Праздник «Прощание с азбукой» для учащихся 1 А класса
Цель: обобщить знания учащихся, полученные на уроках обучения грамоте; активизировать познавательную деятельность учащихся, воспитывать любовь к чтению.
Задачи:
- развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; - развитие умения работать сообща;
- воспитание у обучающихся интереса к учебе и к чтению.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран для проектора, компьютерная презентация.
Ход мероприятия
Учитель
-Здравствуйте, ребята! Прежде, чем начать наш праздник, я хочу сразу загадать вам загадку.
Сели на страничку,
Тридцать три сестрички,
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят. (Азбука)
Слайд 2
Учитель
-Правильно! Молодцы!
Сегодня у нас праздник, посвященный прощанию с вашей первой книгой - «Азбукой». Вы познакомились со всеми буквами русского алфавита, умеете произносить звуки, знаете все секреты. Настала пора совершить увлекательное путешествие в страну 33 букв, которые могут составить сотни тысяч слов. Поделитесь с нами, чему вы научились за это время в школе.
Стихи читают ученики 1А класса (выучили заранее).
1. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
2. Пусть зовут нас семилетки,
Пусть не ставят нам отметки.
Не ведем мы дневники,
Всё же мы ученики.
3. Букв есть множество вокруг,
Учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать.
4. Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
5. Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
6. Март месяц за окном стоит,
Весна в воздухе кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
Учитель
-Ребята, а вы знаете, почему азбука называется азбукой, откуда произошло это слово? (ответ детей)
Слайд 3.
Учитель
-Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше Букву А называли аз, Б – буки, В – веди. Название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука.
-Из 33 букв получается несколько тысяч слов, и можно написать множество рассказов, сказок, стихов. Кстати о стихах. Попробовала я стихи написать, да запуталась в рифмах, не могу окончание придумать. Помогите мне, пожалуйста.
1. «Подскажи словечко». Назови рифму.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе …(живот) . слайд 4
Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал… (зуб) . слайд 5
В синеве морских глубин
Смело плавает …. (дельфин). слайд 6
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь). слайд 7
В реке большая драка
Поссорились два…(рака). слайд 8
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные... (шары). слайд 9
На пальму за бананом
Ловко лезет… (обезьяна). слайд 10
Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много... (пчёл). слайд 11
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков... (горох). слайд 12
Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежит в нём задачник,
Букварь и ... (пенал). слайд 13
Учитель
-Какие все молодцы! А вы умеете определять, сколько в слове слогов? Научите меня, пожалуйста. У меня так много ошибок. Посмотрите на доску. Если количество слогов указано верно – хлопаем в ладоши, если нет – поднимаем руку.
2. Игра «Сколько слогов?» слайды 14- 22
Слова на слайдах: Бабушка – 3 слога, велосипед – 4сл, гол – 1сл, солнышко – 3сл, зима – 2сл, ребята – 3сл, мел – 1сл, забор – 2сл, азбука – 3сл.
Учитель
-Ребята, помогите мне разобраться. Я совсем запуталась. Буквы о, а, у – это какие буквы? Как они называются? (гласные)
А буквы, например, б, с, м, л - как называются? (согласные)
3. Игра «Гласная-согласная?»
-Давайте с вами поиграем. Встаньте рядом со своим стулом. Я буду называть вам слова. И если слово начинается с согласной буквы, то вам нужно подпрыгнуть, если с гласной – сесть на корточки. Не забываем о безопасности: прыгаем аккуратно, никого не задеваем.
Слова: водопад, дерево, учитель, снег, ананас, осьминог, книга, енот, аквариум, ракета.
Учитель
-Друзья, вы все правильно делаете, но я еще не до конца запомнила все буквы, путаюсь в них и мне снова нужна ваша помощь.
4. Игра «Буква заблудилась»
Слайды 23-30
Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной! (двери – звери)
Говорят, один рыбак
В печке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом! (дом – сом)
Куклу выронив из рук
Маша мчится к маме.
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами. (лук – жук)
Тает снег, течёт ручей,
На ветвях, полно врачей. (врачей – грачей).
Мимо улья проходил
Косолапый … (крокодил – медведь)
Во дворе трещит мороз,
Шапку ты надень на … (нос – голова)
Чтобы погладить майку, трусы,
Мама включает в розетку … (часы – утюг)
Хоккеистов слышен плач
Пропустил вратарь их … (мяч – шайба)
Учитель
- Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
-Ребята, а у вас есть любимые книги?
(общение с классом: спросить о его любимой книге)
5. Игра на внимание.
- А теперь еще поиграем. Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.
Слайды 31-36
1. Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке,
Рядом громко зарычит. /Р/
2. Эта буква на морозе,
Как оса ужалить может.
Ну, а в мае на березе
Жук её узнать поможет. /Ж/
3. С этой буквой, добрым утром,
Долгою дорогой в дом.
День за днем назло недугам,
Даже под дождем идем. /Д/
4. Эту букву паровоз
На своей трубе привез
Губы вытяни в трубу
И получишь букву /У/
5. Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан.
И бодает буква букву
Будто баловник баран. /Б/
6. Эта буква знаменита -
Стоит в начале алфавита. /А/
Слайд 37
(На слайде буквы: р, ж, д, у, б, а).
Учитель
- Вот все буквы перед вами
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами,
В слово буквы все собрать.
-Какое слово получилось? ДРУЖБА
6. Игра « Ребусы»
- А теперь перед нами ребусы. Давайте все вместе, дружно, попробуем их разгадать.
Слайды 38-44
(Шарф. Лиса. Точка. Бабочка. Подарок. Ученик. Королева.)
Учитель
-Какие вы все молодцы! Справились со всеми заданиями! Давайте еще раз вспомним все изученные буковки. И сейчас их можно даже петь всем вместе.
Песня «33 родных сестрицы» (видео)
Слайд 45
Учитель
-А теперь торжественная часть нашего праздника – вручение удостоверений и памятных подарков (Приложение 1).
Учитель
-Молодцы, первоклассники!
Прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению пятерки!
И теперь без передышки
Прочтете вы любые книжки.
-Вот мы и попрощались с вашей первой школьной книгой – азбукой. Впереди вас ждет не менее загадочное и увлекательное путешествие в мир литературного чтения. Всего доброго, друзья!
Приложение 1
Приложение 2 (презентация)