Ход урока.
1. Орг. момент.
- Сегодня у нас много гостей и как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
2. Психологический настрой.
- Ребята, пусть сегодняшний день принесет нам всем радость общения. Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь. Начинаем урок, на котором мы
У – учимся решать орфографические задачи
Р – развиваем речь, память, навыки письма, внимание. Рассуждаем.
О – открываем тайны нашего языка.
К – корректируем.
3. Минутка чистописания.
- Откройте тетради и запишите число.
- К нам в класс пробралась туча и закрыла задание.
- Ребята, как мы скажем, если туча маленькая? (тучка)
- Какой звук слышите в середине слова? [Ч ]
- Какой буквой обозначается этот звук?
- Что мы знаем о звуке [Ч]?
- Тучка открыла нам задание. Напишем букву Ч.
- Какая орфограмма встречается в слове ТУЧА? ТУЧКА?
- Почему в сочетаниях ЧК, ЧН не пишется Ь?
- А еще какую орфограмму с этой буквой вы знаете?
ЧА ЧУ ЧК ЧН
- Какая тучка? Какого цвета? (серая)
- Сделайте звуко-буквенный разбор этого слова. (Один ученик работает у доски)
4. Повторение пройденного. Выборочный диктант.
-Тучка не уходит. Она предлагает вам выборочный диктант.
- Вам надо выписать слова с сочетаниями ЧК.
Прилетела к нам синичка.
Села прямо над окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
Наступила ночка.
Ты устала дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора
- Подчеркните орфограммы.
. (Проверка с доски)
5. Постановка темы урока.
Прочитайте написанные на доске словосочетания:
(до)бежал(до)берёзы
(за)бежала(за)угол
(по)катился (по)дороге
(про)читали (про)город
(на)кричал (на)собаку
- На какие две группы можно разделить слова в словосочетаниях?
-Данные слова можно разделить на слова с приставками и предлогами.
- Сравните предлоги и приставки. Что заметили? (Одинаковые приставки и предлоги)
- Сформулируйте тему урока. (Правописание приставок и предлогов.)
- Сегодня мы будем учиться различать приставки и предлоги.
6. Повторение знаний о приставке и предлоге.
- Докончите выражения:
Приставка – это
Предлог –
Приставки служат для …
Предлоги служат для …
Приставки пишутся …
Предлоги пишутся …
- Итак
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
Приставка – часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов, пишется слитно. Предлог – отдельное слово, служит для связи слов в предложении, пишется раздельно. | Как различить приставки и предлоги. | |
- А вы знаете почему предлоги с другими словами пишутся раздельно?
- Об этом я хочу рассказать вам грамматическую сказку.
Жили в одном городе Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с Существительными, прилагательными и глаголами, что те очень обиделись на задир. Когда с предлогами рядом ставили Существительные, то Существительные так далеко отодвигались от них, что между ними умещались Прилагательные или другие слова. Постепенно они совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными словами, которые с другими словами пишутся раздельно.Пишутся они раздельно с Существительными, Прилагательными, Местоимениями. Но вот с Глаголами они так и не подружились. И никогда глаголы не становятся рядом с предлогами.
7. Работа по теме урока. Работа с текстом.
Пришла весна. Рыхлый снег остался … тени леса. … лесных озерах треснул лед. … дорогам журчат шумные ручьи.
-Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли они по смыслу?
- Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
- Давайте вставим предлоги.
- Подчеркните предлоги.
- Установилась ли связь слов в предложениях?
- Мы ещё раз доказали утверждение, что предлоги служат для связи слов в предложении, т.е . помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.
- Обозначьте в предложениях части речи. Перед какой частью речи предлогов нет?
-Перед глаголами предлоги не употребляются. И это утверждение из сказки мы доказали.
- Как определить это - приставка или предлог?
- Итак, чтобы не ошибиться в их написании – надо следовать следующему алгоритму:
а) прочитаем слово с предполагаемой приставкой или предлогом
б)если это слово - глагол, то это точно приставка, которая пишется слитно , т.к. глаголы с предлогами не употребляются.
в)если это не глагол и между словом можно поставить вопрос или другое слово, то это-предлог, а предлоги со словами пишутся отдельно.
8. Физминутка.
9. Работа у доски.
(выполняется задание у доски с объяснением)
Мальчик (до)бежал (до)берёзы
Маша (за)бежала (за)угол
Колобок (по)катился (по)дороге
На уроке (про)читали (про)город
Хозяин (на)кричал (на)собаку
8. Самостоятельная работа.
1 группа ( слабоуспевающие ученики) – Упр. №525 на стр.113.
2 группа работает по карточкам на столе.
Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот. Осторожно ветер изкалитки вы шел. Поовражкам бегут весёлые ручейки.
- Всё ли в этих предложениях верно? Если нет, то докажите, где допущены ошибки.
9. Тест – опрос
У вас на столе листы с тестом по теме урока. Выполните его.
1. Выберите верное утверждение.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
2. Как пишутся предлоги и приставки в русском языке?
А) и приставки, и предлоги пишутся слитно
Б) приставки пишутся раздельно, а предлоги - слитно
В) и приставки, и предлоги пишутся раздельно
Г) предлоги пишутся раздельно, а приставки - слитно
3. Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
4. Как пишутся слова?
(с) весёлой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.
5 Укажите номера, в которых допущена ошибка.
А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать
6. В каких предложениях есть предлоги?
А. Много птиц живет в наших лесах.
Б. Птицы вьют гнезда на сучьях деревьев.
В. Люди слушают пение птиц.
10. Рефлексия.
– Какой вопрос задали в начале урока?
– Какое новое знание открыли?
(возвращаемся к таблице и заполняем последнюю графу)
- Я хочу узнать насколько мудрыми вы сегодня стали. Об этом мне скажут лучики нашего солнышка.
Самый длинный лучик – я уверен в своих знаниях.
Средний лучик – я сомневаюсь в своих знаниях.
Самый короткий лучик – мне очень трудно.
11. Домашнее задание
Подобрать 5 пословиц о дружбе с разными предлогами.