СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Подготовила: Аршулик Яна Андреевна,
Инструктор по физической культуре
МБОУ «СОШ №4 им.А.Г. Головко», ДО №22
Строевые упражнения
Строевые упражнения – совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю
С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности
Особое значение строевых упражнений состоит в формировании осанки человека
Строевые упражнения классифицируются на:
Строевые приёмы
Передвижения
Размыкание и смыкание
Построения и перестроения
Строй – установленное размещение занимающихся для совместных действий
Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони, или в колоннах на дистанции вытянутой руки вперёд
Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом в один и более шагов, или в колоннах на дистанции 2 и более шагов
Фланг - правая или левая оконечность строя
Фронт - сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом, имея правый фланг справа
Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту
Интервал - расстояние между двумя занимающимися фронтами
Дистанция - расстояние между занимающимися, стоящими в затылок друг другу
Ширина строя - расстояние между флангами
Глубина строя - расстояние от первой шеренги до последней
Шеренга - строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии
Колонна - строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу
- Построение – первоначальное размещение занимающихся в том или ином строю по команде.
- Перестроение – переход из одного строя в другой по команде проводящего
2 младшая группа
- В круг;
- В колонну друг за другом, запоминая впереди стоящего ребёнка;
- Дети строятся возле стены;
- Дети строятся возле разложенного вдоль стены шнура;
- Детей учат перестроению из колоны по одному в пары.
Средняя группа
- Закрепляются навыки построения и перестроения;
- Закрепляются умения быстро строиться и перестраиваться не только на месте, но и в движении;
- Закрепляется умение изменять движение по сигналу.
Старшая и подготовительная к школе группы
- Ребёнок по сигналу воспитателя выполняет различные построения и перестроения: из колонны в пары, четверки, путём прохождения через центр зала и расхождения направо и налево;
- Дети выполняют упражнения в смыкании и размыкании колонн, используя приставной шаг;
- Проверяют расстояние между колоннами и друг другом с помощью вытянутой руки;
- Строятся по глазомеру, ориентируясь на водящих;
- Умеют чётко и свободно поворачиваться по команде.
Построение в колонну в младшей группе
Дети строятся в колонну на дорожке из клеёнки или картона, около расставленных в ряд кубиков ( на расстоянии 35 – 40 см) или вдоль лежащей на полу верёвки, между двумя начерченными линиями, вдоль одной линии и др.
На первом этапе обучения обязательно используются зрительные ориентиры!
Построение в колонну в средней группе
Дети должны знать название строя и своё место в строю. Для быстрого и качественного построения целесообразно использовать естественные ориентиры – архитектурные детали помещения, предметы убранства групповой комнаты, стационарную разметку спортивного зала, растения на игровом участке и др.
Ориентирами могут быть и сами дети – направляющий, средний, замыкающий.
Значимость самого маленького по росту ребёнка надо подчеркнуть тем, что после него никто не должен становиться.
Построение в колонну в старшей и подготовительной к школе группах
Дети должны уметь строиться, быстро, чётко, знать, как стоять в строю, как ровняться, как проверять своё положение в строю, понимать смысл и значение команд и распоряжений. Словом, объём и содержание требований к старшим детям значительно возрастает.
Однако нельзя забывать об особенностях возраста. Даже команда как приём обучения, требующий одновременных и чётких действий не должна быть лишена игровых оттенков, особенно на первом этапе. Вместе с тем старшие дети должны быть достаточно самостоятельны в выполнении строевых упражнений.
Построение в шеренгу
В помещении и на открытой площадке дети строятся в шеренгу спиной к источнику света, чтобы он не мешал им наблюдать за действиями воспитателя, который стоит напротив, лицом к детям.
Обучение детей построению в шеренгу ведется аналогично построению в колонну. В младших группах используются игровые задания с применением зрительных ориентиров -предметов и игрушек, стационарной разметки зала, а также естественных ориентиров - игрового и физкультурного оборудования на участке, деревьев и пр.
По мере накопления опыта задания усложняются для того, чтобы дети учились воспринимать смысловую сторону упражнений и контролировать свое поведение: уметь равняться -- носки ставить на линию; проверять интервал, приставляя ладонь к бедру; знать свое место в шеренге; строиться быстро, в разных местах площадки; без помощи ориентиров.
Разнообразие и сложность заданий зависят от конкретных педагогических задач и уровня обученности детей.
Построение в круг
Круг - самый доступный вид строя. Даже в начале обучения построиться в круг можно без всяких пособий, просто взявшись за руки. Однако, чтобы круг был ровным и каждому было удобно стоять, а в дальнейшем делать круг без помощи воспитателя, целесообразно использовать зрительные ориентиры .
Малышам они помогают разместиться для выполнения общеразвивающих упражнений. Поэтому кубики, флажки, погремушки заранее раскладываются на полу по кругу.
Для старших ребят такие ориентиры иногда служат критерием оценки при выполнении заданий соревновательного типа ("Чей круг самый ровный?").
Сначала ориентиры используются для каждого ребенка, в последующем - один для всех. Он обозначает центр, вокруг которого надо построиться. Объемные ориентиры постепенно заменяются плоскостными, а потом и вовсе убираются за ненадобностью.
Построение врассыпную
Оно означает размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров. Главный критерий: вытянув руки вперед и в сторону, никому не мешать. Размещение врассыпную в младших группах предшествует четкому построению.
В последующем построение врассыпную используется во всех группах в разных ситуациях - при выполнении общеразвивающих упражнений, в подвижных играх и др.
Методика обучения строевым упражнениям
- Чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, а затем упражнение выполняется всей группой одновременно;
- Начинать обучение следует с построения, строевых приёмов, передвижения, кончая размыканиями и смыканиями , ставя узкие, конкретные задачи перед детьми.
- Некоторые строевые приёмы можно проводить в парах, когда один подаёт команду, а второй её выполняет.
- Строевые упражнения выполняются дошкольниками с предметами. Они сопровождаются музыкой, речёвками, песнями.
- Ребёнок младшего и среднего возраста выполняет различные команды педагога, воспринимает пространственную терминологию с ориентировкой на предмет, в старших группах – без ориентира.