Пояснительная записка
Программа курса с будущими первоклассниками составлена на основе переработанной программы «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой
Программа «Предшкольная пора», направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 1) мотивация на учебу;
развитие произвольности;
сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
развитие пространственных представлений;
умение фантазировать;
5) проявление самостоятельности.
Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:
социальная цель – обеспечение возможности единого старта первоклассников;
педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Задачи:
организация процесса обучения, воспитание и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации в школе.
Результатом реализации программы является развитие у детей:
наблюдательности и коммуникативных способностей;
произвольного внимания;
зрительной, слухоречевой памяти;
тонкой и грубой моторики;
активизации воображения;
способности логически мыслить;
пространственных представлений;
способности адекватно оценивать свою работу.
Предлагаемая программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
По форме организации все игры и упражнения можно разделить:
Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.
Все занятия программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа с раздаточным материалом, подвижная игра, рефлексия.
Занятия рекомендуется проводить с группой детей (6-8 человек). Продолжительность занятия 30 минут. Занятия проводятся 1раз в неделю (по субботам) учителем начальных классов.
Продолжительность обучения – 30 недель (с октября по май). Общее число занятий – 90 часов.
«Познаем мир» - 30 часов
«Учимся думать, размышлять, фантазировать» - 30 часов
«Учимся родному языку» - 30 часов
Режим занятий
1занятие – 09.00 – 09.30
занятие – 09.40 – 10.10
занятие – 10.20 – 10.50
Тематика занятий.
«Познаем мир»
Давайте познакомимся. 1 час
Объединение предметов в группы по различным признакам. 1 час
Пространственные отношения между предметами. 1 час
Как я выгляжу. Внешний вид человека. 1 час
Что такое «хорошо» и что такое «плохо». 1 час
Моя любимая игрушка. 1 час
Понятия вчера, сегодня, завтра. 1 час
Явления природы. 1 час
Времена года и их основные признаки. 1 час
Растения и животные. 1 час
11 Правила дорожного движения. 1 час
12. Профессии моих родителей. 1 час
13.Овощи. Фрукты.1 час
14.Семья.1 час
15.Дом и двор.1 час
16. Друзья.1 час
17.Режим дня. 1 час
18.Земля- наш общий дом.1 час
19. Насекомые.1 час
20.Птицы, перелётные птицы.1 час
21. В лесу.1 час
22. Вращение земли вокруг Солнца.1 час
23. Планеты солнечной системы.1 час
24. Части суток. Час, минута, секунда.1 час
25.Дни недели. 1 час
26. «12 месяцев» 1 час
27. История моей страны. Гимн, герб и флаг России.1 час
28. Мебель. 1 час
29. Одежда, обувь. 1 час
30. На кухне. Чайная, столовая и кухонная посуда. 1 час
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать».
Множества. Один. Много. 1 час
Соответствие между элементами двух множеств. 1 час
Количество. 1 час
Счет от 1 до10. 1 час
Прямой и обратный счет. 1 час
Сравнение предметов по признакам. 1 час
Равенства и неравенства предметов. 1 час
Понятие «последующее, предыдущее» число. 1 час
Сложение и вычитание. 1час
Задачи – игры. 1 час
Классификация и обобщение предметов. 1 час
Составление фигур из частей. 1 час
Понятия «больше», «меньше», «равно». 1 час
Геометрические фигуры: круг, квадрат. 1 час
Количество и счёт. Число и цифра 2. 1 час
Сравнение предметов по величине (длиннее-короче, шире-уже) 1 час
Сравнение чисел. 1 час
Ориентация во времени: позже, сначала.потом. 1 час
Количество и счёт. Число и цифра 3. Состав числа 3. 1 час
Количество и счёт. Число и цифра 4. Состав числа 4. 1 час
Сравнение предметов по массе, по размеру. 1 час
Количество и счёт. Число и цифра 5. Состав числа 5. 1 час
Количество и счёт. Число и цифра 6. Состав числа 6. 1 час
Пространственные отношения: на, над, под. 1 час
Количество и счёт. Число и цифра 7. Состав числа 7. 1 час
Количество и счёт. Число и цифра 8. Состав числа 8. 1 час
Пространственные тела: куб. шар. 1 час
Количество и счёт. Число и цифра 9. Состав числа 9. 1 час
Количество и счёт.Число 10. Состав числа 10. 1 час
Ориентация на листе бумаги: правый. Левый угол,верхний, нижний угол,центр листа. 1 час
«Учимся родному языку».
Наша речь. Составление рассказа. 1 час
Слово и предложение. 2 часа
Волшебные слова вокруг нас. 1 час
В мире звуков.Формирование представления о звуках. 2 часа
Звук и буква. 2 часа
Гласные звуки. 3 часа
Согласные звуки. 3 часа
Мягкий и твёрдый согласный. 2 часа
Звонкий и глухой согласный. 2 часа
Игры со словами и звуками. 2 часа
Шипящие звуки. 2 часа
Слоги. Ударение. 2 часа
Чтение слогов. 3 часа
Звуковые схемы. 3 часа
Содержание программы
«Познаем мир»
(30 ч)
Предметный мир
Наблюдать основные свойства разных предметов (игрушек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В бытовых ситуациях и в специальных упражнениях, играх определять предмет по запаху, вкусу и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материалов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать назначение предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).
Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине, материалу и др.) Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).
Определять форму предметов (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар), ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше\меньше, один\много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по одному предмету.
Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, помещении детского сада (школы). Ориентироваться на улице: находить свой дом относительно остановки транспорта; знать дорогу в детский сад (в школу). Ориентироваться в помещении (находить музыкальный, спортивные залы, медицинский кабинет и др.).
В процессе упражнений, игр выполнять несложные задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве (направо\налево, сзади\впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с определением пространственных отношений между предметами (расположение мебели, окон, дверей, предметов быта по отношению друг к другу).
Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон (например, арбуз – шар; окно – прямоугольник), называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторона, вершина).
Определять величину предмета, измерять с помощью других предметов – мерки. Знать значение слов «Вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недавно», «долго\недолго», «еще будет» и др.
Природа
Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен года, называть основные признаки сезона. Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.
Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).
Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Овладеть некоторыми умениями по уходу за животными и растениями. Знать и соблюдать правила поведения в природе.
Общество
Знать название родного города, страны, столицы. Наблюдать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).
На основе чувственного опыта или наглядного материала наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спокойно сидеть и т.д.)
Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия некоторых профессий людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий.
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать».
(30ч)
В процессе практической деятельности с предметами устанавливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше\меньше», «больше\меньше на столько-то», уравнивать множества(удалить или добавить элементы); измерять величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1, - 1).
Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3 – это 2 и 1» или «3 – это 1 и 1и 1»). Определять при счете направления движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий».
Подбирать множество к числу и число к множеству; использовать различные средства изображения при выполнении арифметических и логических операций.
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.
Учить обдумывать действия в начале своей работы, элементарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.
«Учимся родному языку»
(30ч)
При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).
Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).
Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта – игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления.
Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять небольшие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.
В процессе общения пополнять активный словарь словами,
характеризующими качества и свойства предметов
В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.
Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).
Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т.п.
Читать слоги, структурно несложные слова и предложения. Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.
Требования к результатам обучения
По окончании программы будущий первоклассник должен уметь:
Составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на слова, членить слова на слоги;
· находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове;
· уметь отвечать на вопросы, строя сложные предложения разных видов; · составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта;
· заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.
Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
· соотносить цифру с числом предметов;
· пользоваться арифметическими знаками действий; · измерять длину предметов с помощью условной меры;
· ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Распознавать знакомые растения и животных на рисунке и в природе;
· перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
· называть основные признаки времен года.
Уметь владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования · лепить разными способами небольшие фигурные группы из 2-3 фигур, передавая пропорции и динамику;
· делать разметку по шаблону и вырезать геометрические фигуры; · составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм, владеть основными приёмами выполнения аппликации;
· выполнять физические упражнения из разных позиций чётко, ритмично, в заданном темпе, по словесной инструкции.
По окончании программы у ребенка должны сформироваться:
· четкая структура полученных знаний;
· позитивное отношение к учебной деятельности; · желание и умение организовывать свое время;
· навыки нравственного отношения к школе.
Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»
Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать»
Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»
Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»
Щербакова Е.И. Знакомимся с математикой»
Куликова Т.А. «Что, где, почему?»
Козлова С.А. «Отправляемся в путешествие»
Салмина Н.Г «Учимся думать»
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами»
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе»
Виноградова Н.Ф. «Придумай и расскажи»