Познавательное развитие в средней группе на тему: «Волшебница вода»
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.
Интегрируемые образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Задачи:
образовательные:
- ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха;
- уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
- закреплять умение работать с прозрачной посудой;
- закреплять умение работать с растворами.
развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
- Беседы о воде и ее роли в жизни человека.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
- Дидактические игры: «Какая бывает вода», «Разрезные картинки».
- «Сказки о природе «Е. Пермяк, «Русалочка» Г. Х. Андерсен и др. ; отгадывание загадок о воде.
- Проведение экспериментов на тему «Превращения воды».
Словарная работа: прозрачная, безцветная, опыты, учёные, исследователи.
Демонстрационный материал:
- карточки в виде капелек воды с загадками.
Оборудование:
- интерактивная доска, компьютер;
- прозрачные стаканы;
- пластиковые ложечки;
- молоко, вода, сок, акварельные краски;
- салфетки.
Ход НОД
А теперь отгадайте другую загадку:
Меня пьют, меня льют
Всем нужна я,
Кто такая я?
Дети: это вода.
Воспитатель: Правильно, мы сегодня поговорим о волшебнице - воде! Хотите с ней познакомиться? (Ответы детей).
Сегодня вы узнаете много интересного о воде. А как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети: чтобы пить, мыть руки, готовить еду. Поливать цветы, мыть посуду, стирать вещи.
Воспитатель: Действительно, без воды нам никак не обойтись, только просыпаемся и сразу же идём умываться, вода освежает нас, делает чистыми, закаляет нас.
Проблемная ситуация: «Что может случиться, если не будет воды?»
Воспитатель: Правильно, дети. Поэтому воду надо беречь.
Воспитатель: Хотите поиграть с волшебницей – водой?.
Дети подходят к столам.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам стаканчики. Что в них? (Вода). А какая она? (Прозрачная, светлая). Давайте посмотрим, получится ли у нас спрятать в стакане с водой ложечку? Опустите свои ложки в стаканы с водой. Что мы видим?
Дети: Ложечку.
Воспитатель: Почему мы видим ложечку в воде?
Дети: Вода прозрачная и ложечку видно.
Воспитатель: А теперь давайте подойдем к другому столу. Что находится в этих стаканах, дети?
Дети: Молоко.
Воспитатель: Какое оно? (Не прозрачное, белое). Давайте проверим, сможем ли мы спрятать ложечки в молоке? Возьмите ложечки и опустите их теперь в молоко. Видны ложечки или нет?
Дети: Нет, не видны
Воспитатель: Почему, мы не видим ложечки в молоке? (Ответы детей).
Воспитатель: Молоко не прозрачное и ложечку не видно). Сейчас снова подойдем к стаканчикам с водой. Давайте повторим - вода прозрачная.
Воспитатель: Давайте узнаем, пахнет вода или нет? (Нюхают воду).
Воспитатель: Что можно сказать?
Дети: Вода не имеет запаха.
Воспитатель ставит на стол поднос с стаканами с соком.
Воспитатель: Теперь понюхаем стакан с соком.
Дети: Пахнет! Сладким! Вкусным! У сока есть запах.
Воспитатель: Значит, чистая вода не имеет запаха.
Воспитатель: А теперь определим на вкус. Попробуйте сок. Какой он на вкус?
Дети пьют сок.
Дети: Сладкий, приятный, вкусный.
Воспитатель: А теперь попробуем воду.
Дети пьют воду.
Воспитатель: Что можно сказать?
Дети: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Как вы думаете, почему воду называют волшебницей? (Ответы детей). Правильно, дети. Вода может превращаться. Ребята, я принесла вам волшебные льдинки. Да – да, они тоже волшебные и умеют превращаться. А во что мы сейчас посмотрим. Присаживайтесь за столы, пожалуйста.
Дети садятся на стулья за столы.
Воспитатель: Ребята, возьмите льдинки в руки и держите их над тарелочками.
Проводят опыт. Дети берут льдинки в руки - капает вода.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: Они тают, превращаются в воду.
Воспитатель: А почему, вода капает, дети? (Ответы детей).
Воспитатель: Руки тёплые и от нагревания лед тает. Во что он превращается? Посмотрите.
Дети: В воду.
Воспитатель: Ребята, а вода состоит из капелек. Хотите быть моими капельками? Я волшебница - вода и превращаю вас в капельки.
Палочкой дотрагивается до детей.
Воспитатель: Веселые капельки любят играть. Давайте, поиграем.
Дети выходят из-за стола.
Физкультурная минутка:
Раз, два, три, четыре, пять
Любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Головкой покачали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: А вы знаете, почему еще воду называют волшебницей? (Ответы детей).
Воспитатель: Хотите узнать? Вода может окрашиваться в разные цвета.
Проводят опыт с окрашиванием воды.
Воспитатель: Подойдите к столу с прозрачной водой. Какая в стаканчике вода?
Дети: светлая, прозрачная.
Воспитатель: А теперь сядьте за столы и с помощью кисточки и красок добавьте в воду краску.
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: Вода окрасилась. Стала разноцветная.
Воспитатель: Какого цвета? (перечисляют: желтый, красный, зелёный, синий).
Вот какие мы волшебники!
Значит, вода может окрашиваться в различные цвета.
Понравилось вам быть волшебными капельками? И мне очень понравилось быть волшебницей - водой. Я хочу подарить вам волшебные раскраски. Что бы рисунки стали разноцветными краски не нужны, необходима только вода – волшебница.
Звучит музыка превращений.
А сейчас,1,2,3 - капельки покружитесь и в ребяток превратитесь.
Итог: И так ребята, что интересного вы сегодня узнали?
Дети: Вода прозрачная, волшебная, без запаха, без вкуса, может окрашиваться в разные цвета. Может превращаться из льдинок в воду. Без воды мы никак не можем обойтись в жизни, поэтому воду надо беречь, кран не оставлять открытым, когда мы заканчиваем умываться.
Воспитатель: Понравилось вам сегодня играть с водой? А что именно понравилось? Что не понравилось? Что мы делали?
А теперь возьмитесь за руки, давайте сделаем круг и скажем: «Мы сегодня молодцы». Сначала шепотом, а потом громко.