Детская книга: ее общие и специфические свойства
Книга – предмет, который служит для хранения и передачи накопленного человеческого опыта, т.е. не одних только фактов-сведений, а всей совокупности чувственных восприятий, приобретенных и приобретаемых человечеством в процессе взаимодействия с внешней средой.
Специфика детской книги заключается в особенностях детского восприятия действительности, которое качественно отличается от восприятия взрослого человека. По мысли Л. Кассиля, специфика детской книги – это учет возрастных возможностей понимания читателя и в соответствии с этим расчетливый выбор художественных средств. Специфика детского произведения кроется не только в форме, но прежде всего в содержании, в особом отражении действительности. Для детей «предметы те же, что и для взрослых», но подход к явлениям действительности в силу особенностей детского миропонимания избирательный: что ближе детскому внутреннему миру – видится им крупным планом, что интересно взрослому, но менее близко душе ребенка, видится как бы на отдалении. О специфике детской книги можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста. Среди главных черт детской книги можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.
Функции детской книги: 1. Эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает вымышленным героям. 2. Познавательная функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Дети, в отличие от взрослых, только начинают открывать материальный мир. И детские писатели удовлетворяют их стремление к его познанию. Поэтому детская литература часто балансирует на грани художественного и информативно-познавательного повествования. 3. Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе: ведь литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую функцию. Сейчас главная цель детской литературы – привить ребенку универсальные моральные и нравственные ценности.
Свойства книги. Ведущее начало в книге – это содержание. Ядром же содержания является текст, т.е. литературное произведение (художественное, научное, научно-популярное и т.п.). Элементами книги являются: обложка, переплет, суперобложка, корешок, форзац, титульный лист, оглавление, выходные сведения, алфавитный указатель, иллюстрации. Обложка и переплет, служат цели отыскания данной книги среди других, имея на себе необходимые надписи, рисунки. Корешок обеспечивает ориентировку в многотомном издании и в книгах, размещенных на полках. Оглавление и алфавитный указатель – сведения о содержании книги и о форме изложения, помогающие читателю ориентироваться внутри текста книги. Форзац – лист, скрепляющий переплет с книжным блоком. Он нередко используется для справочных сведений, карт, схем или рекламной информации. Титульный лист содержит все сведения, необходимые для общего распознания содержания книги: автор, переводчик, название, где, когда и кем издана, оформлена. Любой подготовленный читатель начинает изучать книгу с титульного листа. Выходные сведения содержат информацию об авторе, художнике, переводчике, об издании, а также краткую аннотацию и т.д. Книжная иллюстрация поясняет текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа или дополняет текст какими-то наглядными образцами, активно толкует его, давая возможность понять и почувствовать ценность литературного содержания. Особенно важны иллюстрации в детской книге.
Главной особенностью детской книги является слияние законов искусства и педагогических требований. При этом под педагогическими требованиями понимается учет возрастных особенностей, интересов и познавательных возможностей детей.
Фрагмент рассматривания детской книги (1 класс)
Урок обучения грамоте.
Учитель обращается к детям:
– У нас сейчас урок чтения. На этом уроке мы будем учиться читать. А поможет нам в этом «волшебная книжка-игрушка». Эта книжка-игрушка обещает нам приносить на урок самые интересные книжки. У любой книжки есть обложка. Посмотрите, какая красивая обложка у нашей книжки. Но на ней ничего не написано: мы только учимся читать. Давайте попросим открыть книжку.
Обложка книжки-игрушки открывается, и дети видят книгу «Гуси-лебеди». Учитель предлагает посмотреть книжку. Сначала обложку:
– Что нарисовано на обложке? А написано? Прочитайте, кто умеет. Значит, наверное, в этой книжке «спряталась» сказка «Гуси-лебеди».
Кто знает эту сказку? Кто читал вам эту сказку?
А как проверить, действительно ли в этой книжке «прячется» сказка «Гуси-лебеди»? (Книжку надо полистать, рассмотреть ее страницы.)
Дети рассматривают книгу и коллективно рассказывают сказку.
– Какую сказку мы рассказали? Где написано, как называется эта сказка?
Запишем заглавие сказки на обложке книжки-игрушки. (На обложку книжки-игрушки выставляется карточка с заглавием сказки.)
– Как мы узнали сказку? Что помогло нам рассказать сказку? (Картинки.)
– А что еще есть на странице книги, кроме картинок? (Есть текст сказки.)
– Эту книгу я поставлю в уголок чтения, и на перемене вы сможете ее посмотреть.
Перечень правил рассматривания книги с первоклассниками
1. Изучаем обложку:
Что или кто изображён на иллюстрации?
Читаем название книги (две надписи: автор и заголовок), думаем о нём;
Стараемся запомнить книгу по обложке.
2. Листаем страницы:
Что мы ищем в этой книге? Что ожидаем от неё?
Что мы увидели в ней?
Рассматриваем иллюстрации и читаем заголовки.
Стараемся определить: о чём эта книга?
3. Иллюстрации:
Детально рассматриваем иллюстрации к знакомому, прочитанному произведению.
Вспоминаем содержание.
4. Досматриваем книгу до конца:
Сколько в ней всего произведений?
Какие они?
О чём?
5. Подводим итоги рассматривания:
Правильно, полно называем книгу.
Что в ней: рассказы, сказки, стихи?
Одно произведение или сборник?
Захотелось ли вам прочитать книгу?
Упражнения по ориентировке в книге и книгах
Упражнение по ориентировке в одной книге (проводится перед чтением книги самостоятельно).
Книга: С. Маршак «Первый день календаря» учитель спрашивает:
Учитель: Кто из вас рассмотрел выставленную у доски книгу? Как она называется? Покажите, где это написано. Кто обратил внимание, одно в этой книге произведение или несколько? Я прочитаю вам первое из них. Какое? Как это можно быстро установить? Куда надо посмотреть? (Дети смотрят оглавление, читают заглавие «Первый день календаря»). Как вы думаете, о ком я буду вам читать? (О ребятах-школьниках.) Почему вы так думаете? (При ответе дети ссылаются на заглавие произведения, на иллюстрации, а иногда и на первые строки стихотворения.)
Упражнение по ориентировке в группе книг. Оно включает две части.
Первая часть:
1. Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин.).
На этом этапе используются следующие упражнения:
- определение темы урока по ряду книг, которые надо последовательно рассмотреть и сопоставить
- ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным учителем признакам
- ориентировка в группе книг – самостоятельное озаглавливание книжной выставки и решение вопроса о том, можно ли ее дополнить какой-то новой книгой, предложенной учителем.
2. Чтение учителем вслух художественного произведения (до 7 мин.).
3. Беседа – рассуждение о прочитанном.
Вторая часть:
4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать, то есть рассматривание книги до чтения, предугадывание о чем она (до 5 мин.).
5. Чтение учащихся про себя названого учителем произведения – самостоятельно (до 10-12 мин.).
6. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения – рассматривания книги и прочитанного из нее произведения в коллективной беседе – дискуссии (до 7-10 мин.).
Викторина «Стихи Маршака» (с ответами) для работы на основном этапе обучения
1. Какие вы знаете стихи Маршака, где персонажами являются фрукты и овощи?
Ответ: «Песня Чиполлино», «Репа и отец», «Ананасы всмятку»
2. Какие вещи сдавала в багаж дама в стихотворении «Багаж»?
Ответ: «Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку».
3. Какая поговорка упоминается Маршаком в произведении «Басня» («Случается нередко, что слепой..»)?
Ответ: Есть поговорка: «Зрячий, но не зоркий!»
4. Синьоры – это важные персоны. О каком синьоре писал Маршак?
Ответ: о синьоре Помидоре
5. Какого зверя решила перевести по скользкому льду лисица, но он отказался от её услуг?
Ответ: ёжика, в стихотворении «Ежик и лисица»
6. Какие стихи Маршака про воробья вам известны?
Ответ: «Воробьи по проводам…», «Где обедал, воробей?», «Про воробья»
7. От какой станции отправился поезд в «Веселом путешествии от А до Я»?
Ответ: от станции Москва
8. У каждой бабушки есть те, кого она больше всего любит. А какие любимцы были у старушки в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «Бабушкины любимцы»?
Ответ: телушка-пеструшка, козлик
9. На какой улице жил человек, который «В рукава просунул руки – оказалось, это брюки»?
Ответ: на улице Бассейной
10. Что просил бегемот в стихотворении «Весёлая азбука про все на свете»?
Ответ: Булки. «Бегемот разинул рот: булки просит бегемот».
11. Как звали лису в стихотворении Маршака «Волк и лиса»?
Ответ: Лисавета
12. Отгадайте загадку, которую сочинил Самуил Маршак:
В чистом поле на ходу
Я нашел себе еду –
Не мясо, не рыбу,
Не хлеб и не сало.
Но скоро еда от меня убежала.
Ответ: (Яйцо – цыпленок)
13. Как вы считаете, без чего нельзя пользоваться подковой?
Ответ: без гвоздя
14. Какие стихи Маршака на букву А про календарные месяцы вы знаете?
Ответ: «Август», «Апрель»
15. Что ответила свинья, когда леди предложила построить для неё серебряный хлев?
Ответ: «Хрюк!»
Задание 6. Моделирование фрагментов организации читательской деятельности младших школьников
Фрагмент 1. Урок на подготовительном этапе (урок-утренник)
Урок-утренник по произведениям С. Я. Маршака
Цели: Закрепление знаний детей о творчестве С. Я. Маршака. Развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы. Развитие интереса к художественной литературе и чтению
Предварительная работа: Чтение и заучивание стихов и сказок С. Я. Маршака, просмотр диафильмов, мультфильмов по произведениям поэта, подготовка выставки рисунков и творческих работ к сказкам.
Ход урока:
Учитель (в роли Почтальона).
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он…
Дети (хором).
Ленинградский почтальон!
Почтальон. А откуда вы меня знаете?
Ученики. Вы пришли к нам из книги замечательного писателя – Самуила Яковлевича Маршака.
Почтальон. Молодцы! Я приношу в дома разные письма, телеграммы, посылки и газеты. Но сегодня у меня удивительный день. Все письма, посылки и телеграммы адресованы в одно и то же место.
Почтальон. Моя почта сегодня необычная. В каждом письме, посылке и телеграмме находятся разные задания, которые помогут мне узнать, хорошо ли ребята из вашего первого класса знают произведения Самуила Яковлевича Маршака. (Достает первый конверт.) Вот и первое задание.
Инсценированное стихотворение
Дети исполняют заранее подготовленные сценки на любое стихотворение Маршака.
Почтальон. Молодцы, ребята! А теперь посмотрите - у меня в сумке целая пачка телеграмм. Но есть одна проблема – аппарат, который на почте принимает телеграммы, сломался и не напечатал последние слова. Но если вы хорошо знаете произведения Маршака, вы мне можете прочитать телеграмму полностью.
Бегемот разинул рот:
Булки просит… (бегемот).
Воробей просил ворону
Вызвать волка к … (телефону).
Гриб растет среди дорожки –
Голова на тонкой… (ножке).
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как… (долотом).
Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему… (поможет).
Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь… (побелели).
Кто ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный… (грыз).
Мед в лесу медведь нашел,-
Мало меда, много… (пчел).
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от… (страха).
Роет землю серый крот –
Разоряет… (огород).
Таракан живет за печкой,-
То-то теплое… (местечко).
Ученик учил уроки –
У него в чернилах… (щеки).
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему… (бока).
Эта кнопка и шнурок –
Электрический … (звонок).
Почтальон (достает следующий конверт с заданием). Все вы знаете «Сказку о глупом мышонке». Это очень поучительная история о мышонке. Он не любил песни, которые пела ему перед сном мама. Поэтому маме пришлось искать няню для своего любимого сыночка. Давайте вспомним, кого приглашала мышка-мать в няньки глупому мышонку?
- Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду. (Утка)
- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара. (Жаба)
- Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок. (Лошадь)
- Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю. (Свинка)
- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо, и тепло. (Курица)
- Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать! (Кошка)
А чью песню не смог услышать мышонок? (Щука)
Почтальон. Это письмо очень давно пришло в вашу школу. В нем были написаны герои произведений Маршака, но из-за того, что письмо долго шло, часть имени стерлась. Вам предстоит восполнить то, что уже никак не прочитать.
Усатый-… (полосатый).
Ванька-… (Встанька).
Сорок четыре веселых… (чижа).
Петя-… (попугай).
Умный… (мышонок).
Рассеянный с улицы… (Бассейной).
Почтальон. А в моей сумке осталась последняя посылка. (Достает книги С. Маршака). Эти книги останутся у вас, чтобы вы всегда могли общаться с этим добрым писателем!!!
Фрагмент 2. Урок основного этапа
Тема: В. Осеева «Три товарища»
Цели: Образовательные: познакомить учащихся с творчеством В. Осеевой; научить вдумываться в текст при чтении, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею; привлекать детей к целеполаганию.
Развивающие: развивать умение анализировать изучаемое произведение, обобщать, делать выводы, сопоставлять опыт автора и собственный жизненный опыт; определять положительные и отрицательные черты характера главных героев; навык беглого, безошибочного, выразительного чтения.
Воспитательные: формировать положительные качества личности и активной жизненной позиции.
Ход урока.
- Ребята, девизом нашего урока будет пословица, прочитайте.
(Дети на доске прочитывают пословицу: «Жизнь дана на добрые дела»)
- Как вы думаете, о чём будет идти речь на нашем уроке? (Ребята предполагают, что о добре)
Организация художественного восприятия: Работа в группах.
- Подумайте с какими словами ассоциируется слово «дружба»
(Могут быть ответы: Радость, добро, отзывчивость, чуткость, теплота и т.д.)
- Сегодня продолжим изучать творчество уже знакомого для вас писателя – В. А. Осеевой, которая пишет о дружбе и добрых поступках. А что вы уже знаете о В. А. Осеевой?
• Родилась в Киеве в семье инженера.
• В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет.
• 16 лет она отдала воспитанию детей – беспризорников и малолетних правонарушителей.
Учитель. В. Осеева работала педагогом и воспитателем, а на досуге сочиняла сказки, рассказы, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.
- В. Осеева написала очень много рассказов. В своих рассказах писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение В. Осеевой. Прочитайте тему урока. (Читают В. Осеева «Три товарища»)
- Я хочу, чтобы вы не просто научились читать это произведение, но ещё учились думать, рассуждать, анализировать поступки героев, высказывать свою точку зрения.
Первичное чтение.
- Как вы думаете, о ком будет это произведение? ( О друзьях.)
- Сколько было друзей? (Трое)
- Что вам помогло предположить содержание? ( Иллюстрация, заголовок.)
а). Чтение цепочкой.
б). Первичное восприятие текста.
- К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни.)
- Назовите героев рассказа. ( Витя, Коля, Миша, Володя.)
- Соответствует ли содержание рассказа вашим предположениям. (Дети высказывают своё мнение.)
Анализ содержания текста.
1. Выборочное чтение.
• Прочитайте, что случилось с Витей?
• Какой совет дал Коля?
• Какой совет дал Миша?
• А как поступил Володя?
( Ребята находят в тексте ответы на вопросы. Приходят к выводу, что Володя не давал советы, а поделился с Витей завтраком. А это лучше, чем советы Коли и Миши, которые ничем мальчику не помогли)
2.Характеристика героев.
Работа в парах.
- Какими были Коля и Миша? Выберите из словаря настроений Приложение 2 те слова, которые передают их черты характера. (Равнодушные, жадные, безразличные)
- Если бы вас попросили представить характер этих мальчиков в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали? Подумайте в парах. (Синий, фиолетовый, чёрный)
- Верно, краски холодные, потому что мальчики были сами холодные и безразличные к чужой беде.
- Каким был Володя? (внимательный, щедрый, добрый, заботливый, отзывчивый, ласковый…)
- Если бы вас попросили представить характер Володи в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали? (Красный, жёлтый, оранжевый).
- Мальчик был добрый как солнышко, которое согревает всех своим теплом.
- Кто оказался настоящим другом? (Володя.)
- С кем из мальчиков вам хотелось бы подружиться?
(С Володей. В трудную минуту он пришёл другу на помощь, поделился завтраком.Он не давал советы, а сразу помог.)
- Хорошо иметь друга, который заметит твою беду, не останется равнодушным и придёт на помощь.
Итог урока.
- Что в отношениях героев осуждает В. Осеева? (Жадность, Равнодушие)
- Как вы думаете, почему Осеева написала этот рассказ? (Друзьям нужно помогать. Она хотела показать какими могут быть друзья. Как плохо не помочь другу.)
Домашнее задание: Научиться выразительно читать рассказ В. Осеевой «Три товарища». Составить рассказ о своем друге (Задание по выбору)
Список использованных источников
Арзамасцева И. Н. Детская литература / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – М. : Академия, 2010. – 472 с.
Здир В. Специфика детской литературы / В. Здир. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.stihi.ru/2012/01/23/4290.
Рыжкова Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования / Т. В. Рыжкова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
Светловская Н. Н. Введение в науку о читателе / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-Оол. – М. : Просвещение, 1997. – 358 с.
Светловская Н. Н. Обучение детей чтению : Детская книга и детское чтение / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-Оол. – М. : Академия, 2005. – 358 с.
Светловская Н. Н. Обучение детей чтению : Практическая методика. Учебная практика / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-Оол. – М. : Академия, 2001. – 282 с.
Сосновская О. В. Теория литературы и практика читательской деятельности / О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2008. – 378 с.
Уроки литературного чтения / В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, Н. Н. Толоконников и др. – М. : Просвещение, 1995. – 208 с.
15