Просмотр содержимого документа
«Презентация "Профессиональный выбор"»
МБОУ СОШ №1 им. академика А.И.Савина ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Подготовила: учитель Технологии
СЕМАЕВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА
Г.Осташков
Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик без исключения
- Нашему далекому предку таких задач решать не приходилось. За него все решало государство, которому нужны были люди четырех чинов: освященный (духовенство), служивый (военная и государственная служба), торговый (купцы,) и земледелец (крестьяне).
- В течение XVII -XIX вв. сословные ограничения были разрушены, на первый план выступили экономические. Они существуют и сейчас, но к ним прибавился целый ряд проблем, связанных с переходом нашего общества к рыночным отношениям, что делает задачу выбора профессии особенно сложной.
Профессии 21 века
В мире насчитывается более 40 тысяч профессий
Готова ли молодежь жить и работать в изменившихся условиях?
- Некоторые молодые люди быстро включаются в новые экономические отношения, но большинство выпускников школ, решая вопросы дальнейшей учебы, трудоустройства, пребывают в положении неопределенности.
- Это вызывает настоятельную необходимость в организации профориентационной работы с учениками с учетом новых социально-экономических реалий.
Профориентация
- это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию учащимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Профориентация в школе реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учениками.
- Помощь учителя технологии в ситуации выбора профессии учащимися предполагает, такую организацию их деятельности на уроках, которая бы включала: получение знаний о себе (образ «я»), получение знаний о профессии, соотношение знаний о себе и знаний о профессии (профессиональная проба).
- Наиболее распространенными методами профориентации на уроках технологии, активизирующими позицию учащегося, являются методы профессиональной диагностики, метод диагностической беседы, метод экспертной оценки продуктов учебной и внеучебной деятельности, метод деловых игр, профессиональной пробы, профориентационные лекции, конкурсы, выставки, экскурсии, психологические практикумы, анкетирование учащихся
Я
- К О Н Ц Е П Ц И Я
- К О Н Ц Е П Ц И Я
- Для успешного выбора профессии у учащихся должны быть сформированы идейные и нравственные мотивы, определенные знания, трудовые навыки, чтобы выбор был осознанным, самостоятельным, обоснованным и правильным.
Методы профориентации
- методы профессиональной диагностики,
- метод экспертной оценки продуктов учебной и внеучебной деятельности,
- метод деловых игр, профессиональной пробы,
- профориентационные лекции, беседы,
- конкурсы, выставки, экскурсии,
- психологические практикумы,
- тестирование учащихся
Выявление склонностей учащихся к различным типам професси й
- «Человек – природа»; «Человек – техника»; «Человек – человек»; «Человек – знаковая система»; «Человек – художественный образ».
- «Человек – природа»;
- «Человек – техника»;
- «Человек – человек»;
- «Человек – знаковая система»;
- «Человек – художественный образ».
- Дифференцированно-диагностический опросник интересов
Профессионально-диагностическая беседа
- Наиболее распространенным методом профориентации на уроках технологии является беседа, проводимая эмоционально, образно, с подкреплением отдельных положений примерами из жизни. Во время беседы раскрываются наиболее привлекательные стороны конкретной профессии, её сложности, трудности.
- В беседе можно получить ценную дополнительную информацию от учащихся об их интересах, увлечениях, склонностях.
Профориентационные игры
- Живой интерес вызывают у учащихся уроки, посвященные деловым играм по профориентации. Они служат диагностическим методом для определения профессиональной направленности учащихся.
- В процессе игры учащиеся реализуют свой личностный потенциал, раскрывают глубинную мотивацию поведения, проявляют истинные потребностно-мотивационные и профессиональные интересы.
- Решение производственной ситуации путем включения учащихся в «пробу сил» на уроке технологии.
- Деловая игра на уроке технологии «Раскрой и подготовка плечевого изделия к обработке».
- Профориентационные игры «Контакт», «Оптимист и скептик», «Пришельцы».
- Ценностно-нравственная профориентационная игра «Ветеран и бездельник».
Психологические практикумы:
- Определение особенностей распределения своего внимания (умение одновременно делать несколько дел);
- Определение особенностей распределения своего внимания (умение одновременно делать несколько дел);
- Определение особенностей переключаемости внимания (перестройка внимания с одного объекта на другой);
- Определение особенностей переключаемости внимания (перестройка внимания с одного объекта на другой);
- «Знаете ли вы себя? Каков ваш характер?»
- «Знаете ли вы себя? Каков ваш характер?»
- «Общительны ли вы?»
- «Общительны ли вы?»
ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ
Хочу
Могу
Над чем поработать
Профориентационная карта учащегося
- Анкетные данные учащегося;
- Состояние здоровья, рекомендации врача;
- Обоснованность выбора; Интересы и склонности; Особенности характера; Увлечения;
- Обоснованность выбора;
- Интересы и склонности;
- Особенности характера;
- Увлечения;
Анкеты:
- «Увлечения в свободное время» - 5 кл;
- «Увлечения в свободное время» - 5 кл;
- «Моя будущая профессия» - 6 – 7 кл;
- «Моя будущая профессия» - 6 – 7 кл;
- «Я выбираю профессию» - 8 кл;
- «Я выбираю профессию» - 8 кл;
- «Выявление индивидуальных особенностей своей памяти».
- «Выявление индивидуальных особенностей своей памяти».
Специальные компьютерные программы
- Материалы сайта «Сетевой класс»;
- Компьютерные игры «Я – модельер» и др.
Профессиограмма
1.Общая характеристика профессии.
2.Производственная характеристика профессии.
3.Содержание и характер труда.
4.Необходимые знания и умения.
5.Требования, предъявляемые профессией.
6.Условия труда.
7.Сведения о возможности получения профессии.
Успешный выбор профессии обеспечивается наличием и совпадением трёх факторов:
Выбор профессии…
- Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, радостная, творческая жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям.