1. Мотивация. Музыкальное приветствие. Эмоциональный настрой | Организация учебной мотивации Учащиеся входят в класс под песню «Веселый музыкант» Музыка Аркадия Филиппенко Слова Татьяны Волгиной Настраивание учащихся на деятельность. «Мы урок начнём с разминки, выпрямляем свои спинки. Влево вправо повернитесь и друг другу улыбнитесь». «Здравствуй те, ребята!» Вот и снова наш урок, прозвенел уже звонок. Что нам сделать, как нам быть, чтоб урок наш не забыть? Вы работать все должны! Не скучать и не шалить. Не ворчать и не хитрить, Все заданья выполнять и тогда получишь «пять». Слушать и запоминать петь, играть и танцевать Думать спорить говорить фантазировать творить Учиться так старательно и слушать так внимательно Смеяться заразительно и петь так выразительно! От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. | Выполняют задания Приветствуют учителя. «Здравствуйте!». | Предметные: Мотивируются на активную деятельность. Личностные: -развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; -учатся слушать вопросы и отвечать на них. -развитие эстетических чувств. Коммуникативные: -планирование сотрудничества с учителем и сверстниками; -ориентация на позицию партнёра в творческом общении. Регулятивные: -настраивание учащихся на успешную деятельность. |
2.Актуализация знаний (повторение). | Задаёт вопрос, проводит распевание класса. Какая песня звучала, когда вы входили? Чтобы спеть нам песню, что нам нужно сделать? Правильно, нам необходимо разогреть наши связки. Какие инструменты были у весёлого музыканта? А какие инструменты вы ещё можете назвать? Какие инструменты вы видите? Слайд №3, 4 К какой группе относятся, как извлекается звук? Слайд № 5, 6 | Угадывают песню, распевание. Гимнастика для дыхания. Распевание класса на звуки- «ми, ме, ма, мо, му... Слайд №1 Исполнение учащимися песни «Весёлый музыкант» с показом игры на инструментах. Слайд №2 Перечисляют названия инструментов. Называют инструменты, отвечают на вопросы. | Личностные: - выражение в музыкальном исполнительстве своих чувств и настроений: -формирование интереса к изучению новой темы урока. Регулятивные: -закрепление полученных ранее знаний. -планирование работы в соответствии с поставленной задачей. -оценивание правильности выполненного действия. Коммуникативные: -выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в работе Познавательные: Воплощать художественно-образное содержание в действии, работают в группе. Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл прослушанного произведения. |
4.Открытие нового знания | Слайд № 8 Сегодня, мне хочется познакомить вас со струнно-смычковым инструментом? Вам известен этот инструмент? С группой струнных инструментов. Чего не хватает? Почему так называют их струнно-смычковые инструменты. Слайд № 9, 10, 11,12,13, 14, 15, 16 На экране вы видите картину с инструментами. Давайте внимательно посмотрим и скажем знаком нам этот инструмент или нет. Слайд №17, 18 Владимир Спиваков сыграл в Перми на скрипке Страдивари (32 секунды) https://www.youtube.com/watch?v=SVa43ReI55c Сейчас мы познакомимся с мастером скрипок. Слайд №19 Сказка об Антонио Страдивари. В XVII веке в итальянском городе Кремоне,— рассказывает одна старинная легенда,—волшебник, проходя мимо маленького домика, услышал изумительные по красоте музыкальные звуки. Он вошёл внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной. — Подари мне эту скрипку, и я выполню любое твоё желание,—сказал волшебник. — Я хочу жить вечно,— ответил юноша. — Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрёшь. — Я согласен! Шли годы. Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к тысяче (делались не только скрипки, но и виолончели, альты, лютни, контрабасы, гитары), он вдруг заболел. Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника и добавил: - Теперь я могу умирать. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому что я им отдал свою душу, всю свою жизнь. Имя этого мастера известно всему миру — Антонио Страдивари. Изготовить смычковый инструмент – тяжелый труд и большое искусство. В маленькой скрипке - более 40 деталей. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос. Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой «талией». Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. (Рассказ о Н. Паганини). Музыкант - легенда, публика приходила в восторг, когда смычок итальянского скрипача касался струн. Он раскрыл многие возможности скрипки для других музыкантов. Сочинял сам музыку, которая была очень сложна для других скрипачей. Его искусство исполнения было столь необычным, что приписывалось силе дьявола. Только настоящий музыкант знает, что его игра - это музыкальная смелость, изобретательность, мастерство, огромный неустанный труд. Но у церкви были насчёт этого совершенно другие доводы и мысли. Его считали безбожником, говорили, что он продал душу дьяволу. А его непропорциональное тело: огромные руки, невысокий рост, лишь добавляли таинственности его образу. - Обратите внимание, как художники показали образ музыканта. Каким они увидели его? (Работа с репродукцией картины С. Коненкова «Паганини»). - Ребята, а сейчас мы послушаем произведение Н. Паганини, и поработаем с нашими словарями эмоциональных терминов. Слайд № 20, 21, 22 (Слушание произведения Н. Паганини «Каприс № 24»). Vanessa Mae Paganini 24 Caprice эстрадная обработка https://www.youtube.com/watch?v=Dxfh-dlTH3M - Скажите, звучание какого инструмента вы услышали? - Какая музыка была по характеру? - Может ли это произведение сыграть ученик 2 или 3 класса музыкальной школы? Почему? Действительно, сейчас прозвучала инструментальная пьеса виртуозного характера, которая требует от артиста безукоризненной техники. Виртуоз – всякий, кто делает своё дело ловко, великолепно, блестяще, быстро. Очень интересно и необычно название этого жанра. Каприс- от итал. Capriccio- каприз, прихоть. Вы, капризничаете иногда? Вы готовитесь к своему капризу заранее? Можете ли вы сдержать свои эмоции при капризе? Так и в музыке - всплеск эмоций, творческий полёт, яркие краски, свобода и задумчивая меланхоличность- всё это сочетается в жанре «Каприс». Основная особенность - свободная форма. Жанр был известен в 17 веке, но популярен стал в 19 веке. История про Н. Паганини. Однажды, бродя по улочкам Вены, Паганини встретил старого нищего музыканта, над которым потешались прохожие. Три струны на его скрипке были порваны, и он не мог больше играть. У великого артиста было доброе, благородное сердце. Паганини протиснулся сквозь толпу насмешников, подошел к бедному старику и, взяв у него скрипку, на которой оставалась одна-единственная струна, заиграл так великолепно, что со всех сторон на мостовую со звоном полетели монеты. Можем ли мы назвать виртуозом Н. Паганини? Самые знаменитые скрипачи 21-22 столетия Слайд № 23 А сейчас мы послушаем как классическую музыку исполняют дети: Слайд № 24 6 летний Lucas Wecker П. И. Чайковский «Неаполитанская песенка» https://www.youtube.com/watch?v=sJCgiVVpVCw Слайд 25 А.Вивальди Шторм Елец Вика https://www.youtube.com/watch?v=zzFg_nKxszI | Ответы учащихся. | Личностные: -формирование целостного взгляда на историю происхождения музыкальных инструментов. Регулятивные: -формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания, развитие образно-ассоциативного мышления на основе активного, прочувствованного восприятия музыки. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе Познавательные: Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения Познавательные: - самостоятельный поиск и выделение информации; - осознанное построение речевого высказывания; - углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковский и «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди; - овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения; Предметные: -формирование основ уважительного отношения к музыкальной культуре, осознание национальной принадлежности, формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Коммуникативные: - работа в коллективе. Познавательные: -умение воплощать художественно-образное содержание в действии, работают в группе, излагают свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл прослушанного произведения. Предметные: -формирование основ уважительного отношения к музыкальной культуре, осознание национальной принадлежности, Личностные: -сотрудничество учитель – сверстники, формирование представлений о необходимости чередования видов деятельности для снятия напряжения |
6.Первичное закрепление | Предлагаю разделиться на 4 группы. И поиграть в игры. Какая группа выполнит задание первая - поднимает руки и отвечает «Лабиринт» Слайды № 27, 28 «Четвёртый лишний» Слайды № 29, 30, 31, 32 «Найди 5 отличий» Слайд № 33 Какую скрипку вы сейчас только что видели на слайде? Да, электронную. Слайд №34 Составь рассказ. Слайд № 35, 36 | Ищут ответы на вопросы, используя знания, полученные на уроке. | Познавательные: - расширение представлений о великих мастерах и исполнителях скрипичной музыки; - овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального и художественного произведения; - знакомство с музыкальным жанром «Каприс». Регулятивные: - осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит дальнейшему усвоению. Коммуникативные: - умение слушать; - умение красиво, образно и грамотно преподносить полученную ранее информацию; - участие в коллективном обсуждении проблем урока. Личностные: - осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться; - понимание эмоциональной силы музыки. |
8.Вокально-хоровая работа | Слайд № 37 Разучивание новой Норвежской народной песни «Волшебный смычок» Вступительная беседа к песне. Объявление песни. Вопросы: Где находится Норвегия? А что вы знаете об этой стране? Какой композитор жил в этой стране? Какой инструмент, по-вашему, должен сопровождать исполнение этой песни? Показ песни. Исполнение песни. Перед 3 куплетом: Как вы думаете, продаст он скрипку? А почему? Ведь богач предлагает ему взамен амбар хлеба. Что больше - амбар хлеба или скрипка? 3. Анализ песни. 4. Разучивание песни. Пришёл к нам в село, музыкант-старичок, В руках музыканта - волшебный смычок. Ударил по струнам, сбежался народ - Танцует, играет, смеётся, поёт.
Шёл мимо богач, услыхал скрипача, и вспыхнула зависть в душе богача. "Продай свою скрипку, ты беден и стар, Я дам за неё тебе - хлеба амбар."
"Я скрипку свою, не продам никому. Нужна эта скрипка не мне одному, Под звуки её веселится народ, Танцует, играет, смеётся, поёт." О ком поётся? - Почему смычок волшебный? - Что предложил богач? - Отдал бедный старик скрипку? - Почему? | Коллективно-исполнительская деятельность. Отвечают на вопросы. Исполняют песню. | Познавательные УУД: - знакомство с мелодией и словами новой песни. Коммуникативные: - взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности; - участие в хоровом исполнении музыкального произведения. Личностные: - формирование исполнительских навыков; - воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений. |
8.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по коллективно созданному эталону. | (Проверяет, усвоен ли учебный материал). Перед вами тесты по теме нашего урока. Возьмите листочки и попробуйте выполнить их. Если вы согласны с утверждением в тесте, то напротив него ставите знак плюс (+), если не согласны – знак минус (-). Слайд № 38 Тест. 1.Скрипка – это струнный смычковый инструмент… 2.Родина скрипки – Россия… 3.Чайковский – великий итальянский мастер, делавший скрипки… 4.Автор музыкальной пьесы «Гроза» из цикла «Времена года» - А. Вивальди… 5. Никколо Паганини – гениальный итальянский скрипач и композитор… 6. Основная особенность жанра «Каприс» в музыке – это всплеск эмоций, творческий полёт, свободная форма… Ответы. + – – + + + - Если у вас нет ошибок, то поставьте себе «5»; если 1-2 ошибки, то поставьте – «4»; Если ошибок оказалось больше двух, то не расстраивайтесь, вы сможете повторить данный материал дома. | Работают с тестами по теме урока, определяя верность или неверность утверждений. (Самостоятельная работа). Взаимопроверка по коллективно созданному эталону. (Обсуждение правильных ответов). Оценивание собственных работ. | Познавательные: - развитие умения осмысливать полученную информацию. Регулятивные: - умение сравнивать выполнение работы с заданным эталоном; - осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению; - оценивание качества усвоения. Коммуникативные: - взаимодействие в процессе проверки результатов выполнения работы. Личностные: - формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности. |
9. Рефлексия деятельности (итог урока) осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. | - Удалось ли решить поставленную задачу? - Кто оцениваете свою работу на «5», а на «4»? - А работу класса в целом? Разговор о скрипке мы продолжим в старших классах, и узнаем ещё немало интересного. «Неторопливо, не спеша скрипичный мастер скрипку ладит. Прорежет эфы, чуть дыша, смычок подтянет, гриф погладит, Поправит деку, завиток, покроет лаком осторожно. Теперь он сделал всё, что мог, теперь играть на скрипке можно! Пой, королева, смейся, плачь, твой голос и стан твой строен, Какой счастливчик твой скрипач, пусть будет он тебя достоин!» На доске у меня нарисован нотный стан. Слайд 39, 40, 41 Если кому - то понравился урок, то прикрепите нотку весёлую, если нет, то прикрепите нотку грустную. | Ответы детей. Оценивание собственных работ. | Регулятивные: - осмысление своих действий и самооценка. Коммуникативные: - умение полно и точно выражать свои мысли. Личностные: - смыслообразование. |