СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание гласных И-Ы после Ц

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание гласных И-Ы после Ц»

Правописание букв И - Ы после Ц 5 класс


Цель: систематизировать материал по теме «Орфограммы в разных частях слова», продолжить формирование умения находить орфограммы в разных частях слова, определять условия выбора для написания, развивать способность анализировать, систематизировать, обобщать, работать в группе над анализом текста, воспитывать усидчивость


Оборудование: карточки с разными текстами

Ход урока

АОЗ

На данный момент вы, пятиклассники, уже умеете работать с текстом, определять условия выбора орфограмм в разных частях слова. Вы находили в одном тексте 14 орфограмм!!

Но я решила сегодня усложнить вашу задачу: вас 7 групп, у каждой группы свой текст.

Задание: исследуя текст, определить тему сегодняшнего урока – ту орфограмму, над которой будем работать


Работа в группе.

1 шаг. Исследование: учащиеся в группах работают с одним из предложенных текстов, выделяют, группируют орфограммы (5-7 мин)

2 шаг. Определение темы урока: спикер от каждой группы подходит к членам другой группы, выбранные орфограммы сопоставляются, делается предположение. Каждый спикер проходит все группы, и приходят к определённому выводу. (5-7 мин).


Тексты, предложенные для анализа детям

В цирке

  Огромное здание цирка наполнялось народом. Ребята уселись на свои места и стали рассматривать арену.

  Вот торжественно зазвенели литавры, послышалась звонкая барабанная дробь. На арене появился дрессировщик в цыганском костюме и с медведями. Медведи ходили по канату, качались на качелях, катались на велосипедах. Потом выступали собачки. Они прыгали, играли в футбол. А самая храбрая чёрная собачка прыгнула с парашютом из-под самого купола.

  Ещё выступали жонглёры, они работали чётко. А самым последним цирковым номером был "Шар смелости". Отважные мотоциклисты под куполом цирка с большой скоростью мчались внутри громадного цилиндра. С каждым кругом скорость возрастала.

  На этом представление кончилось, и было так жалко уходить из цирка. (По Н. Носову)   (103 слова)


Светлячок

  В комнату вошла на цыпочках тишина. Большая круглая луна выкатилась из леса, заглянула в низкое, вросшее в землю окошко. Она осветила циновку на полу и цинковое корыто на стене. Вдруг на столе что-то засверкало. Я долго смотрел на загадочную точку и никак не мог понять, что это такое. Любопытство взяло верх. Я поднялся и подошел к светлячку. На столе лежал термометр. (По Н.П. Печерскому)   (61 слово)


Куцый

  Куцый был высокий и тощий лис. Большие, острые уши, чуть раскосые глаза, а на морде всегда улыбка. У Куцего не было настоящего лисьего хвоста. Вместо пушистого хвоста у него был куцый обрубок.

  Принес его к нам в зоопарк охотник.

  На новом месте Куцый почувствовал себя как дома. Одна из лисиц хотела его укусить. Куцый ловко обернулся, схватил задиру за шиворот и задал ей трепку. После этого она и другие лисицы боялись к нему подойти.

  Ухаживал за лисицами дядя Леня. Когда он заходил в клетку, Куцый бросался к нему, вилял своим куцым обрубком и ласково заглядывал в лицо. Дядя Леня часто ласкал его. Лучший кусочек мяса перепадал Куцему чаще других лисиц. (По В. Чаплиной)   (110 слов)

  

1) Без дисциплины слабы и исполины. 2) Лучше дефицит, чем дороговизна. 3) У рассеянной курицы ворона цыплят таскает. 4) Сидит куцый и думает, куда ему хвост девать. 5) Далеко парень пойдёт, если милиция не остановит. 6) На грош амуниции, на рубль амбиции. 7) В каждой деревне имей друга, врага не имей даже в провинции. 8) Из пустой соломы пшеницы не намолотишь. (Пословицы)


  1. В свои висячие дворцы летят хозяева скворцы. Последний снег не страшен. «Ну здравствуй, здравствуй, друг скворец. Давно починен твой дворец». (В. Соколов.) 2. Посмотрите, ученицы, на стене висят таблицы. Здесь и цапли, и синицы, и лисицы, и куницы. 3. Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то — умница! 4. В цирке были дрессированные собаки и кошки. 5. Из-за недостатка витаминов моряки болели цингой. 6. Отец привез детям гостинцы. 7. Цыгане — народ индийского происхождения. 8. Из Древней Греции пришли к нам многие виды спорта. 9. Первые официальные соревнования по прыжкам в высоту были проведены в 1864 году в Англии. (88 слов)


Загадки. 1. Длинноногие сестрицы вышли в поле на лужок. Словно снег у них ресницы и как солнышко глазок. 2. Пятерка братьев неразлучна. Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором. 3. Он циркач такой лихой, чертит круг одной ногой, а другой проткнул бумагу, уцепился и — ни шагу. (79 слов)


Цыганка и огурцы

Цыганка воровала из теплицы огурцы. Две курицы увидели её и закудахтали.

- Цыц! – зашипела цыганка. – Молчите, глупые птицы!

Тем временем цыплёнок позвал хозяйку.

- Тебе нравятся мои огурцы? – спросила хозяйка цыганку. – Кушай на здоровье, только входи в другой раз с улицы, не ломай околицы.

- Ну и цирк! – сказала цыганка. - Даже скучно красть у вас огурцы. (60 слов)


Здравствуй, дорогая Люция! Вот и вернулся я в провинцию.

Хочу рассказать, как встретили меня у здания гостиницы. Здесь, конечно, не Франция! Сначала ко мне подкралась на цыпочках цыганка, предложила судьбу узнать. Я заговорил о полиции и не заметил, как удалилась обманщица. Потом увидел целую делегацию циркачей. Они шли по улице, а горожане устроили овацию. Вдруг ко мне подбежала старушка и стала предлагать огурцы. Я отказался и пошел в ресторан «Царицын шатер». Я вошел в зал, снял цилиндр, пальто и перчатки, сел за стол. Подошел официант, принял заказ: порция салата «Венеция», цыпленок в белом соусе и шоколад. После обеда я вернулся в номер гостиницы. Пишу письмецо, отправлю завтра. Почта не очень далеко от станции. Буду гулять, навещу знакомые улицы. До свидания, жду от тебя корреспонденцию.


Циклон виноват

Взял Петя Синицын сестрицыны спицы

И пальцы свои уколол.

Намокли у Пети глаза и ресницы,

И спицы упали под стол.

Взял Петя тетрадку, линейку и циркуль

И стал циферблат рисовать,

Но вышли неловко проказницы-цифры,

И двойка похожа на пять.

На сердце у Пети – то дождик, то град.

Наверное, это циклон виноват. (53 слова)


3 шаг. Дети высказывают предполагаемую тему урока: И-Ы после Ц


Целеполагание: определить условия выбора для написания гласных в данной орфограмме, отработать на практике


Задача №1. Определить условия выбора.

Задание: понаблюдайте за своими примерами и сделайте вывод –при каких условиях пишется И, а при каких Ы.(дети несколько минут наблюдают за примерами, предложенными на карточках, затем по очереди выступает каждая группа, а учитель на доске записывает слова).




Например:

1 группа – циклон – в корне И

2 группа - цыган - в корне Ы

3 группа – секция – И???

4 группа – молодцы – в окончании Ы

5 группа – Синицын – в суффиксе Ы


Совместно с детьми создается модель:

Ы


цИ Ы


+ искл: цЫган на цЫпочках цЫкнул цЫпленку цЫц, слова на – ЦИЯ


Вывод: условие выбора для данной орфограммы - определить часть слова, вспомнить исключения


Задача №2. Отработать на практике.

От каждой группы выходит по 1 добровольцу или желающие получить «5».Можно записывать все продиктованные слова подряд, а можно в форме распределительного диктанта записывать, согласно условию выбора.


В корне в суффиксе в окончании на - ция


Каждая группа называет слова из своего текста, все записывают. Учитель имеет право голоса.

Слова учителя: цеплять, целевой, белолицый, ценовой, цепной, куцый, ценить, цепочка, цензура.


!!Возникнет проблема. В чем она заключается? -


Вывод:

1. не путать орфограмму «Правописание И-Ы после Ц» и безударную проверяемую гласную в корне.

2. на путать слова на –ЦИЯ и «И-Ы в окончаниях после Ц» - слово нужно изменять, правильно определить окончание!!



Рефлексия

Что узнали?

Какие были затруднения?

Какие орфограммы встретились?


Заполнение оценочных листов


Оценочный лист группы №


ФИ ученика

Самооценка

(работа в группе)

Взаимооценка

(оценка участников групп)

Итоговая

оценка



«5»

Активный, ответы полные, доказательные

«5»

Активный, ответы полные, доказательные

«4»

Активный, но ответы не полные, не доказательные

«3»

Слабая активность, ответы не полные

«2»

Не

активен

«5»

Активный, ответы полные, доказатель

«4»

Активный, но ответы не полные, не доказательные

«3»

Слабая активность, ответы не полные

«2»

Не активен


1












2

























Приложение. Материал для учителя

Словарные диктанты

  1. Акация, панцирь, нарцисс, сигнализация, дикция, делегация, конференция, традиция, циркуль, цитировать, цирк, цирковой, коллекция, циклон, циклоп, цитрусовые, цинк, цыпленок, цыплята, цыганский, цифра, экспедиция.

  2. Милиция, цыганский, репетиция, умницы-разумницы, синицын, сестрицын, у гостиницы, молодцы-храбрецы, операция, революция, традиция, ситуация, птицы, птицын, цилиндр, цистерна, мельницы, ровесницы, сверстницы, чернильницы, лестницы.

 

Выборочный диктант

  Распределите слова в два столбика:

  а) с буквой и после ц;

  б) с буквой ы после ц.

  Школьницы, цыкнуть, пациент, циферблат, цикорий, цифровой, у столицы, цитата, дефицитный, Венеция, цыпочки, медицинский, цинковый, станция, авиация, беглецы, редакция, круглолицый, бледнолицый, официальный, станционный, агитационный, циновка, ресницы, рекомендация, дисциплина, плантация.

 

Объяснительный диктант

  Графически объясните выбор и - ы после ц (выделите корень, суффикс, окончание).

  1. Спросить у учительницы, белая акация, новый мотоцикл, красочная иллюминация, душистый нарцисс, встать на цыпочки, черепаший панцирь, пушистый цыпленок, цирковое представление, цыганский табор, строительство гостиницы, куцый хвост, сестрицын платок, громко цыкнуть.

  2. Во все времена кузнецы пытались украсить свои изделия.

  Большую изобретательность и фантазию они стали проявлять уже при ковке светцов. Так назывались первые осветительные устройства. Наиболее красивые светцы сделаны целиком из железа. Когда вечером в светец вставляли лучинки и зажигали их, то на фоне тёмной избы, такой светец казался пером сказочной жар-птицы. (По А. Навроцкому)

Распределительный диктант

• Запишите слова в два столбика: 1) слова с И после Ц; 2) слова с Ы после Ц.

Цифры, циркуль, Лисицын, цикл, цилиндр, медицинский, цыплёнок, с улицы, цинк, циркач, цирюльник, цитата, цыгане, цыкать, птицы, сестрицын, лекция, панцирь, небылицы, секция, дисциплина.

• Разберите по составу слова лекция, цыкать, небылицы, медицинский.

Медицинская академия, интересная лекция, творцы будущего, античная цивилизация, волейбольная секция, цыганский табор, жёлтый цыплёнок, циничный жест, цирковое искусство, циркульная ножка, контрольные цифры, перелётные птицы, сестрицын шарф, интересная цитата.

• Обоснуйте выбор букв И, Ы после Ц.

• Подберите однокоренные слова к слову цитата.

• Укажите способ образования слов цирковое искусство.


Словарный диктант

Морские границы; новые гостиницы; редакция газеты; геологическая экспедиция; нефтяная цистерна; идти на цыпочках; круглолицый мальчик; темные ресницы; юные проводницы; старые улицы; последняя цифра; светящийся циферблат; мощный циклон; быстроногие зайцы; куцый щенок; соленые огурцы.

(Отгадки. Ромашки. Пальцы. Циркуль.)

 

Контрольный диктант

I. 1. Сажать деревья — добрая старая традиция. 2. И море, и буря качали наш челн. (Тютч.) 3. Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют. (П.) 4. Песня росла г. разливалась. (Т.) 5. Пословицы и поговори — это краткие выражения народной мудрости.

II. 1. Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова». Значит, на него можно положиться. 2. На складе были мешки ржи и пшеницы. 3. Пищевая промышленность — это отрасль народного хозяйства. 4. Самолеты медицинской службы перевозят врачей и больных. 5. Шомпол — это стержень для чистки ствола оружия 6. Шорты — это род коротких брюк. 7. Жонглер — цирковой артист, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов. 8. Я располагаю точными данными. (91 слово)

Еще записи: Гласные о — е после шипящих в суффиксах существительных

Указание. Обозначьте графически условия выбора изучаемой орфограммы.   Словарный диктант Длинный язычок; детский стишок; зеленый лужок; душистый горошек; чистый воротничок; золотой петушок; последний кусочек; любимый внучок; чистый родничок;

Буквы и, у, а после шипящих

Словарный диктант Указание. Обозначьте орфограмму. Пойти к врачу; чувствовать холод; щурить глаза; чуткий человек; просить пощады; большое счастье; искренние чувства; верить в чудо. Мертвая тишина; березовая роща; душистые цветы;

Буквы ё и о после шипящих в корне

1. Тишина стоит на озере, и куда ни поглядишь, легким шорохом шушукая, не спеша шуршит камыш. (Рожд.) 2. Звонко звучали ручьи, с тихим шёпотом пробивалась

Задания:

  1. 1-й вариант: подчеркните буквы и, у, а после шипящих;

      2-й вариант: подчеркните буквы и, ы после ц, обозначая условия выбора орфограммы.

  2. 1-й вариант: придумайте и запишите пять слов с буквой и после ц в корне и суффиксе;

    2-й вариант: запишите исключения из правила "Буквы и, ы после ц".

  3. В роли каких частей речи употребляется слово куцый в тексте?

 

Рябина

  Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.

  Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо тёмного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны. 

(А. Смирнов)

  Задания:

  1. Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.

  2. Найдите слова с орфограммой "Буквы и, ы после ц". Объясните написание. Запишите слова - исключения из этого правила.

  3. Разберите по составу самостоятельные части речи 4-го предложения.


Птицы, улицы, волчицы, гусеницы, гостиницы, единицы, лестницы, мельницы, ровесницы, сверстницы, чернильницы, молодцы, пальцы, огурцы, братцы. Нора волчицы, пение синицы, след лисицы, посев пшеницы, письмо сверстницы, строительство столицы, ответ ученицы, совет учительницы, хвост ящерицы, уезжать из станицы. Куцый, бледнолицый, Птицын, сестрицын, Лисицын. Цыпленок, цыган, цып, цыпочки. Циркуль, цинк, цитрусовый, мотоцикл, цирк, антрацит, цикл, циник, медицина, дефицит. Циклон, цитата, дисциплина, пациент, циферблат, цикорий, панцирь, цирюльник, цинга, цигарка, цигейка, цилиндр, цистерна, цитадель. Лекция, секция, рация, станция, акация, операция, демонстрация, конституция, эмоция, иллюстрация, цивилизация, авиация, агитация, делегация, иллюминация, экспедиция. Цепочка, центральный, цена, цеховой, целевой, цепляться, целеустремленный, цепенеть, цедить. Цемент, целебный, целовать, целиком, церемония, целлофан, целлюлоза, сердце, зеркальце, маслице, полотенце, креслице.


Подъезжать к границе, жить в столице, приходить к учительнице, беспокоиться о пшенице, советовать лыжнице.  

  1. 1. Поднялись ленинградцы на великую борьбу за родной город. (Тих.) 2. Удивительные пичуги чистики: все птицы на зимовку на юг летят, а эти на север. (Сл.) 3. Песцы приспособились хранить в вечной мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодильник, рыбу, птиц, яйца. (Сл.) 4. В лесу запели чижи, синицы и корольки. (В. Бианки.)

  2. II. 1. У дверей светлицы Швабрин опять остановился, (П.) 2. Снег растаял на дорожке, на орешнике сережки в желтом облачке пыльцы. Скоро явятся скворцы. (А. Барто.)

  3. III. 1. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. (Кр.) 2. Цыплят по осени считают (Посл.) 3 Дед Щукарь торговался с цыганом до полудня. (Ш.) 4. На привычное «цыпы! цыпы!» вышел десяток кур. (Марк.)

  4. IV 1. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал (П.) 2. Над нами темнела густая листва буков, где-то внизу трещали цикады. (Закр.) 3. В вагон вошла девушка в белом пуховом платке и цигейковом жакете. (Ант.) 4. Погоду на нашей планете определяют циклоны и антициклоны. Циклоны, которые атакуют Европу, зарождаются в Атлантике и в Средиземном море. 5. При виде врага черепаха быстро прячет в костяной панцирь ноги и голову, словно дверь в дом за собой захлопывает. (Сл.)

  5. V. 1 «Дружина» — старинное русское слово — традиции дружбы великой хранит. И всем поколениям снова и снова о предках отважных оно говорит. (М. Садовский.) 2. Авиация всегда воплощала и воплощает в себе самые передовые тенденции в развитии современной науки и техники. 3. Словари справедливо называют спутниками цивилизации. 4. Экспедиция пересекла плоскогорье между Леной и Алданом. (Алд.-Сем.) VI. 1. Все птицы и звери в горах знают про целебные источники — роднички. Все к ним торопятся: горлышко прополоскать, ножки прогреть, ссадины и царапины залечить. (Сл.) 2. В воздухе пахло оттепелью, по крышам цеплялись клочья тумана. (А. Н. Т.) 3. Мы вышли на площадь к центральным воротам парка. (Ив.) 4. До горизонта длинная, в метелках ковыля, лежала здесь целинная земля. (Дуд.)  


  1. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ Выпишите слова: с ы мосле ц в одну колонку, с и после ц — в другую. I. 1 Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (Купр.) 2. Великий М. В. Ломоносов впервые в мире научно обосновал принцип полета аппарата тяжелее воздуха, построил и испытал такой аппарат в виде модели вертолета. 3. Коллекционирование иллюстрированных почтовых карточек специалисты называют филокартией. 4. Общественная организация Российский фонд культуры организует выставки, аукционы, благотворительные вечера, заботится о памятниках культуры, помогает одаренной молодежи. 5 Горная куропатка славится добротой. Если куропатку-соседку ястреб скогтит или лисица сцапает, она непременно заберет к себе осиротевших цыплят. (Сл.) 6. Высокие лиственницы стояли вперемежку с приземистыми елями. (А. Н. Т.) 7. Сухой цикорий рос по сторонам тропинок. (Пауст.) 8. Цепочка экспедиции остановилась перед обрывом. (Алд.-Сем.)

Знак для обозначения числа на письме (цифра)

Детеныш курицы (Цыпленок)

Зрелищное учреждение, в котором выступают клоуны и воздушные гимнасты (Цирк)

Одноглазое мифологическое существо (Циклоп)

Дословный отрывок из какого-либо произведения (Цитата)

Инструмент для вычерчивания окружности (Циркуль) Альпийская фиалка (Цикламен)

Буква «и» после «ц»

Буква «и» после «ц» пишется в следующих случаях:

1. в корне слов

  • цитата

  • цифра

  • цинга

  • цирк

  • бацилла

  • нарцисс

  • пациент

  • дисциплина

  • панцирь и т. д.

Это написание отметим в родственных словах с этим же корнем:

  • цифрово́е изображение;

  • цирково́й артист;

  • нарци́ссовый запах;

  • дисциплини́рованный ученик;

  • па́нцирная сетка.

Большинство слов русского языка пишутся с буквой «и» после «ц» в корне.

Исключением являются слова, в корне которых после «ц» пишется буква «ы»:

  • цыган

  • цыплёнок

  • на цыпочки (цыпочках)

  • цыц

Это написание сохраняют производные от них лексемы, принадлежащие к разным частям речи.

Понаблюдаем:

  • цыганский табор;

  • смуглая цыганка;

  • веселый цыганёнок;

  • петь по-цыгански;

  • цыплячий пух;

  • наша цыплятница;

  • громко цыкнуть;

  • не надо цыкать

  • цып-цып и др. 

Указанные слова-исключения из орфографического правила легко запомнить, если их объединить в одну фразу:

Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку: «Цыц»!

Возможно, что эти слова-исключения вам помогут запомнить веселые стихи поэта-сатирика Аркадия Хайта, автора сценариев мультипликационных фильмов «Ну, погоди!» и «Приключения кота Леопольда»:

Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал —
Станцевал на цыпочках.
Цыц, ребята! Не шуметь!
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Танец вот прервётся…

2. Буква «и» пишется в заимствованных словах, заканчивающихся на –ция

  • инспекция

  • демонстрация

  • репетиция

  • композиция

  • интеллигенция

  • плантация

  • интуиция


Выбор буквы «и» или «ы» после «ц» зависит от места в слове и от грамматической формы лексемы. Буква «ы» пишется в основном после «ц» не в корне, а в других морфемах:

1. в окончаниях слов

а) у существительных в формах единственного числа родительного падежа и множественного числа:

  • возле границы

  • у таблицы

  • две пословицы

  • мимо околицы

  • у моей приятельницы

  • две умницы

  • любимые устрицы

  • вкусные голубцы

  • певчие птицы

  • шумные улицы

б) у прилагательных

  • широколицый

  • куцый

  • бледнолицый

2. в суффиксе -ын-притяжательных прилагательных

  • сестрицына шаль;

  • императрицын трон;

  • ящерицын хвост;

  • племянницын телефон;

  • лисицына нора;

  • курицыно гнездо;

  • синицыно перо;

  • куницын мех.

Образец рассуждения


Проверьте усвоение всего правила, вставив нужные буквы в стихотворение А. Курляндского и А. Хайта:

Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъезжал
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц…
И только одного не знал:
Где ци, а где там цы.