СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Виды чужой речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к интегрированному уроку "Чужая речь и её виды" (русский язык+белорусский язык) для учащихся 9 класса с русским языком обучения. План-конспект урока вы найдете здесь: https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-vidy-chuzhoi-rechi.html

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Виды чужой речи"»

План-конспект интегрированного урока «Чужая речь и её виды» (русский язык и белорусский язык) 9 класс Авторы: Головнева И.Б,  учитель русского языка и литературы,  Дарган Н.В.,  учитель белорусского языка и литературы

План-конспект интегрированного урока

«Чужая речь и её виды»

(русский язык и белорусский язык)

9 класс

Авторы: Головнева И.Б,

учитель русского языка и литературы,

Дарган Н.В.,

учитель белорусского языка и литературы

19 апреля – ДЕНЬ ПОДСНЕЖНИКА

19 апреля – ДЕНЬ ПОДСНЕЖНИКА

ЧУЖАЯ РЕЧЬ ПРЯМАЯ (дословное воспроизведение) КОСВЕННАЯ (переданная не дословно, а лишь с сохранением содержания)

ЧУЖАЯ РЕЧЬ

ПРЯМАЯ

(дословное воспроизведение)

КОСВЕННАЯ

(переданная не дословно, а лишь с сохранением содержания)

Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки. Ст. 17 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 1, 1/0 (опубликован - 5 января 1999 г.)

Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки.

Ст. 17 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 1, 1/0 (опубликован - 5 января 1999 г.)

ЦЕЛИ УРОКА:   закрепить понятие о чужой речи, её видах и способах передачи;  повторить основные правила расстановки знаков препинания в предложениях с чужой речью;  отработать умение работать со схемами предложений

ЦЕЛИ УРОКА:

  • закрепить понятие о чужой речи, её видах и способах передачи;
  • повторить основные правила расстановки знаков препинания в предложениях с чужой речью;
  • отработать умение работать со схемами предложений
 ? ? ? Что называется чужой речью в русском языке? Какие виды чужой речи? Какие способы передачи чужой речи существуют в русском? Русский язык и белорусский язык: есть ли разница в оформлении чужой речи?

? ? ?

Что называется чужой речью в русском языке?

Какие виды чужой речи?

Какие способы передачи чужой речи существуют в русском?

Русский язык и белорусский язык: есть ли разница в оформлении чужой речи?

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:  РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ,  СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР;  МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПОДСНЕЖНИК   ПРАЛЕСКА

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:

  • РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ,
  • СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР;
  • МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

ПОДСНЕЖНИК

ПРАЛЕСКА

Чужая мова – гэта выказванні той ці іншай асобы, якія аўтар уключае ў тэкст. Спосабы перадачы чужой мовы: Сказы з простай мовай. Сказы з ускоснай мовай.  Простая мова — гэта чужое выказванне, якое перадаецца даслоўна, з захаваннем зместу і формы, граматычных і стылістычных асаблівасцей. Ускосная мова — гэта чужое выказванне, якое перадаецца не даслоўна, а толькі з захаваннем асноўнага зместу сказанага

Чужая мова – гэта выказванні той ці іншай асобы, якія аўтар уключае ў тэкст.

Спосабы перадачы чужой мовы:

  • Сказы з простай мовай.
  • Сказы з ускоснай мовай.

Простая мова — гэта чужое выказванне, якое перадаецца даслоўна, з захаваннем зместу і формы, граматычных і стылістычных асаблівасцей.

Ускосная мова — гэта чужое выказванне, якое перадаецца не даслоўна, а толькі з захаваннем асноўнага зместу сказанага

Чужая речь – это высказывание какого-нибудь лица, включенное в авторское повествование. Виды чужой речи – прямая и косвенная. Способы передачи чужой речи: 1.Предложение с прямой речью. 2.Предложение с косвенной речью. 3.Предложение с вводными конструкциями. 4.Предложение, в котором прямая речь передела дополнением с предлогом О.

Чужая речь – это высказывание какого-нибудь лица, включенное в авторское повествование.

Виды чужой речи – прямая и косвенная.

Способы передачи чужой речи:

1.Предложение с прямой речью.

2.Предложение с косвенной речью.

3.Предложение с вводными конструкциями.

4.Предложение, в котором прямая речь передела дополнением с предлогом О.

1. Простая мова пасля слоў аўтара А: «П». А: «П?» А: «П!» 2. Простая мова перад словамі аўтара «П», — а. «П?» — а. «П!» — а. 3. Словы аўтара ў сярэдзіне простай мовы «П, — а, — п». «П, — а. — П». «П? — а. — П». «П! — а. — П». «П... — а. — П». «П? — а: — П».  4. Простая мова ў сярэдзіне слоў аўтара А: «П», — а. А: «П?» — а. А: «П!» — а. А: «П...» — а.

1. Простая мова пасля слоў аўтара

А: «П». А: «П?» А: «П!»

2. Простая мова перад словамі аўтара

«П», — а. «П?» — а. «П!» — а.

3. Словы аўтара ў сярэдзіне простай мовы

«П, — а, — п».

«П, — а. — П». «П? — а. — П». «П! — а. — П».

«П... — а. — П». «П? — а: — П».

4. Простая мова ў сярэдзіне слоў аўтара

А: «П», — а. А: «П?» — а. А: «П!» — а. А: «П...» — а.

ВЫВОДЫ:   Можно использовать одну и ту же информацию о способах передачи чужой речи в проекции на два языка: русский и белорусский.

ВЫВОДЫ:

  • Можно использовать одну и ту же информацию о способах передачи чужой речи в проекции на два языка: русский и белорусский.
Укажите способ оформления чужой речи  «Природа – это то, без чего и минуты нельзя прожить настоящему человеку… И беден, несчастен душой тот, кто живёт без неё», - писал И.С.Соколов-Микитов «ПР», — са .

Укажите способ оформления чужой речи

«Природа – это то, без чего и минуты нельзя прожить настоящему человеку… И беден, несчастен душой тот, кто живёт без неё», - писал И.С.Соколов-Микитов

«ПР», — са .

Перестройте предложение так, чтобы полученные варианты соответствовали схемам:  А) СА: «ПР». Б) «ПР, — са, — пр».

Перестройте предложение так, чтобы полученные варианты соответствовали схемам:

А) СА: «ПР».

Б) «ПР, — са, — пр».

«Природа,- писал И.С.Соколов-Микитов, – это то, без чего и минуты нельзя прожить настоящему человеку… И беден, несчастен душой тот, кто живёт без неё». Б) «ПР, — са, — пр».  И.С.Соколов-Микитов писал: «Природа –это то, без чего и минуты нельзя прожить настоящему человеку… И беден, несчастен душой тот, кто живёт без неё». А) СА: «ПР».
  • «Природа,- писал И.С.Соколов-Микитов, – это то, без чего и минуты нельзя прожить настоящему человеку… И беден, несчастен душой тот, кто живёт без неё».
  • Б) «ПР, — са, — пр».
  • И.С.Соколов-Микитов

писал: «Природа –это то, без чего и минуты нельзя прожить настоящему человеку… И беден, несчастен душой тот, кто живёт без неё».

А) СА: «ПР».

Переведите с белорусского на русский язык , запишите, используя вводные слова, начертите схему: Чалавек памірае, калі страчвае здольнасць здзіўляцца і захапляцца жыццём.  М.Танк

Переведите с белорусского на русский язык , запишите, используя вводные слова, начертите схему:

Чалавек памірае, калі страчвае здольнасць здзіўляцца і захапляцца жыццём.

М.Танк

По словам М.Танка, человек пог и бает, когда лишается дара удивляться и восхищаться жизнью.  [ВС, …].
  • По словам М.Танка, человек пог и бает, когда лишается дара удивляться и восхищаться жизнью.

[ВС, …].

Редкие весенние цветы лучше не трогать они красивее в естественной среде сорванные быстро вянут. Лучше любоваться ими в природе сохраняя красоту для будущего поколения. Отказ каждого из нас покупать цветы которые находятся под угрозой исчезновения даст им шанс цвести каждую весну.  (из Красной книги Беларуси)

Редкие весенние цветы лучше не трогать они красивее в естественной среде сорванные быстро вянут. Лучше любоваться ими в природе сохраняя красоту для будущего поколения. Отказ каждого из нас покупать цветы которые находятся под угрозой исчезновения даст им шанс цвести каждую весну.

(из Красной книги Беларуси)

Редкие весенние цветы лучше не трогать : они красивее в естественной среде , сорванные – быстро вянут. Лучше любоваться ими в природе , сохраняя красоту для будущего поколения. Отказ каждого из нас покупать цветы , которые находятся под угрозой исчезновения , даст им шанс цвести каждую весну.  (из Красной книги Беларуси)

Редкие весенние цветы лучше не трогать : они красивее в естественной среде , сорванные быстро вянут. Лучше любоваться ими в природе , сохраняя красоту для будущего поколения. Отказ каждого из нас покупать цветы , которые находятся под угрозой исчезновения , даст им шанс цвести каждую весну.

(из Красной книги Беларуси)

СА: «ПР».
  • СА: «ПР».
Самовольные изъятие и пересадка дикорастущих растений относящихся к видам включенным в Красную книгу Республики Беларусь из среды их произрастания их незаконный оборот а также их удаление и совершение иных действий которые могут привести к их гибели сокращению численности или нарушению среды их произрастания  запрещаются.  ( Статья 24 Закона РБ О Растительном Мире )

Самовольные изъятие и пересадка дикорастущих растений относящихся к видам включенным в Красную книгу Республики Беларусь из среды их произрастания их незаконный оборот а также их удаление и совершение иных действий которые могут привести к их гибели сокращению численности или нарушению среды их произрастания запрещаются.

( Статья 24 Закона РБ О Растительном Мире )

Самовольные изъятие и пересадка дикорастущих растений , относящихся к видам , включенным в Красную книгу Республики Беларусь , из среды их произрастания , их незаконный оборот , а также их удаление и совершение иных действий , которые могут привести к их гибели , сокращению численности или нарушению среды их произрастания , запрещаются.  ( Статья 24 Закона РБ О Растительном Мире )

Самовольные изъятие и пересадка дикорастущих растений , относящихся к видам , включенным в Красную книгу Республики Беларусь , из среды их произрастания , их незаконный оборот , а также их удаление и совершение иных действий , которые могут привести к их гибели , сокращению численности или нарушению среды их произрастания , запрещаются.

( Статья 24 Закона РБ О Растительном Мире )

 [ о том], ( что )
  • [ о том], ( что )
ОФОРМЛЕНИЕ ЧУЖОЙ РЕЧИ  ПРИ ДИАЛОГЕ ПР, – а. ПР? – а. ПР, – а. ПР.

ОФОРМЛЕНИЕ ЧУЖОЙ РЕЧИ

ПРИ ДИАЛОГЕ

  • ПР, – а.
  • ПР? – а.
  • ПР, – а.
  • ПР.
Легенда Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима. Шли  Адам и Ева по холодной и пустынной Земле, и только белый снег сыпал им в лицо. Бедная Ева расплакалась, не столько от холода и боли, сколько от сожаления об утерянном Рае. Увидел  Господь  ее раскаяние и, сжалившись, превратил несколько слезинок в нежные цветы, чтобы они  утешили Еву и дали понять, что Бог не оставил своих детей…

Легенда

  • Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима. Шли  Адам и Ева по холодной и пустынной Земле, и только белый снег сыпал им в лицо. Бедная Ева расплакалась, не столько от холода и боли, сколько от сожаления об утерянном Рае. Увидел  Господь  ее раскаяние и, сжалившись, превратил несколько слезинок в нежные цветы, чтобы они  утешили Еву и дали понять, что Бог не оставил своих детей…
Подводим итоги: -Чем был полезен сегодняшний урок? -В каких видах учебной работы вы сегодня были наиболее успешны? -Что вам хотелось бы изучить на следующем уроке более детально?

Подводим итоги:

-Чем был полезен сегодняшний урок?

-В каких видах учебной работы вы сегодня были наиболее успешны?

-Что вам хотелось бы изучить на следующем уроке более детально?

Домашнее здание  параграф 34, упр. 320. Творческое: заглянув в календарь, составьте предложения в художественном стиле, употребив разные способы передачи чужой речи.

Домашнее здание

параграф 34, упр. 320.

Творческое: заглянув в календарь, составьте предложения в художественном стиле, употребив разные способы передачи чужой речи.

19 апреля – ДЕНЬ ПОДСНЕЖНИКА ВСЕМ УСПЕХОВ И ВЕСЕННЕГО НАСТРОЕНИЯ!!!

19 апреля – ДЕНЬ ПОДСНЕЖНИКА

ВСЕМ УСПЕХОВ

И ВЕСЕННЕГО НАСТРОЕНИЯ!!!