Представление инновационного педагогического опыта
Макаровой Ольги Александровны, учителя физики
МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск
Современный учитель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инновационная. Деятельность учителя должна носить не только творческий, но и исследовательский характер. Он должен не только знать и уметь применить на практике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей.
Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.
Инновации — это новые виды деятельности, технологии, разработки. В современной школе именно инновационные методы позволяют учителю заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала.
1. Тема инновационного педагогического опыта. «Формирование субъектного опыта учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики».
2. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса. Традиционная система обучения базировалась на приоритете качеств эффективности усвоения знаний учащимися, а не решении задач раскрытия их личностного потенциала. « Массовая школа учит запоминать, потреблять, накапливать вместо того, чтобы учить созидать. Ребёнок, который лишь потребляет знания в школе, взрослея, по-прежнему может и хочет только потреблять» (А.В. Хуторской). В настоящее время акценты образовательных целей смещены в сторону формирования мобильной, активной личности, имеющей свой опыт, свои способности, превращающейся из потенциального исполнителя в самостоятельного хозяина, потенциального работодателя и предпринимателя.
Приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс исследовательской технологии. Почему привлекает именно этот метод?
Организация исследовательской деятельности на уроках физики является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения поискового характера, учебные исследования позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Метод исследования не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к исследовательской деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Уже в течение нескольких лет (с 2001 года) я занимаюсь проблемой организации исследовательской деятельности на уроках физики. Изучила серьёзные источники по описанию данных методов.
В основу учебного исследования положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Необходимо через различные формы организации: урок, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Учитывая сказанное выше, я считаю, что тема инновационного педагогического опыта «Формирование субъектного опыта учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики» достаточно актуальна и предполагает реализацию исследовательской позиции учащихся на уроках.
Исследовательское обучение продиктовано временем. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку.
3. Ведущая педагогическая идея.
Современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение суммой знаний. Поэтому я стараюсь сформировать такую познавательную активность, которая придавала бы учёбе значимый для ребёнка смысл. Стремлюсь удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности, адаптировать учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания личности; учитываю индивидуальные особенности личности школьника; активизирую познавательную деятельность путем введения в учебный процесс новых форм обучения; предоставляю право ученику выбрать направление реализации его познавательных потребностей.
Ведущая педагогическая идея опыта: отбор и разработка методов и приемов исследовательской работы как средства развития интеллектуальных способностей учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности.
4. Результативность опыта.
В результате использования традиционных и нетрадиционных форм обучения удалось:
- активизировать учебный процесс;
- сформировать устойчивые познавательные интересы;
- выработать умения и навыки полного и частичного анализа
темы;
- повысить нравственный и интеллектуальный уровень учащихся;
- воспринимать новые понятия и закрепление ранее изученного.
Данный педагогический опыт ориентирован в моей деятельности на конкретный практический результат за последние 5 лет. Он представлен в следующей таблице:
Год | Исследование | Результативность |
2021 | «Определение физических свойств молока» Макаров И ,9А | Диплом 1степени. Научно – практическая конференция учащихся МОУ «Лицей № 31 «Первые достижения в науке» |
2022 | «Беспроводные способы передачи электроэнергии», Яушев А, 11А | Диплом 1степени. Научно – практическая конференция учащихся МОУ «Лицей № 31 «Первые достижения в науке» |
2022 | «Влияние электромагнитных волн на организм человека» Селезнев Е, 11А | Призер. Научно – практическая конференция учащихся МОУ «Лицей № 31 «Первые достижения в науке» |
2022 | «Вред высоких каблуков с точки зрения физики» Исупова Д, 11А | Призер. Научно – практическая конференция учащихся МОУ «Лицей № 31 «Первые достижения в науке» |
2022 | «Влияние магнитного поля на рост комнатных растений», Родькина А, 11 А | Диплом 2степени. Научно – практическая конференция учащихся МОУ «Лицей № 31 «Первые достижения в науке» |
2022 | «Радиация дома и в школе», Миллер В, 11А | Диплом 3степени. Научно – практическая конференция учащихся МОУ «Лицей № 31 «Первые достижения в науке» |
2022 | «Исследование скорости реакции человека на световые и звуковые сигналы», Казеров А, 11А | Призер. Научно – практическая конференция учащихся МОУ «Лицей № 31 «Первые достижения в науке» |
2023 | «Исследование и измерение коэффициента вязкости жидкости», Беляев Кирилл, 11А | Призер. Научно – практическая конференция учащихся МОУ «Лицей № 31 «Первые достижения в науке» |
2023 | «Влияние наушников на слух человека или необратимое влияние наушников на органы слуха», Симдянкин М,11 А | Призер. Научно – практическая конференция учащихся МОУ «Лицей № 31 «Первые достижения в науке» |
5. Возможности тиражирования.
1.Участие в профессиональных конкурсах, в конкурсе лучших учителей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и др.
2.Представление научно-методических материалов в городских конкурсах.
3. Научно-практические семинары, семинары-практикумы, мастер- классы предметных кафедр;
4. Научно-практические конференции;
5.Размещение научно-методических материалов на сайте www . http://nsportal.ru/olga-aleksandrovna-makarova-0
https://multiurok.ru/makarova-psizik
https://kopilkaurokov.ru
http://uchkopilka.ru
и на интернет – портале http://www.schoolrm.ru/
6. Мастер – классы для студентов-практикантов физического, математического факультетов МГПУ им. М. Е. Евсевьева
Мои ученики становились победителями и призерами муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике и астрономии: Потапов Егор, Волкова Екатерина, Иляков Илья, Макаров Илья, Кудряшов Захар и Кочкуров Никита, Немойкина Дарья– призеры муниципального этапа 2018, 2019 и 2022гг.;
Макаров Илья, Грызулин Валерий, Малинова Юлия, Красина Мария – победители муниципального этапа 2020г, 2022г, Потапов Егор - победитель регионального этапа 2019г. Макаров Илья , Иляков Илья и Грызулин Валерий- призеры регионального этапа в 2019, 2020 и 2023гг,а также призерами и лауреатами творческих конкурсов муниципального , российского и международного уровня в интернет - олимпиадах.
Многие мои выпускники продолжают обучение в ВУЗах на факультетах естественно-научного направления не только в г. Саранск, но и других городах России.
Я принимаю активное участие в работе кафедры естественных наук, педагогического Совета МОУ «Лицей №31», привлекалась к работе в жюри муниципальных и республиканских предметных олимпиад по физике и астрономии, провожу открытые уроки и мероприятия, выступаю на городских и республиканских семинарах, являюсь членом конфликтной комиссии государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в РМ. Не раз являлась членом предметно-методической комиссии по разработке заданий по физике для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников. Являюсь членом апелляционной комиссии муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физике. В 2021-2022 у.г. являлась членом жюри муниципального конкурса учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся « Школьники города- науке XXI века».
Важным направлением моей педагогической деятельности является как изучение опыта работы коллег, так и представление собственного на лицейском, муниципальном и республиканском уровнях.
Делюсь опытом работы с коллегами, студентами-практикантами физического факультета МГУ им. Н.П. Огарева и МГПУ им. М.Е. Евсевьева, принимаю активное участие в проведении ежегодных предметных недель по естествознанию в лицее.
В марте 2021 года в рамках республиканского семинара «Использование современных технологий, методов и приемов обучения физике в условиях введения ФГОС ОО» выступила по теме «Новые требования к сформированности экспериментальных умений и учебной деятельности на уроках физики», в феврале 2022 г в рамках республиканского семинара для молодых педагогов «От функционально грамотного учителя – к функционально грамотному ученику» выступила с докладом «Формирование естественно-научной грамотности школьников на уроках физики». В 2020 году в рамках муниципального семинара выступила с сообщением «Комплексное использование современных подходов к организации учебно -воспитательного процесса с целью развития личностных способностей на уроках физики». в 2018г. На городском семинаре учителей географии « Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС» провела внеклассное мероприятие в седьмых классах «КВН на перекрестке естественных наук». В 2020г выступила на научно- практической конференции с докладом « Создание поликультурной образовательной среды на уроках физики».
Принимаю активное участие в опытно-экспериментальной деятельности на муниципальном уровне и являлась участником городской программы апробации ЦОР «ЯКласс» в октябре-декабре 2018г.
Я систематически повышаю свой профессиональный уровень: окончила курсы повышений квалификации в РАНХиГС при президенте РФ «Содержание финансовой грамотности»2021г, в ФГБОУ МГПИ им М.Е. Евсевьева «Проектно-исследовательская деятельность по предметам естественнонаучного цикла» 2019г, В ФГБОУ МГУ им Н.П. Огарева «Педагогика дополнительного образования» 2019г , 2022г, ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»» по программе « Правила гигиены. Особенности работы образовательной организации в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки» 2021г; «Разговоры о важном»: система работы классного руководителя (куратора)» в 2022г.; Освоила программу профпероподготовки «Педагог дополнительного образования» 2022г.
Активно участвую в общественной жизни города и республики: в 2018-2021 годах являлась аудиторным организатором пунктов проведения ЕГЭ и ГИА г. о. Саранск.
Имею благодарности от Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия (2018г), благодарственные письма ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»» (2020 и 2021гг), благодарственные письма ФГБУ «ФИОКО» (2021г) и ЧОУ ДПО «Московский центр непрерывного математического образования» (2019,2020гг), а также от многих интернет сообществ за размещение методических разработок и организаций международных интернет проектов в Лицее.