МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОКТЯБРЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК» МОШКОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Познавательный день с занятием по рисованию
(первая младшая группа «Смешарики»)
Воспитатель высшей категории:
Клюева Любовь Александровна
ПОС. ОКТЯБРЬСКИЙ МОШКОВСКОГО РАЙОНА
2024 год
Познавательный день с занятием по рисованию
«Подводное царство»
Цель: формирование первоначальных представлений об экологической культуре подводного мира детей первой младшей группы.
Задачи:
– Поощрять проявление интереса детей к подводному миру, знакомя с его составляющими (рыбки, водоросли, камушки).
– Продолжать формировать умение рисовать пальцем вертикальные линии (водоросли) снизу вверх, располагая их по всему листу бумаги.
– Обогащать пассивный и активный словарь по теме.
– Формировать умение выполнять ритмические движения под музыку.
– Помогать видеть красивое, вслушиваться в звуки природы (шум моря).
Актуальность: очень важно начинать экологическое воспитание детей с самого раннего возраста (у нас это первая младшая группа); расширять представления воспитанников об обитателях морских глубин; способствовать видеть красивое, вслушиваться в звуки природы.
Ход занятия.
Звучит тихая музыка – звук морских волн, шум моря. Воспитатель удивляется.
– Что это за музыка такая красивая, где мы её можем услышать, кто в гости к нам спешит?
Воспитатель показывает игрушку – рыбку.
Рыбонька-рыбка, золотой хвостик!
Где ты бывала, что ты видала?
Гостья – рыбка
Отвечает за рыбку:
Плавала в речке, плавала в пруду,
Видела песочек, тинушку-траву.
Видела улиток, водоросль-траву
И красивых рыбок, камушки в пруду!
– Ребята, где плавала рыбка? Что она видела? А кто может рассказать, что такое водоросли и зачем они нужны? (Если дети затрудняются, помогаем с ответами.) Водоросли – это травка, которая растёт в воде. Они нужны рыбкам, чтобы дышать. Люди дышат воздухом, а в воде воздуха мало. Рыбкам дышать трудно. Вот травка-водоросль и дарит рыбкам воздух. А ещё травку можно кушать и выводить там маленьких деток-рыбок. Нужная и полезная трава-водоросль, без неё рыбки погибнут.
Давайте посмотрим, есть ли в аквариуме у рыбок водоросли (идеально рассмотреть рыбок и водоросли в настоящем аквариуме, но если нет, можно на картинке). Водоросли растут снизу вверх, из под камушков, они тонкие и длинные. Ребята, посмотрите, как плавают рыбки, какие красивые у них хвостики.
Аквариум
Мы с вами попробуем сами сделать аквариум, где будут жить рыбки.
(В прозрачный контейнер дети выкладывают ровные, гладкие морские камешки, а между ними располагают игрушечных рыбок.)
Аквариум своими руками
Пока дети выкладывают свой «аквариум» педагог зачитывает стихотворение А.Тесленко:
В аквариуме рыбки туда-сюда снуют,
В аквариуме рыбки нам песенки поют.
Но песенок не слышно, известно это всем,
Что рыбки безголосые совсем, совсем, совсем.
Сейчас мы с вами превратимся в рыбок и «поплаваем». (Под музыку дети передвигаются по комнате, шевеля ладошками, сложенными перед собой «лодочкой».)
Физкультминутка «Рыбки»
С тревогой в голосе воспитатель сообщает ребятам.
–Я знаю водоём, где у рыбок ещё не выросли водоросли и рыбкам там не очень хорошо. Мы вместе с вами можем им помочь и нарисовать травку-водоросли.
Рыбки без травки-водорослей
Дети садятся за столы. Воспитатель объясняет, как нарисовать водоросли.
– Сначала нужно обмакнуть указательный пальчик в зелёную краску и поставить его на бумагу рядом с камешком, а потом вести вверх, стараясь не отрывать до верхнего края бумаги.
Как нарисовать водоросли
– Пальчиком рисуем от каждого камешка, пока водорослей не станет много.
Выставка рисунков «Подводное царство»
– Какие вы молодцы, ребята! Вот теперь рыбки могут спокойно плавать, у них есть чем дышать, что покушать и где спрятать своих малышей.
– Давайте ещё раз послушаем, как шумит море и вспомним всё, что узнали сегодня про рыбок и водоросли.
Ребятам первой младшей группы понравилось занятие про Подводное царство. Мы в течении дня ещё слушали шум моря, стихи о морских обитателях, «плавали, как рыбки», делали пальчиковую игру, обводили и раскрашивали рыбок разной формы.
Рыбки по трафаретам
Ю. Дулепина «Дельфин»
Он самый умный из зверей на море и на суше.
Спасает тонущих людей. Дельфин – спасатель лучший!
И.П. Токмакова «Где спит рыбка?»
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий — к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Пальчиковая игра «Рыбки»
Рыбки плавают в реке (ладони вместе)
В чистой, тепленькой воде, (извилистые движения ладонями)
То сожмутся, разожмутся, (обхватывают руками свое тело, затем разводят руки в стороны)
То зароются в песке (вращающие движения руками)
«Хлоп» (делают ладони вместе - «поймали рыбку» и игра повторяется)
(В конце игры раскрывают ладони (отпускаем нашу рыбку) со словами): «Рыбка, плыви!»
Вот такое замечательное экологически-познавательное знакомство с «Подводным царством» и его обитателями прошло в первой младшей группе!
Список используемой литературы:
Картотека пальчиковых игр.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)/ авт.-сост. О.П. Власенко, О.В. Павлова. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Методкнига. – 292 с.
Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста/ О.Г. Жукова. –3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – +вкл.8с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Стихи для детей.