СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность дошкольного и начального образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из наиболее актуальных проблем в со­временном образовании — проблема преем­ственности между дошкольным и школьным образованием. Актуальность рассмотрения ее связана с нарушением преемственных свя­зей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность дошкольного и начального образования»

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Марковская Е.В., учитель начальных классов.



Одна из наиболее актуальных проблем в со­временном образовании — проблема преем­ственности между дошкольным и школьным образованием. Актуальность рассмотрения ее связана с нарушением преемственных свя­зей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Современные подходы к решению дан­ной проблемы получили широкое освеще­ние в психолого-педагогических исследова­ниях (Н.Ф. Виноградова, Т.С. Комарова, В.Н. Просвиркин, В.И. Слободчиков и др.), нашли свое отражение в нормативно-мето­дических документах («Концепция преем­ственности в работе детского сада и начальной школы», резолюция Всероссийского со­вещания руководителей органов управле­ния образованием (1999 г.) и др.), а также в практической работе педагогов.

Несомненно, преемственность — двусторонний процесс. С одной стороны — до­школьная ступень, которая сохраняет само­ценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет «радость детства» (Н.Н. Подъяков). С дру­гой — школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и разви­вает накопленный им потенциал.

Следует уточнить поня­тие «готовность ребенка к школе». Пробле­ма готовности к школе отражена как в рабо­тах зарубежных исследователей, так и оте­чественных. В зарубежных исследованиях (Г. Гетцер, А. Керн, Я. Иирасек и др.) тради­ционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональ­ный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью пони­мают дифференцированное восприятие, включающее: выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явле­ниями; возможность логического запомина­ния; умение воспроизводить образец, а так­же развитие тонких движений руки и сенсо- моторная координация. Понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость отра­жает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном по­нимается как уменьшение импульсивных ре­акций и возможность длительное время вы­полнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится по­требность ребенка в общении со сверстни­ками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способ­ность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

В отечественной психологии и педагогике проблема готовности ребенка к началу систе­матического школьного обучения изучалась в различных аспектах (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина и др.). Так выделяется общая и специальная готовность детей к школе. К общей готовнос­ти относится физическая, личностная, ин­теллектуальная. К специальной — подготов­ка детей к усвоению предметов курса началь­ной школы (к ним можно отнести первона­чальные навыки чтения, счета и т.д.).

Физическая готовность включает состо­яние здоровья будущего школьника: тело­сложение, осанку, двигательные навыки и качества (в особенности тонкой моторной координации), физическую работоспособ­ность. Следует заметить, что требования си­стематического обучения, новый режим не должны быть обременительны для ребенка и, тем более, не ухудшать его здоровье.

Еще В.А. Сухомлинский писал: «...при­мерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся лечению...».

По данным Министерства образования РФ, от 80 до 90% поступающих в I класс имеют те или иные отклонения физическо­го здоровья, а 18-20% — пограничные (не­грубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможнос­ти и работоспособность, повышена утомля­емость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функцио­нальных систем.

Уровень морфологического и функцио­нального развития («школьная зрелость») позволяет говорить о зрелых и незрелых де­тях. Так, среди 6-летних детей зрелые дети составляют 49%, в 6,5 лет — 68%, в 7 лет — 87%, в 7,5-8 лет — 98%. Причем девочки существенно обгоняют мальчиков в дости­жении «школьной зрелости» на полгода.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что ключевым моментом пре­емственности является не столько укрепле­ние здоровья (его осталось 20%), сколько его возвращение, причем как физического, так и психического. К сожалению, ни в од­ной из образовательных программ началь­ной школы не ставится задача обеспечения эмоционального благополучия школьников.

Личностная готовность охватывает три основные сферы жизненных отношений ре­бенка: отношения с окружающими взрос­лыми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребенка к самому себе.

Следует отметить, что в личностной го­товности ребенка особое значение имеет мотивационный план или так называемая «внутренняя позиция школьника» (Л.И. Бо­жович), включающая познавательные и со­циальные мотивы учения, а также достаточ­ное развитие произвольного поведения.

Центральным показателем интеллекту­ального развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированность образ­ного и основ словесно-логического мышления (А.В. Запорожец, Н.Н. Подъяков и др.).

Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему го­товности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпо­сылкам он относил умение ребенка ориен­тироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу. Здесь следует упомянуть о том, что Л.С. Выготский, опираясь на исследования по подражанию, отмечал, что «подражать ребенок может только тому, что лежит в зо­не его собственных интеллектуальных воз­можностей», а потому нет оснований счи­тать, что подражание не относится к интел­лектуальным достижениям детей.

Специальная подготовка ребенка к шко­ле уделяет внимание тем областям знания, которые будут востребованы в начальной школе — чтению, письму, математике. Единство счета, чтения и письма рассмат­риваются как общекультурные навыки.

Современные школьные программы со­ставлены таким образом, что они отражают некий средний уровень актуального развития, которого достигает ребенок к концу дошкольного детства, а если у некоторых детей этот уровень ниже (в классе 20-30 учеников), то обучение не попадает в их «зону ближайшего развития», и они сразу же стано­вятся отстающими.

К сожалению, общественность, родители и даже педагоги, считают специальную подготовку к школе приоритетной по отношению к общей готовности ребенка, что является явным заблуждением.

Правильнее было бы считать, что готовность к школе, а значит, к систематическому обучению есть комплексная характеристика развития ребенка, включающая социальные умения (общение со сверстником, взрослым); развитие познавательных функций, обходимых для обучения (речь, развитие моторики, зрительное восприятие, внимание, память); уровень личностного развития (мотивация, самооценка); здоровье ре­бенка (физическое, психическое).

Таким образом, некоторые положения преемственности нуждаются в тщательной разработке (особенно содержание учебно-воспитательного процесса). Успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой.