Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методы воспитания
Подготовила: студентка Ш-21 группа
Харченко Ангелина
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно- воспитательных задач.
В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других-как приём, имеющие частное назначение.
Классификация общих методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Классификация помогает выявить общее и особенное, существенные и случайные, теоретическая и практическая и тем самым способствует целесообразным у и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методом.
Исходя из вышесказанного, предлагаем систему общих методов воспитания:
- Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (метод создания воспитывающих ситуаций, педагогические требования, инструктаж, иллюстрация и демонстрация);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнования, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
Методы формирования сознания
Чтобы передать личности знания об основных событиях и явлениях окружающего мира применяются методы формирования сознания. Они формируют убеждения , понятия, представления, собственное мнение и оценку происходящего. Все эти методы ориентация на слово, которое, как воспитательное средство обращено к сознанию ребенка особенно точно и способно побуждает к размышлениям и переживаниям. Через вербальное воздействие воспитанники побуждаются к осмыслению своего жизненного опыта и мотивации своих поступков.
Среди методов формирования сознания личности чаще всего используют убеждения, рассказы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, диспуты, увещевания, внушения, примеры .
Непременным и обязательным условием перед началом формировании сознания - является знание воспитанником норм и правил поведения, что должны быть сформированы в процессе воспитания . Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы формирования сознания личности, важные и для успешного прохождения следующего этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.
Методы организации деятельности и опыта общественного поведения
Не только понятия и убеждения, а в большей степени, конкретные дела и поступки характеризуют воспитанность личности. Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса. Методы этой группы опираются на практическую деятельности воспитанников. Управляя ею, педагоги могут разбить её на конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части — операции. Воспитание заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем — к управлению деятельностью школьников. Организация полезных дел воспитанника включает его в многоплановые отношения с другими людьми. Складывающиеся в этом процессе ситуации приводят к определенным поступкам, выбору той или иной линии поведения. Эти методы направлены на отработку привычки поведения, что должны стать нормой для воспитанника. Воздействуя на предметно-практическую сферу, они направляются на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя как общественную и неповторимую индивидуальность. К таким методам относятся упражнения, приучение, требование, поручение и создание воспитывающих ситуаций.
Упражнение – практический метод формирования необходимых качеств личности, известный с древнейших времен и обладающий исключительной эффективностью и всегда приводящий к формированию заданного типа поведения.
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.
Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению.
Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.
К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, "участниками педагогического процесса" в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные персонажи.
Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.
Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес: плохо, если ученик ждет награды за малейший успех.
Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов педагогического воздействия, А. С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.
Спасибо за внимание!!!