Типы и стили речи
стили речи
разговорный книжный
публицистический научный
официально-деловой
типы речи
- Описание
- Повествование
- Рассуждение
- в научном стиле передается информация точно, образные средства языка отсутствуют. Слова употребляются только в прямом значении, есть слова-термины.
- В различных документах (справках, расписках, указах, приказах) используется официально-деловой стиль , основная цель которого – передача деловой информации. Для этого стиля характерна точность изложения, исключающая разное толкование.
- Цель художественного стиля - воздействовать с помощью художественных образов на чувства и мысли читателей. Для этого используются различные языковые средства: употребление слов в переносном значении; слова, передающие эмоциональную окраску предметов и действий.
- Разговорный стиль употребляется в обыденной речи, в беседах. Цель разговорного стиля – общение, обмен мыслями, впечатлениями. В нем употребляются сниженная лексика: слова разговорного стиля (брякнуться, поболтать, ни бе ни ме), просторечные слова (давеча, завсегда), эмоционально окрашенные слова (мальчонка, духотища), частицы, обращения,
Что не соответствует в данном заявлении обязательной форме его написания?
Директору птицефабрики Петрову И.И.
птичницы Васильевой Анны Григорьевны
заявление
Прошу Вас, дорогой Иван Иванович, отпустить меня денечка на два с работы, чтобы я смогла скатать к своим ненаглядным деткам, Лешеньке и Иринке, на турбазу, а то я о них сильно соскучилась.
С приветом Анна Григорьевна
Сравните тексты разных стилей. Определите стиль, тип речи данных текстов
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью.
(Из энциклопедического словаря)
Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться… Молния вспыхивает как будто в самой бричке.
(Л.Н. Толстой)
Сравните тексты разных стилей. Определите стиль, тип речи данных текстов
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны деревья.
(Из заметки в газету)
Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Я уже собирался было лечь спать, вдруг как сверкнет молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал.
(Из письма)
Запишите тексты, расставив знаки препинания и вставив пропущенные орфограммы. Определите стиль, тип речи
Ст…рик с…жал яблони. Ему ск…зали Зачем тебе дед эти яблони? Долго ждать будешь с этих яблонь пл…да и ты не с…шь с них яблочка. Старик ск…зал Я не с…м другие с…едят, мне спасибо скажут.
(Л.Н. Толстой)
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. Пора тебе чиж петь. Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.
(Л.Н. Толстой)
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к Чижу. - Пора тебе, Чиж, петь. - Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.
Старик сажал яблони. Ему сказали:
- Зачем тебе, дед, эти яблони? Долго ждать будешь с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.
- Старик сказал:
- - Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
Сравните тексты: к какому стилю и типу речи они относятся? Докажите. Из второго текста выпишите слова с орфограммами в корнях (I гр.), в первом тексте вставьте орфограммы (II гр.)
Что в комнате творилось! На п…лу под елкой в…лялись игрушки: звезды, шары. Вокруг елки н…сился Джек и наверх поглядывал. А по веткам прыгала белка
В конце сада из-под кучи дров вдруг вышмыгнул маленький, белый, необыкновенно чистый крольчонок. Он осторожно огляделся. Потом вскинул оставил торчмя уши, которые были ему явно не по росту. Он слушал долго, потом медленно и мягко опустил уши, и они мостиком повисли над его спиной от затылка до самого хвостика.
П о лу, в а лялись, н о сился.
Кр о льчонок, о ст о рожно, огл я делся, т о рчмя, к о торые.