена ли дорога из Шоколандии в Зефирию или нужно добираться проездом через другую страну?
Физкультминутка
4. Закрепление нового материала.
- Прочитайте следующее задание (СЛАЙД 7)
- Начнем читать рассказ о зайчиках (1-й граф)
- Назовите вершины этого графа? Что они обозначают? (зайчата)
- Что обозначают рёбра? (дружеские отношения)
Читаем рассказ дальше.
Соедините вершины на 2-ом, 3-ем, 4-ом графе. ( Ученики работает на рисунке в учебнике-тетраде). Сравниваем результат со слайдом. (СЛАЙД 8-9) (Взаимопроверка в парах)
- Прочитайте следующее задание по номером 29 (СЛАЙД 10)
Для того, чтобы соединить точки графа необходимо внимательно читать задание и последовательно соединять точки графа прямыми линиями. Точки или вершины графа, означают определенные объекты, расположенные в городе. Например, центральный парк(п). Линии, которые соединяют объекты в городе – это дороги или улицу, по другому ее можно назвать ребром графа(ученики выполняют задание в тетради, под контролем учителя)
Проверяем правильность выполнения путем сравнения правильного решения представленного на экране(СЛАЙД 11)
В следующем задании на графе необходимо соединить соседние препятствия представленные на карте лабиринта.(СЛАЙД 12) (ученики выполняют задание в тетради, под контролем учителя)
Проверяем правильность выполнения путем сравнения правильного решения представленного на экране(СЛАЙД 13)
5. Итог урока.
-Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? (Граф, вершина графа, рёбра графа)
- Что могут обозначать вершины графа? (предметы, объекты)
- Что обозначают ребра? (связь, соединение, дорогу)
- На каких школьных предметах вы встречались с графами, приведите примеры (математика, окружающий мир)