Государственное образовательное учреждение РК «Специальная(коррекционная) школа интернат №7»
г. Воркуты
Игры для успешного развития
ребенка
(игры на коррекцию сенсорного нарушения развития)
Учитель – дефектолог
I категории: Богова В.В .
2023-2024 учебный год
Основные сенсорные системы
проприоцептивная
тактильная
вестибулярная
вкусовая
обонятельная
зрительная
слуховая
Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю систему работы анализаторов. А сенсорная интеграция – это упорядочение, организация ощущений, получаемых от разных органов чувств.
Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств, позволяющее создавать адекватный ответ, то есть обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение. Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге.
Существуют основные сенсорные системы: тактильная, проприоцептивная, вестибулярная, обонятельная, вкусовая, зрительная, слуховая.
Сенсорные нарушения
Не любит мыть, расчёсывать и стричь волосы
Слишком остро/ослабленно реагирует на боль
С трудом концентрируется
Повышено чувствителен к звукам
Жалуется на ярлыки, бирки и швы на одежде
Заметна задержка развития речи
Не любит прикосновения, объятия
Очень избирателен в еде
Сложности с балансом: часто спотыкается, не может кататься на велосипеде, самокате
Его укачивает, не любит качаться на качелях, боится высоты
Сложности с письмом и счетом
Не любит ходить босиком
Ходит на цыпочках
Сенсорные нарушения – это нарушения в том, как нервная система обрабатывает сигналы, получаемые от органов чувств, и превращает их в ощущения. Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера.
Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. Как проявляются нарушения сенсорной интеграции?
Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.
Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.
Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.
Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.
Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.
Мир предметов и свойств значим для ребенка РАС, привлекает его внимание, интерес. В момент получения сенсорных ощущений он испытывает удовольствие или раздражение. Вот только аутичный ребенок прочно застревает на подобных ощущениях. Кроме того, он весьма избирателен, и чаще в его арсенале есть всего несколько ощущений, которые он путем повторения хочет пережить вновь и вновь .
ОСНОВНАЯ цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр — создание эмоционально положительного настроя . Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, родителей, они предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослые проживают это ощущение вместе с ребенком .
Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого.
Сенсорные игры решают следующие задачи :
- возникновение эмоционального контакта с родителем, который понимает ребенка и открывает новые возможности для дальнейшего его развития;
- переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
- получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
- внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ И ГРАВИТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Основная цель данных упражнений: стимулировать вестибулярный аппарат,
улучшить чувство равновесия, ощущение положения тела в пространстве и способность восстанавливать равновесие. У некоторых детей это может снизить боязнь движения.
- Вестибулярное раскачивание (из одеяла или покрывала соорудить подобие гамака и раскачивать в нем ребенка; в кресло-качалку посадить ребенка и раскачивать его в различных направлениях, за тем он меняет позы – сидя на коленках, стоя, держась за спинку кресла)
- «Кружимся вокруг оси»(взять ребенка под руки, и кружить вправо и влево; кружить на вращающимся диске)
- «Покачай головой» (если ребенок знает понятия «да» и «нет», то отвечает на вопросы, качая или кивая головой; или же просто по подражанию кивает и качает головой)
- «Кто меня толкнул» (ребенок сидит на полу с вытянутыми ногами вперед, руки расслабленные на коленях; «прошагайте» пальцами вверх по телу ребенка от ступней до плеч, дойдя до плеч, слегка толкните его вправо, влево, вперед или назад. Ребенок должен восстановить равновесие)
- «Катаемся на скейтборде» (ребенок сидя или стоя на скейтборде держится за веревку, а взрослый его катает/тянет)
- «Поймай меня» (ребенок «падает» на руки взрослого, стоя к нему лицом/спиной, вначале с открытыми, затем с закрытыми глазами)
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Игры и упражнения на развитие системы моторного планирования, как правило, включают в себя последовательность действий и движений.
- «Делай как я» (ребенок должен повторять за вами движения, при необходимости помогайте ему)
- «Полоса препятствий» (составьте полосу препятствий из различных предметов : стулья, столы, подушки, которые ребенку нужно обходить, перешагивать или перелезать)
- «Квадратные коврики» (составьте прямую дорожку из отрезков ковролина 30х30, положив их на равных расстояниях друг от друга, ребенок должен наступать на коврики, меняйте расстояние и маршрут ковриков)
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВУСТОРОННЕЙ КООРДИНАЦИИ
Общая цель данных упражнений – скоординировать работу двух сторон тела и развить способность ребенка к согласованному двустороннему движению.
- «Гребля» (ребенок садится или становится на колени на скейтборд и перебирает или отталкивается от пола руками, вместо скейтборда можно использовать коврик или одеяло)
- «Парашют» (взять с ребенком простынь за края обеими руками и поднимать и опускать ее так, чтобы получался купол парашюта; на середину «парашюта» можно класть различные легкие предметы и подбрасывать их в воздух, приговаривая «Вверх!»)
- «Хоп-хлоп» (взрослый несколько раз хлопает в ладоши в определенной ритмической последовательности, ребенок должен повторить за ним; можностучать ладонями по столу или по полу, использовать палочки вместо рук)
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ СИСТЕМЫ
Общая цель данных упражнений и игр – стимулировать проприоцептивную систему (восприятие сигналов от мышц, связок, суставов), улучшить осознание тела, ощущение положения тела в пространстве и оптимальное приложение силы
Движение – это ключевой фактор развития проприоцептивной системы. Поэтому для стимуляции движения используются различные задания, например:
- « Сосиска/сарделька в тесте» (закатать ребенка в ковер, одеяло, плед и попросить его самостоятельно выбраться из «теста»)
- «Ритм тела» (при чтении стихотворения или пении песни похлопывать или постукивать ребенка по разным частям тела в ритм)
- «Катаем мяч»
- «Прыгаем как животные»
- «Прыгаем на мяче»
- «Катаемся на скейтборде»
- «Прыжки на батуте»
- «Гребля»
- «Поочередные прыжки»
- «Делай как я»
- «Полоса препятствий»
- «Ходим как животные»
- Различные массажи
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Общая цель данных упражнений – предоставить ребенку тактильные ощущения и повысить терпимость к тактильной стимуляции. Некоторые задания призваны также улучшить способность ребенка к различению материалов на ощупь. Игры и упражнения на развитие тактильной системы поощряют стремление ребенка к осознанному исследованию окружающего мира. Поэтому используемые материалы должны различаться текстурой, температурой, весом
- «Смеси» (смесь песка и муки, мокрый песок, земля, смесь муки и воды; ребенок помещает руки в различные смеси и ощущает различия между ними)
- «Тактильная дорожка» (выложите на полу дорожку из различных материалов: плотных ковриков, упаковочной пленки, линолеума, картона и т.д. и попросите ребенка пройти по ней босиком или проползти по дорожке на четвереньках)
- «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» (ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.)
- «Сухой бассейн для рук» (в обувную или любую другую коробку насыпьте любые крупы и пусть ребенок опустит в них руки и перебирает их; в крупы можно спрятать не большие игрушки, а ребенок на ощупь определяет, что это)
- «Чудесный мешочек» (в непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры, игрушки, геометрические фигуры и тела и т.д., ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет)
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Общие задачи данных упражнений и игр - обогащать и расширять представления о звуках окружающего мира, что в свою очередь развивает и формирует не только слуховые восприятия, но и способствует развитию других познавательных процессов, таких как, мышление, речь, воображение, что является фундаментом становления познавательной сферы у детей
- «Что ты слышишь?» (привлечь внимание ребенка к сторонним звукам: проехала машина, пение птиц, шелест листвы, жужжание мухи и жука, шум ветра, мурлыканье кошки и т.д.)
- «Тихо и громко» (поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую – топает ногами)
- «Шумящие коробочки» (несколько коробочек (киндер-сюрпризы), которые заполнены различными материалами: камушками, монетками, бусинами, фасолью, горохом и др. - при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Ребенка попросить коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом; найти одинаковые коробочки)
- «Узнай по звуку» (взрослый издает различные звуки разными предметами: перелистывает книгу, роняет ложку, стучит кулаком, хлопает в ладоши, топает ногами и т.д. – ребенок должен сказать или повторить действие, что делает взрослый)
- «Повтори» (взрослый хлопает в ладоши в определенном ритме, ребенок должен его повторить)
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Общие задачи данных упражнений направлены на развитие комплексного процесса, включающего различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно – моторную координацию, навык зрительного обследования, аналитико – синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, контрастность восприятия. Полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах
- «Разрезанные картинки» (ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей. Задача ребенка — собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него)
- «Выбор недостающего фрагмента изображения» (ребенку предлагается картинка (любого характера) с отсутствующим фрагментом и набор недостающих кусочков. Задача ребенка — подобрать нужный кусочек)
- «Контуры» (эта игра предполагает узнавание наложенных друг на друга контуров двух и более изображений)
- «Лабиринты» (для предлагаемых ребенку в этой игре лабиринтов принципиально то, что здесь даются пересечения нескольких линий)
- «Разноцветный мир» (игра направлена на закрепление знаний ребенка о цветах, развитие цветового восприятия
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБАНЯТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Игры и упражнения направленные на развитие обоняния у детей, решают основные задачи: развитие осведомленности о различных запахах; умение различать простые запахи;
адекватно реагировать на различные запахи
- «Ароматные мешочки» (ребенку необходимо разложить мешочки к картинкам в соответствии с ароматом)
- «Коробочки с запахами» (коробочки или баночки, с хорошо различимыми запахами, например: кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами. Ребенок называет предмет, который так же пахнет)
- «Найди пару» (взрослый выставляет на стол несколько одинаковых стеклянных баночек или пузырьков, в которых разложены кусочки ваты, пропитанные ароматным веществом. Ребенок должен найти пары баночек)
- «Угадай предмет по запаху» (взрослый предлагает ребенку различные предметы, названия которых они совместно проговаривают. Затем ребенок с закрытыми глазами пытается угадать по запаху предмет)
- «Мы предприниматели» (упражнять ребенка в различении цветущих растений по запаху, закрепить знание цветов)
- «Вспомни, как они пахнут». Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.
- «Фрукт или овощ?» (развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты)
- «Съедобное — несъедобное» (развивать умение ребенка определять по запаху съедобное — несъедобное)
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВКУСОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Основные задачи данных упражнений обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей, адекватно и терпимо реагировать на различные вкусовые качества пищи
- Предлагайте ребенку маленькие кусочки твёрдой пищи, которая принята в семье и которую можно самостоятельно брать руками
- «Совместные трапезы для развития вкуса» (возьмите за правило обязательный совместный прием пищи. Кроме навыков самообслуживания, ребенок получает новый сенсорный опыт. Обязательно ешьте вместе с ним хотя бы один раз в день, обсуждая еду. Позволяйте высказывать своё мнение, даже негативное (учите высказывать его в общественно приемлемой форме). Приучите пробовать блюдо, прежде чем принять вердикт о вкусе. Но не заставляйте есть неприятное. Для знакомства с новым достаточно одной ложки, после ребенок сам сделает выбор, хочет ли он ещё или нет)
- «Совместное приготовление, закупка и выращивание продуктов» (собираетесь приготовить обед или завтрак посадите ребенка возле себя на кухне. Показывайте каждый ингредиент, давайте разглядеть, потрогать, понюхать, а по возможности и попробовать. Подробно объясняйте, что можно есть в сыром виде, а что нужно подвергнуть обработке. Если ребёнок в состоянии помочь на кухне, привлеките его к процессу: дайте ясное задание, которое позволит участвовать в приготовлении общей трапезы.)
- «Вкусовые банки» (игра позволяет познакомить и ввести в лексикон ребенка прилагательные, которые обозначают вкус: горький, сладкий, острый, кислый, соленый)
- «Вкусная игра» (ребенок учиться определять продукты питания на вкус, ему дают по кусочку продукт питания (сыр, лимон, яблоко, банан, апельсин, шоколад и т.д.) и он должен сказать, что он съел)
- «Найди такую же» (ребенок учится сравнивать и называть по вкусу жидкости; различать вкусовые качества. Одинаковые прозрачные 4 бутылочки с крышками, в двух – сладкая вода, в других – кислая. Ребенок должен найти пары бутылочек)
- «Нарисуй, что съел» (взрослый показывает ребенку различные овощи и фрукты, и разрезает их на кусочки. Затем завязывает ему глаза, дает попробовать один из овощей/фруктов и, не называя его, просит ребенка и нарисовать это)
Играя с ребенком в такие игры, Вы научите его радоваться и будете радоваться вместе с ним. Внутренний мир ребенка с РАС часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстраненности от людей. И если Вам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в Вас он станет видеть помощника и союзника.
Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребенком станет обучение различным формам взаимодействия, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных положительных ситуаций.
ё