(1) Народные сказки, песни, пословицы, загадки, поговорки говорят о высоком искусстве народа, о талантливом его обращении с родным словом 4. (2) Изучая народную речь, можно убедиться в том, что те законы художественного слова, которыми пользуемся мы и по сей день, уже издавна существовали в устном народном творчестве.
(3) Пушкин многому учился у народа. (4) Он жадно слушал сказки своей няни Арины Родионовны, у бродячих сказителей записывал на ярмарках песни, сам писал народным языком и «Салтана», и «Мертвую царевну», и «Золотого петушка». (5) Это и помогло ему заложить прочные основы художественной речи, переданной им по наследству Гоголю, Тургеневу, Толстому.
(6) Очевидно, и Пушкина в свое время поразило то, что даже свои обиходные пословицы и поговорки, выражавшие вековой опыт, разум и сметку, обычно народ не только оснащает рифмой, но как бы для прочности «прошивает» повтором того или иного гласного или согласного звука.
(7) Прислушайтесь 3 к таким старинным народным речениям:
«Терпенье и труд все перетрут» (повтор звука [т]);
«Какова пава, такова и слава» (звуки [а] и [к]);
«Как аукнется, так и откликнется» ([а] и [к]);
«Дураку мука, умному наука» ([у]). (8) Вслушайтесь, и вы убедитесь, что, кроме рифмы, эти пословицы скреплены и повторением определенного звука.
(Вс. Рождественский.)
Задания для комплексной работы с текстом.
1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.
2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания) из предложений 1 и 2, которые отражают тему текста.
3. Озаглавьте текст.
4. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
5. Докажите, что это текст.
6. Каким типом речи является данный текст? Докажите.
7. Какие средства связи между предложениями используются во втором абзаце? Какой способ связи между предложениями в этом тексте?
8. Объясните значение выделенных слов.
9. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?
10. Найдите в предложении 6 многозначное слово. В каком значении оно
употреблено? Докажите, что это слово многозначное.
11. Найдите в предложении 8 литературный термин. Дайте определение.
12. Найдите в предложении 4 архаизм. Объясните значение.
13. В каждой пословице кроется смысл. Как вы понимаете смысл пословицы «Дураку мука, умному наука»? Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
14. Произведите на материале текста виды разбора.
15. Проанализируйте орфографию и пунктуацию предложения 6. Объясните.