СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание корней с чередующимися гласными е –и

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в использованием ИКТ для  учащихся 5 класса по теме "Правописание корней с чередующимися  гласными е –и" , проводила в 2016/2017 учебном году

Просмотр содержимого документа
«Tylezkaja AV_konspekt.doc(х)»

Конспект урока

Предмет

Русский язык

Тема урока

Правописание корней с чередующимися гласными

еи

Класс

5

Автор (ФИО, должность)

Тылецкая Анна Васильевна, учитель русского языка и литературы

Учреждение образования

ГУО «УПК Лавриновичская детский сад – средняя школа»

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Цели урока

1. ознакомление с правописанием корней с чередующимися е – и;

2. формирование у учащихся навыков работы со словами, в которых есть изучаемая орфограмма;

3. развитие памяти, орфографической зоркости.


Задачи урока

1. ознакомиться с условиями написания чередующихся букв е – и в корнях;

2. научиться записывать правило графически;

3. вырабатывать умение делать выводы, развивать логическое мышление

Используемые педагогические технологии, методы, приемы, формы учебной работы

ИКТ, индивидуальная и групповая формы работы, печатно – словесный метод, устный метод (беседа), тестовый контроль, метод наглядности, сравнения, проблемные вопросы

Время реализации урока

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые /приобретут/закрепят/иное учащиеся в ходе урока

1. учащиеся получат знания об орфограмме «Чередование е – и в корнях»;

2. узнают условия написания букв е – и в корнях;

3. развивается навык самоконтроля и самооценки

Необходимое оборудование

Мультимедийная установка, ноутбук

Дидактическое обеспечение урока

Учебные тексты, проблемные вопросы, учебные задания

Список учебной и дополнительной литературы

1. Учебник для 5 класса. Часть 2./Л.А.Мурина – Минск:НИИ, 2009.

2. Строк, Л.И. Русский язык: тетрадь – тренажёр по орфографии. 5 класс /Л.И.Строк. – 2 –е изд. – Минск: Аверсэв, 2016 .

3. Строк, Л.И. Тесты и контрольные работы по русскому языку. 4 класс/ Л.И. Строк. – Минск, 2002.

4. Печенева Т.А. Русский язык: диктанты с подробным анализом возможных ошибок. 5– 9 классы/ Т.А.Печенева. – 5-е изд. – Минск, 2015.

5. Чепелева, Г.М. Творческие задания на уроках русского языка. 4 класс: пособие для учителей / Г.М. Чепелева. – Минск, 2003.

6. Чепелева, Г.М.Творческие задания на уроках русского языка. 5– 9 классы / Г.М. Чепелева. – Минск, 2005.

7. Долбик, Е.Е. , Леонович, В. Л. , Саникович , В.А. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения/ Е.Е. Долбик , В. Л. Леонович , В.А. Саникович. –Минск, 2015.

8. Суворова, А.Е. Увлекательные диктанты. 5 класс./А.Е.Суворова –Мозырь, 2016.

Ход и содержание урока,

деятельность учителя и учеников

См. после данной таблицы

Мотивация учащихся

См. после данной таблицы

Подробное описание всех этапов урока

См. после данной таблицы

Рефлексия

См. после данной таблицы

Домашнее задание

См. после данной таблицы

Дополнительная информация


Ссылки на использованные Интернет-ресурсы

1. Depositphotos - Премиум фотобанк / ru.depositphotos.com

2. 7oom.ru›powerpoint/fon-dlya-prezentacii.html

3.videouroki.net/look/superfizmin/pedsovorg.html

4. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

festival.1september.ru

6. http://school22primahtar.narod.ru/

Советы по логическому переходу от изученной темы к следующим


Иное




Конспект урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (1-2 минуты)

Цель этапа: 

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

-Добрый день, дорогие ребята!

Мы в жизни часто отправляемся в дорогу.
За поворотом нас ждут новые места :
красивая природа, города,
правила и интересные заданья!

Сегодня мы попутешествуем с вами с бельчонком Томом по осеннему лесу в стране «Орфография» (учащимся демонстрируется 1-3 слайды презентации)

Учащиеся приветствуют учителя

2. Актуализация знаний (5-7 минут)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Почему мы сначала находим окончание в слове?

-Какая часть слова является «главной»?

-Что такое чередование?

Учащимся даётся задание найти третье лишнее в каждом ряду словосочетаний, записать эти словосочетания, выделить корень (4 слайд).

- Объясните, почему именно эти словосочетания оказались лишними?








Учащиеся дают ответы на задаваемые вопросы.





Учащиеся находят данные словосочетания, записывают их, выделяют корни. Проверяют себя при помощи презентации (5 слайд).

Учащиеся поясняют, что в в остальных словосочетаниях в корнях чередуются буквы о –а, а в этом е –и.


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1-2 минуты)

-Послушайте внимательно, что вам хочет сказать Том (слайды 6-7).



Учащиеся слушают, а потом выбирают ту тему, которую они не изучали и озвучивают её.

3. Первичное усвоение новых знаний (10-12 минут)

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописания корней с чередованием гласных звуков.

Создание проблемной ситуации

-Чтобы понять, в каком случае пишется буква е, а в каком – и, мы с вами понаблюдаем за словами.

Посмотрите внимательно на экран: даны однокоренные слова. Скажите, что есть общего у слов в левом столбике, но нет в правом? (слайды 9-10).

Далее учитель демонстрирует видеоматериал с теорией (слайд 11-12)

Учитель предлагает учащимся записать правило графически, чтобы было проще запомнить.

Учащиеся наблюдают за словами. Даётся ответ, что в левом столбике есть суффикс а (если не смогли сами выделить данную закономерность, то можно подсказать).










Учащиеся пробуют графически записать правило. Затем сравнивают с тем, которое им предлагается в презентации (слайд 13)

4. Первичная проверка понимания (5-7 минут)

Цель этапа: организация правильного выполнения типовых заданий с проговариванием во внешней речи.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, формирует умение решать орфографические задачи в рамках изучаемой темы.

-Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е –и, обозначьте орфограмму (текст из приложения 1).

Потом учащимся предлагается путём взаимопроверки выяснить правильность выполнения задания.

Учащиеся решают типовые задачи6 выписывают в тетрадь слова с чередованием гласных е –и в корнях.

После проверяют друг у друга задания, сверяясь со слайдом 14.

5. Физкультминутка.

Цель этапа: смена деятельности, соблюдение здоровьесберегающего аспекта

Учащимся демонстрируется физкультминутка, созданная на сайте videouroki.net (слайды 15-16)

Учащиеся выполняют задания мальчика.

6. Первичное закрепление (10-12 минут).

Цель этапа: формирование умения применять новые знания на практике

Учитель организует деятельность по применению новых знаний (слайды 17-19)














Учащимся предлагается выполнить тест (см. приложение 3).

Учащиеся работают с раздаточным материалом (см. приложение 2) по группам: первая группа выписывает все слова с буквой и , а вторая группа – с буквой е.

После выполнения сверяются с ответами на слайдах 18-19).

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, учатся графически обозначать орфограмму.

Учащиеся выполняют тест, а затем сами проверяют правильность выполнения.

7. Домашнее задание (1-2 минуты)

Цель этапа: проинформировать учащихся о домашнем задании, дать инструктаж о его выполнении

Учитель задаёт домашнее задание на карточке (см. приложение 4).

Учащиеся фиксируют в дневниках. Задают вопросы, если что-то не поняли.

8. Рефлексия (1-2 минуты)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

Учитель демонстрирует слайд 21-22.

-Бельчонок Том предлагает оценить вам урок и свою работу на уроке:

красное яблоко – урок не понравился, своей работой недоволен;

жёлтое яблоко – урок понравился,но…; своей работой доволен, но…;

зелёное яблоко – урок понравился, своей работой доволен.

Учащиеся делают свой выбор и кратко обосновывают его.




































Приложение 1


-Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е –и, обозначьте орфограмму


1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.

2) Песня замирает далеко в полях.

3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.

4) Пролитую воду не соберёшь.

5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

6) Улицы упирались в голые скалы.

7) Сладость победы стирает горечь терпения.

8) Крепость изнутри берут.

9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть.

10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.































Приложение 2


Задание для группы 1

-_Выпишите из предложений слова с буквой е в корне. Графически обозначьте корни.


1. Дети соб…рают ягоды.

2. Ягод сегодня соб…рут много.

3. Можно оп…реться на палку, а можно оп…раться на руку.

4. Стекло забл…стит, если его прот…реть тряпкой.

5. Сердце зам…рает от восторга.

6. Мы забыли зап…реть дверь.

7. Зап…рая дверь, друзья зам…рли.

8. Не забудь прот…реть обувь и прот…рай её постоянно.

9. Туристы расст…лили палатку на траве, расст…лавшейся ковром.

10. Необходимо раст…реть спину. Раст…рать её нужно аккуратно.



Задание для группы 2

-_Выпишите из предложений слова с буквой и в корне. Графически обозначьте корни и суффикс, от которого зависит написание гласной в корне.


1. Дети соб…рают ягоды.

2. Ягод сегодня соб…рут много.

3. Можно оп…реться на палку, а можно оп…раться на руку.

4. Стекло забл…стит, если его прот…реть тряпкой.

5. Сердце зам…рает от восторга.

6. Мы забыли зап…реть дверь.

7. Зап…рая дверь, друзья зам…рли.

8. Не забудь прот…реть обувь и прот…рай её постоянно.

9. Туристы расст…лили палатку на траве, расст…лавшейся ковром.

10. Необходимо раст…реть спину. Раст…рать её нужно аккуратно.














Приложение 3


Тест по русскому языку

«Чередующиеся гласные в корне. Буквы Е-И в корнях с чередованием»

  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

А) расст...лать скатерть

Б) проб...рался сквозь заросли

В) разб...ру вещи

Г) выд...рать листы

  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

А) бл...снуть знаниями

Б) зам...рла в ожидании

В) зат...реть пятно

Г) соб...раться в школу

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

А) отп...реть дверь

Б) хорошее соч...тание

В) бл...стала красотой

Г) зам...реть от восторга

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

А) разж...гать войну

Б) наб...рать команду

В) ст...реть линию

Г) сд...рать кожу

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

А) ум...рающий лебедь

Б) оп...реться на палку

В) переб...рёт крупу

Г) забл...стеть на свету

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

А) зап...рать кабинет

Б) зам...реть от страха

В) сознательный изб...ратель

Г) раст...рание красок

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

А) нап...рать на мост

Б) разд...рать добычу

В) выж...гание по дереву

Г) подб...решь литературу

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

А) подт...рать пол

Б) вым...рающие животные

В) приж...гать ранку

Г) прид...рется к неточностям

9. В каком слове на месте пропуска не пишется буква И?

А) пробл...ски

Б) предпоч...тает знать правду

В) нач...нает учиться

Г) предприн...матель

10. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

А) напом...нать о сроках

Б) зан...маться

В) соб...рет сведения

Г) поб...рушка





































Приложение 4


К данным глаголам подберите однокоренные слова так, чтобы в корне можно было проследить чередование е –и. Графически обозначьте корни и суффикс, от которого зависит написание гласной в корне.


Уберут класс, запереть дверь, застелить кровать, выберут книгу, натереть пол, вытереть доску, блестеть на солнце.









Просмотр содержимого документа
«Tylezkaja AV_{opisanie}.doc(x);»

Мультимедийные средства, способствующие реализации учебного этапа урока


1. Презентация

Презентация способствует представлению информации с помощью компьютерных программ, являющихся удобным и эффективным способом, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, объединяющие в себе всё, что способствует удерживанию непроизвольного внимания, характерного для учащихся 5 класса.

Презентация даёт учителю возможность самостоятельно скомпоновать

учебный материал исходя из особенностей данного класса, темы, предмета,

что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного

эффекта.

Я использовала электронную презентацию на всех этапах уроках.

2. Видеоматериал по теме «Чередование е – и в корнях»

Данный материал используется для объяснения учебного материала, что позволяет: экономить время при объяснении нового материала; представлять материал в более доступном для восприятия виде; воздействовать на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала. 

3. Физкультминутка

Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил.




Просмотр содержимого презентации
«Tylezkaja AV_{Правописание Е и И в чередующихся корнях или Осеннее путешествие бельчонка Тома по стране «Орфография»}.ppt(x)»

Правописание Е и И в чередующихся корнях или Осеннее путешествие бельчонка Тома по стране «Орфография»

Правописание Е и И в чередующихся корнях или Осеннее путешествие бельчонка Тома по стране «Орфография»

Страна «Орфография»

Страна «Орфография»

Выбери третье лишнее, запиши и выдели корень слова 1. Касаться плечом, блистательный мир, несгораемый ящик. 2. Блестящий предмет, незнакомое растение; вымокнуть под дождём. 3. Красивая равнина, остановить на скаку, собирать вещи. 4. Плавучий остров, излагать мысли, соберу ягоды.

Выбери третье лишнее, запиши и выдели корень слова

1. Касаться плечом, блистательный мир, несгораемый ящик.

2. Блестящий предмет, незнакомое растение; вымокнуть под дождём.

3. Красивая равнина, остановить на скаку, собирать вещи.

4. Плавучий остров, излагать мысли, соберу ягоды.

блист ательный мир –  блест ящий предмет  со бир ать вещи – со бер у ягоды

блист ательный мир – блест ящий предмет

со бир ать вещи – со бер у ягоды

Правописание корней с чередующимися гласными о – а Правописание корней с чередующимися гласными е – и Правописание ы, и после приставок

Правописание корней с чередующимися гласными о – а

Правописание корней с чередующимися гласными е – и

Правописание ы, и после приставок

Правописание корней с чередующимися гласными о – а Правописание корней с чередующимися гласными е – и Правописание ы, и после приставок

Правописание корней с чередующимися гласными о – а

Правописание корней с чередующимися гласными е – и

Правописание ы, и после приставок

умирать собирать умереть протирать соберёт блистать протереть поджигать блестит выжег раздирать расстилает выдернуть расстелить

умирать

собирать

умереть

протирать

соберёт

блистать

протереть

поджигать

блестит

выжег

раздирать

расстилает

выдернуть

расстелить

у мир а ть со бир а ть у мер еть про тир а ть со бер ёт блист а ть про тер еть под жиг а ть блест ит вы жег раз дир а ть рас стил а ет вы дер нуть рас стел ить

у мир а ть

со бир а ть

у мер еть

про тир а ть

со бер ёт

блист а ть

про тер еть

под жиг а ть

блест ит

вы жег

раз дир а ть

рас стил а ет

вы дер нуть

рас стел ить

Проверь себя

Проверь себя

  • блест ят
  • за мир а ет
  • не за жиг а ли
  • не со бер ёшь
  • про бир а ется
  • у пир а лись
  • с тир а ет
  • бер ут
  • у мер еть
  • под жиг а ет
Надо немного отдохнуть и набраться сил

Надо немного отдохнуть и набраться сил

Помоги собрать Тому шишки,  а Белочке – грибы Е И

Помоги собрать Тому шишки, а Белочке – грибы

Е

И

Проверь себя Со бир а ют О пир а ться За мир а ет За пир а я Про тир а й Рас стил а вшейся Рас тир а ть И

Проверь себя

Со бир а ют

О пир а ться

За мир а ет

За пир а я

Про тир а й

Рас стил а вшейся

Рас тир а ть

И

Проверь себя Со бер ут О пер еться За блест ит Про тер еть За пер еть За мер ли Про тер еть Рас стел или Рас тер еть Е

Проверь себя

Со бер ут

О пер еться

За блест ит

Про тер еть

За пер еть

За мер ли

Про тер еть

Рас стел или

Рас тер еть

Е

Тест (ответы)     1. В 2. Г 3. В 4. В 5. А 6. Б 7. Г 8. Г 9. А 10.В    

Тест (ответы)

 

1. В

2. Г

3. В

4. В

5. А

6. Б

7. Г

8. Г

9. А

10.В

 

 

До новых встреч!

До новых встреч!