СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "10 способов решения квадратных уравнений"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для защиты исследовательской работы по математике на тему "10 способов решения квадратных уравнений"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "10 способов решения квадратных уравнений"»

Исследовательская работа  10 СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ  КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ  Работу выполнили: учащиеся 9-Б класса  Курсин Дмитрий и Павликов Дмитрий  Научный руководитель: учитель математики первой квалификационной категории  Приходько Юрий Владимирович

Исследовательская работа

  • 10 СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ
  • Работу выполнили: учащиеся 9-Б класса Курсин Дмитрий и Павликов Дмитрий
  • Научный руководитель: учитель математики первой квалификационной категории

Приходько Юрий Владимирович

История развития квадратных уравнений. Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне: 2 2

История развития квадратных уравнений.

  • Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне:

2 2

Как составлял и решал Диофант квадратные уравнения . Отсюда уравнение: (10+х)(10-х) =96 или же: 100 - х 2 =96  х 2 - 4=0 (1) Решение х = -2 для Диофанта не существует, так как греческая математика знала только положительные числа.
  • Как составлял и решал Диофант квадратные уравнения .

Отсюда уравнение:

(10+х)(10-х) =96

или же:

100 - х 2 =96

х 2 - 4=0 (1)

Решение х = -2 для Диофанта не существует, так как греческая математика знала только положительные числа.

0. (1) " width="640"
  • Квадратные уравнения в Индии.

ах 2 + b х = с, а0. (1)

Квадратные уравнения у ал – Хорезми.  1) «Квадраты равны корнями», т.е. ах2 + с = b х.   2) «Квадраты равны числу», т.е. ах2 = с.   3) «Корни равны числу», т.е. ах = с.  4) «Квадраты и числа равны корням», т.е. ах2 + с = b х.  5) «Квадраты и корни равны числу», т.е. ах2 + bx = с.  6) «Корни и числа равны квадратам», т.е. bx + с = ах2.
  • Квадратные уравнения у ал – Хорезми.

1) «Квадраты равны корнями», т.е. ах2 + с = b х.

2) «Квадраты равны числу», т.е. ах2 = с.

3) «Корни равны числу», т.е. ах = с.

4) «Квадраты и числа равны корням», т.е. ах2 + с = b х.

5) «Квадраты и корни равны числу», т.е. ах2 + bx = с.

6) «Корни и числа равны квадратам», т.е. bx + с = ах2.

Квадратные уравнения в Европе ХIII - Х V II вв. х 2 + b х = с , при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов  b , с было  сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М. Штифелем.
  • Квадратные уравнения в Европе ХIII - Х V II вв.

х 2 + b х = с ,

при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов b , с было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М. Штифелем.

О теореме Виета. «Если В + D , умноженное на А - А 2 ,  равно В D , то А равно В и равно D ». На языке современной алгебры вышеприведенная формулировка Виета означает: если имеет место (а + b )х - х2 = ab, т.е. х 2 - (а + b )х + а b = 0, то х 1 = а, х 2 = b.
  • О теореме Виета.

«Если В + D , умноженное на А - А 2 , равно В D , то А равно В и равно D ».

На языке современной алгебры вышеприведенная формулировка Виета означает: если имеет место

(а + b )х - х2 = ab,

т.е.

х 2 - (а + b )х + а b = 0,

то

х 1 = а, х 2 = b.

Способы решения квадратных уравнений. 1. СПОСОБ : Разложение левой части уравнения на множители. Решим уравнение х2 + 10х - 24 = 0 . Разложим левую часть на множители: х 2 + 10х - 24 = х 2 + 12х - 2х - 24 = х(х + 12) - 2(х + 12) = (х + 12)(х - 2).  Следовательно, уравнение можно переписать так: (х + 12)(х - 2) = 0  Так как произведение равно нулю, то, по крайней мере, один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается нуль при х = 2 , а также при х = - 12 . Это означает, что число 2 и - 12 являются корнями уравнения х 2 + 10х - 24 = 0 .

Способы решения квадратных уравнений.

  • 1. СПОСОБ : Разложение левой части уравнения на множители.

Решим уравнение х2 + 10х - 24 = 0 . Разложим левую часть на множители:

х 2 + 10х - 24 = х 2 + 12х - 2х - 24 = х(х + 12) - 2(х + 12) = (х + 12)(х - 2).

Следовательно, уравнение можно переписать так:

(х + 12)(х - 2) = 0

Так как произведение равно нулю, то, по крайней мере, один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается нуль при х = 2 , а также при х = - 12 . Это означает, что число 2 и - 12 являются корнями уравнения х 2 + 10х - 24 = 0 .

2. СПОСОБ :  Метод выделения полного квадрата.  Решим уравнение х 2 + 6х - 7 = 0 . Выделим в левой части полный квадрат. Для этого запишем выражение х 2 + 6х в следующем виде: х 2 + 6х = х 2 + 2• х • 3. полученном выражении первое слагаемое - квадрат числа х, а второе - удвоенное произведение х на 3. По этому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 32, так как х 2 + 2• х • 3 + 32 = (х + 3) 2 . Преобразуем теперь левую часть уравнения  х 2 + 6х - 7 = 0 , прибавляя к ней и вычитая 32. Имеем: х 2 + 6х - 7 = х 2 + 2• х • 3 + 32 - 32 - 7 = (х + 3)2 - 9 - 7 = (х + 3) 2 - 16 . Таким образом, данное уравнение можно записать так: (х + 3) 2 - 16 =0, (х + 3) 2 = 16. Следовательно, х + 3 - 4 = 0, х 1 = 1 , или х + 3 = -4, х 2 = -7.
  • 2. СПОСОБ : Метод выделения полного квадрата.

Решим уравнение х 2 + 6х - 7 = 0 . Выделим в левой части полный квадрат.

Для этого запишем выражение х 2 + 6х в следующем виде:

х 2 + 6х = х 2 + 2• х • 3.

полученном выражении первое слагаемое - квадрат числа х, а второе - удвоенное произведение х на 3. По этому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 32, так как

х 2 + 2• х • 3 + 32 = (х + 3) 2 .

Преобразуем теперь левую часть уравнения

х 2 + 6х - 7 = 0 ,

прибавляя к ней и вычитая 32. Имеем:

х 2 + 6х - 7 = х 2 + 2• х • 3 + 32 - 32 - 7 = (х + 3)2 - 9 - 7 = (х + 3) 2 - 16 .

Таким образом, данное уравнение можно записать так:

(х + 3) 2 - 16 =0, (х + 3) 2 = 16.

Следовательно, х + 3 - 4 = 0, х 1 = 1 , или х + 3 = -4, х 2 = -7.

3. СПОСОБ : Решение квадратных уравнений по формуле. Умножим обе части уравнения ах 2 + b х + с = 0, а ≠ 0 на 4а и последовательно имеем: 4а 2 х 2 + 4а b х + 4ас = 0,  ((2ах) 2 + 2ах • b + b 2 ) - b 2 + 4 ac = 0,  (2ax + b) 2 = b 2 - 4ac,  2ax + b = ± √ b 2 - 4ac,  2ax = - b ± √ b 2 - 4ac,
  • 3. СПОСОБ : Решение квадратных уравнений по формуле.

Умножим обе части уравнения

ах 2 + b х + с = 0, а ≠ 0

на 4а и последовательно имеем:

2 х 2 + 4а b х + 4ас = 0,

((2ах) 2 + 2ах • b + b 2 ) - b 2 + 4 ac = 0,

(2ax + b) 2 = b 2 - 4ac,

2ax + b = ± √ b 2 - 4ac,

2ax = - b ± √ b 2 - 4ac,

0 и p = - 3 ; x 2 + 8 x + 7 = 0; x 1 = - 7 и x 2 = - 1 , так как q = 7 0 и p = 8 0 . б) x 2 + 4 x – 5 = 0; x 1 = - 5 и x 2 = 1, так как q = - 5 p = 4 0; x 2 – 8 x – 9 = 0; x 1 = 9 и x 2 = - 1 , так как q = - 9 p = - 8 " width="640"
  • 4. СПОСОБ: Решение уравнений с использованием теоремы Виета.

Как известно, приведенное квадратное уравнение имеет вид

х 2 + px + c = 0. (1)

Его корни удовлетворяют теореме Виета, которая при а =1 имеет вид

x 1 x 2 = q,

x 1 + x 2 = - p

а) x 2 – 3 x + 2 = 0; x 1 = 2 и x 2 = 1, так как q = 2 0 и p = - 3 ;

x 2 + 8 x + 7 = 0; x 1 = - 7 и x 2 = - 1 , так как q = 7 0 и p = 8 0 .

б) x 2 + 4 x – 5 = 0; x 1 = - 5 и x 2 = 1, так как q = - 5 p = 4 0;

x 2 – 8 x – 9 = 0; x 1 = 9 и x 2 = - 1 , так как q = - 9 p = - 8

5. СПОСОБ: Решение уравнений способом «переброски». Рассмотрим квадратное уравнение ах 2 + b х + с = 0, где а ≠ 0. Умножая обе его части на а, получаем уравнение а 2 х 2 + а b х + ас = 0. Пусть ах = у , откуда х = у/а ; тогда приходим к уравнению у 2 + by + ас = 0 , равносильно данному. Его корни у 1 и у 2  найдем с помощью теоремы Виета. Окончательно получаем х 1 = у 1 /а и х 1 = у 2 /а .
  • 5. СПОСОБ: Решение уравнений способом «переброски».

Рассмотрим квадратное уравнение

ах 2 + b х + с = 0, где а ≠ 0.

Умножая обе его части на а, получаем уравнение

а 2 х 2 + а b х + ас = 0.

Пусть ах = у , откуда х = у/а ; тогда приходим к уравнению

у 2 + by + ас = 0 ,

равносильно данному. Его корни у 1 и у 2 найдем с помощью теоремы Виета.

Окончательно получаем х 1 = у 1 и х 1 = у 2 .

• Пример. Решим уравнение 2х 2 – 11х + 15 = 0. Решение. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение у 2 – 11у + 30 = 0 . Согласно теореме Виета  у 1 = 5 х 1 = 5/2 x 1 = 2,5 у 2 = 6 x 2 = 6/2 x 2 = 3.  Ответ: 2,5 ; 3 .

Пример.

Решим уравнение 2 – 11х + 15 = 0.

Решение. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение

у 2 – 11у + 30 = 0 .

Согласно теореме Виета

у 1 = 5 х 1 = 5/2 x 1 = 2,5

у 2 = 6 x 2 = 6/2 x 2 = 3.

Ответ: 2,5 ; 3 .

6. СПОСОБ: Свойства коэффициентов квадратного уравнения. А.  Пусть дано квадратное уравнение ах 2 + b х + с = 0, где а ≠ 0 . 1) Если, а+ b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю), то х 1 = 1, х 2 = с/а.  Доказательство. Разделим обе части уравнения на а ≠ 0, получим приведенное квадратное уравнение x 2 + b/a •  x + c/a = 0.  Согласно теореме Виета x 1 + x 2 = - b / a ,  x 1 x 2 = 1• c / a .  По условию а – b + с = 0,  откуда b = а + с . Таким образом, x 1 + x 2 = - а + b/a= -1 – c/a,  x 1 x 2 = - 1• ( - c/a), т.е. х 1 = -1 и х 2 = c / a , что и требовалось доказать.
  • 6. СПОСОБ: Свойства коэффициентов квадратного уравнения.

А. Пусть дано квадратное уравнение ах 2 + b х + с = 0, где а ≠ 0 .

1) Если, а+ b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю), то х 1 = 1,

х 2 = с/а.

Доказательство. Разделим обе части уравнения на а ≠ 0, получим приведенное квадратное уравнение

x 2 + b/ax + c/a = 0.

Согласно теореме Виета

x 1 + x 2 = - b / a ,

x 1 x 2 = 1• c / a .

По условию а – b + с = 0, откуда b = а + с . Таким образом,

x 1 + x 2 = - а + b/a= -1 – c/a,

x 1 x 2 = - 1• ( - c/a),

т.е. х 1 = -1 и х 2 = c / a , что и требовалось доказать.

Б.  Если второй коэффициент b = 2 k  – четное число, то формулу корней  В. Приведенное уравнение х 2 + рх + q = 0 совпадает с уравнением общего вида, в котором а = 1 , b = р и с = q . Поэтому для приведенного квадратного уравнения формула корней
  • Б. Если второй коэффициент b = 2 k – четное число, то формулу корней

В. Приведенное уравнение

х 2 + рх + q = 0

совпадает с уравнением общего вида, в котором а = 1 , b = р и с = q . Поэтому для приведенного квадратного уравнения формула корней

7. СПОСОБ: Графическое решение квадратного уравнения. Если в уравнении х 2 + px + q = 0 перенести второй и третий члены в правую часть, то получим х 2 = - px - q.  Построим графики зависимости у = х 2 и у = - px - q .
  • 7. СПОСОБ: Графическое решение квадратного уравнения.

Если в уравнении

х 2 + px + q = 0

перенести второй и третий члены в правую часть, то получим

х 2 = - px - q.

Построим графики зависимости у = х 2 и у = - px - q .

• Пример  Решим графически уравнение х 2 - 3х - 4 = 0 (рис. 2). Решение. Запишем уравнение в виде  х 2 = 3х + 4 . Построим параболу у = х 2 и прямую у = 3х + 4 .  Прямую у = 3х + 4 можно построить по двум точкам М (0; 4) и N (3; 13) .      Ответ : х 1 = - 1;  х 2 = 4

Пример

  • Решим графически уравнение

х 2 - 3х - 4 = 0 (рис. 2).

Решение. Запишем уравнение в виде

х 2 = 3х + 4 .

Построим параболу у = х 2 и прямую

у = 3х + 4 .

Прямую

у = 3х + 4 можно построить по двум точкам

М (0; 4) и N (3; 13) .

Ответ : х 1 = - 1; х 2 = 4

8. СПОСОБ: Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки. нахождения корней квадратного уравнения ах 2 + b х + с = 0 с помощью циркуля и линейки (рис. 5 ).  Тогда по теореме о секущих имеем OB • OD = OA • OC , откуда OC = OB • OD / OA = х 1 х 2 / 1 = c / a .
  • 8. СПОСОБ: Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки.

нахождения корней квадратного уравнения ах 2 + b х + с = 0 с помощью циркуля и линейки (рис. 5 ).

Тогда по теореме о секущих имеем

OB OD = OA OC ,

откуда OC = OB OD / OA = х 1 х 2 / 1 = c / a .

SK , или R a + c /2 a ) , окружность пересекает ось Ох в двух точках (6,а рис. ) В(х1; 0) и D (х2; 0) , где х 1 и х 2 - корни квадратного уравнения ах2 + b х + с = 0 . 2) Радиус окружности равен ординате центра ( AS = SB , или R = a + c /2 a ) , окружность касается оси Ох (рис. 6,б) в точке В(х1; 0) , где х 1 - корень квадратного уравнения. 3) Радиус окружности меньше ординаты центра окружность не имеет общих точек с осью абсцисс (рис.6,в), в этом случае уравнение не имеет решения. " width="640"
  • 1) Радиус окружности больше ординаты центра

( AS SK , или R a + c /2 a ) , окружность пересекает ось Ох в двух точках (6,а рис. ) В(х1; 0) и D (х2; 0) , где х 1 и х 2 - корни квадратного уравнения ах2 + b х + с = 0 .

2) Радиус окружности равен ординате центра

( AS = SB , или R = a + c /2 a ) , окружность касается оси Ох (рис. 6,б) в точке В(х1; 0) , где х 1 - корень квадратного уравнения.

3) Радиус окружности меньше ординаты центра

окружность не имеет общих точек с осью абсцисс (рис.6,в), в этом случае уравнение не имеет решения.

9. СПОСОБ: Решение квадратных уравнений с помощью номограммы. z 2 + pz + q = 0.  Криволинейная шкала номограммы построена по формулам (рис.11): Полагая ОС = р, ED = q , ОЕ = а (все в см.),  Из подобия треугольников САН и CDF  получим пропорцию
  • 9. СПОСОБ: Решение квадратных уравнений с помощью номограммы.

z 2 + pz + q = 0.

Криволинейная шкала номограммы построена

по формулам (рис.11):

Полагая ОС = р, ED = q , ОЕ = а (все в см.),

Из подобия треугольников САН и CDF

получим пропорцию

• Примеры. 1) Для уравнения z 2 - 9 z + 8 = 0 номограмма дает корни z 1 = 8,0 и  z 2 = 1,0  (рис.12).  2)  Решим с помощью  номограммы  уравнение 2 z 2 - 9z + 2 = 0. Разделим коэффициенты этого уравнения на 2 , получим уравнение z 2 - 4,5z + 1 = 0 .  Номограмма дает корни z 1 = 4 и  z 2 = 0,5 . 3) Для уравнения z 2 - 25z + 66 = 0 коэффициенты p и q выходят за пределы шкалы, выполним подстановку z = 5 t ,  получим уравнение t 2 - 5t + 2,64 = 0,  которое решаем посредством номограммы и получим t 1 = 0,6 и  t 2 = 4,4,  откуда  z 1 = 5 t 1 = 3,0 и  z 2 = 5 t 2 = 22,0 .

Примеры.

1) Для уравнения z 2 - 9 z + 8 = 0 номограмма дает корни z 1 = 8,0 и z 2 = 1,0 (рис.12).

2) Решим с помощью номограммы уравнение

2 z 2 - 9z + 2 = 0.

Разделим коэффициенты этого уравнения на 2 ,

получим уравнение

z 2 - 4,5z + 1 = 0 .

Номограмма дает корни z 1 = 4 и z 2 = 0,5 .

3) Для уравнения

z 2 - 25z + 66 = 0

коэффициенты p и q выходят за пределы шкалы, выполним подстановку z = 5 t ,

получим уравнение

t 2 - 5t + 2,64 = 0,

которое решаем посредством номограммы и получим t 1 = 0,6 и

t 2 = 4,4, откуда

z 1 = 5 t 1 = 3,0 и z 2 = 5 t 2 = 22,0 .

10. СПОСОБ: Геометрический способ решения квадратных уравнений. •  Примеры . 1) Решим уравнение х 2 + 10х = 39.  В оригинале эта задача формулируется следующим образом : «Квадрат и десять корней равны 39» (рис.15).  Для искомой стороны х первоначального квадрата получим
  • 10. СПОСОБ: Геометрический способ решения квадратных уравнений.

Примеры .

1) Решим уравнение х 2 + 10х = 39.

В оригинале эта задача формулируется

следующим образом :

«Квадрат и десять корней равны 39»

(рис.15).

Для искомой стороны х первоначального

квадрата получим

 у 2 + 6у - 16 = 0 . Решение представлено на рис. 16,  где у 2 + 6у = 16 , или  у 2 + 6у + 9 = 16 + 9.  Решение. Выражения у 2 + 6у + 9  и 16 + 9 геометрически представляют собой один и тот же квадрат, а исходное уравнение у 2 + 6у - 16 + 9 - 9 = 0 - одно и то же уравнение. Откуда и получаем, что у + 3 = ± 5 ,  или у 1 = 2, у 2 = - 8 (рис.16).

у 2 + 6у - 16 = 0 .

Решение представлено на рис. 16,

где у 2 + 6у = 16 , или

у 2 + 6у + 9 = 16 + 9.

Решение. Выражения у 2 + 6у + 9

и 16 + 9 геометрически представляют

собой один и тот же квадрат, а исходное

уравнение

у 2 + 6у - 16 + 9 - 9 = 0 - одно и то же уравнение.

Откуда и получаем, что у + 3 = ± 5 ,

или у 1 = 2, у 2 = - 8 (рис.16).

 СПАСИБО ЗА  ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ !