СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предшкольная пора для детей 6-7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлено планирование работы с дошкольниками.

Просмотр содержимого документа
«Предшкольная пора для детей 6-7 лет»



Пояснительная записка

Программа курса с будущими первоклассниками составлена на основе переработанной программы «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой

Программа «Предшкольная пора», направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 1) мотивация на учебу;

  1. развитие произвольности;

  2. сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

  3. развитие пространственных представлений;

  4. умение фантазировать;

5) проявление самостоятельности.

Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:

социальная цель – обеспечение возможности единого старта первоклассников;

педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Задачи:

организация процесса обучения, воспитание и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации в школе.

Результатом реализации программы является развитие у детей:

  1. наблюдательности и коммуникативных способностей;

  2. произвольного внимания;

  3. зрительной, слухоречевой памяти;

  4. тонкой и грубой моторики;

  5. активизации воображения;

  6. способности логически мыслить;

  7. пространственных представлений;

  8. способности адекватно оценивать свою работу.

Предлагаемая программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

По форме организации все игры и упражнения можно разделить:

  • групповые;

  • индивидуальные;

Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.

Все занятия программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа с раздаточным материалом, подвижная игра, рефлексия.

Занятия рекомендуется проводить с группой детей (6-8 человек). Продолжительность занятия 30 минут. Занятия проводятся 1раз в неделю (по субботам) учителем начальных классов.

Продолжительность обучения – 30 недель (с октября по май). Общее число занятий – 90 часов.

«Познаем мир» - 30 часов

«Учимся думать, размышлять, фантазировать» - 30 часов

«Учимся родному языку» - 30 часов

Режим занятий

1занятие – 09.00 – 09.30

  1. занятие – 09.40 – 10.10

  2. занятие – 10.20 – 10.50

Тематика занятий.

«Познаем мир»

  1. Давайте познакомимся. 1 час

  2. Объединение предметов в группы по различным признакам. 1 час

  3. Пространственные отношения между предметами. 1 час

  4. Как я выгляжу. Внешний вид человека. 1 час

  5. Что такое «хорошо» и что такое «плохо». 1 час

  6. Моя любимая игрушка. 1 час

  7. Понятия вчера, сегодня, завтра. 1 час

  8. Явления природы. 1 час

  9. Времена года и их основные признаки. 1 час

  10. Растения и животные. 1 час

11 Правила дорожного движения. 1 час

12. Профессии моих родителей. 1 час

13.Овощи. Фрукты.1 час

14.Семья.1 час

15.Дом и двор.1 час

16. Друзья.1 час

17.Режим дня. 1 час

18.Земля- наш общий дом.1 час

19. Насекомые.1 час

20.Птицы, перелётные птицы.1 час

21. В лесу.1 час

22. Вращение земли вокруг Солнца.1 час

23. Планеты солнечной системы.1 час

24. Части суток. Час, минута, секунда.1 час

25.Дни недели. 1 час

26. «12 месяцев» 1 час

27. История моей страны. Гимн, герб и флаг России.1 час

28. Мебель. 1 час

29. Одежда, обувь. 1 час

30. На кухне. Чайная, столовая и кухонная посуда. 1 час

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать».

  1. Множества. Один. Много. 1 час

  2. Соответствие между элементами двух множеств. 1 час

  3. Количество. 1 час

  4. Счет от 1 до10. 1 час

  5. Прямой и обратный счет. 1 час

  6. Сравнение предметов по признакам. 1 час

  7. Равенства и неравенства предметов. 1 час

  8. Понятие «последующее, предыдущее» число. 1 час

  9. Сложение и вычитание. 1час

  10. Задачи – игры. 1 час

  11. Классификация и обобщение предметов. 1 час

  12. Составление фигур из частей. 1 час

  13. Понятия «больше», «меньше», «равно». 1 час

  14. Геометрические фигуры: круг, квадрат. 1 час

  15. Количество и счёт. Число и цифра 2. 1 час

  16. Сравнение предметов по величине (длиннее-короче, шире-уже) 1 час

  17. Сравнение чисел. 1 час

  18. Ориентация во времени: позже, сначала.потом. 1 час

  19. Количество и счёт. Число и цифра 3. Состав числа 3. 1 час

  20. Количество и счёт. Число и цифра 4. Состав числа 4. 1 час

  21. Сравнение предметов по массе, по размеру. 1 час

  22. Количество и счёт. Число и цифра 5. Состав числа 5. 1 час

  23. Количество и счёт. Число и цифра 6. Состав числа 6. 1 час

  24. Пространственные отношения: на, над, под. 1 час

  25. Количество и счёт. Число и цифра 7. Состав числа 7. 1 час

  26. Количество и счёт. Число и цифра 8. Состав числа 8. 1 час

  27. Пространственные тела: куб. шар. 1 час

  28. Количество и счёт. Число и цифра 9. Состав числа 9. 1 час

  29. Количество и счёт.Число 10. Состав числа 10. 1 час

  30. Ориентация на листе бумаги: правый. Левый угол,верхний, нижний угол,центр листа. 1 час



«Учимся родному языку».

  1. Наша речь. Составление рассказа. 1 час

  2. Слово и предложение. 2 часа

  3. Волшебные слова вокруг нас. 1 час

  4. В мире звуков.Формирование представления о звуках. 2 часа

  5. Звук и буква. 2 часа

  6. Гласные звуки. 3 часа

  7. Согласные звуки. 3 часа

  8. Мягкий и твёрдый согласный. 2 часа

  9. Звонкий и глухой согласный. 2 часа

  10. Игры со словами и звуками. 2 часа

  11. Шипящие звуки. 2 часа

  12. Слоги. Ударение. 2 часа

  13. Чтение слогов. 3 часа

  14. Звуковые схемы. 3 часа

Содержание программы

«Познаем мир»

(30 ч)

Предметный мир

Наблюдать основные свойства разных предметов (игрушек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В бытовых ситуациях и в специальных упражнениях, играх определять предмет по запаху, вкусу и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материалов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать назначение предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).

Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине, материалу и др.) Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).

Определять форму предметов (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар), ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше\меньше, один\много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по одному предмету.

Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, помещении детского сада (школы). Ориентироваться на улице: находить свой дом относительно остановки транспорта; знать дорогу в детский сад (в школу). Ориентироваться в помещении (находить музыкальный, спортивные залы, медицинский кабинет и др.).

В процессе упражнений, игр выполнять несложные задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве (направо\налево, сзади\впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с определением пространственных отношений между предметами (расположение мебели, окон, дверей, предметов быта по отношению друг к другу).

Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон (например, арбуз – шар; окно – прямоугольник), называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторона, вершина).

Определять величину предмета, измерять с помощью других предметов – мерки. Знать значение слов «Вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недавно», «долго\недолго», «еще будет» и др.

Природа

Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен года, называть основные признаки сезона. Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.

Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).

Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Овладеть некоторыми умениями по уходу за животными и растениями. Знать и соблюдать правила поведения в природе.

Общество

Знать название родного города, страны, столицы. Наблюдать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).

На основе чувственного опыта или наглядного материала наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спокойно сидеть и т.д.)

Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия некоторых профессий людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий.

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать».

(30ч)

В процессе практической деятельности с предметами устанавливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше\меньше», «больше\меньше на столько-то», уравнивать множества(удалить или добавить элементы); измерять величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1, - 1).

Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3 – это 2 и 1» или «3 – это 1 и 1и 1»). Определять при счете направления движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий».

Подбирать множество к числу и число к множеству; использовать различные средства изображения при выполнении арифметических и логических операций.

Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.

Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.

Учить обдумывать действия в начале своей работы, элементарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.

«Учимся родному языку»

(30ч)

При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).

Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).

Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта – игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления.

Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять небольшие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.

В процессе общения пополнять активный словарь словами,

характеризующими качества и свойства предметов

В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.

Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.

Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).

Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т.п.

Читать слоги, структурно несложные слова и предложения. Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.

Требования к результатам обучения

По окончании программы будущий первоклассник должен уметь:

  1. Составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на слова, членить слова на слоги;

· находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове;

· уметь отвечать на вопросы, строя сложные предложения разных видов; · составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта;

· заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.

  1. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

· соотносить цифру с числом предметов;

· пользоваться арифметическими знаками действий; · измерять длину предметов с помощью условной меры;

· ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

  1. Распознавать знакомые растения и животных на рисунке и в природе;

· перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

· называть основные признаки времен года.

  1. Уметь владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования · лепить разными способами небольшие фигурные группы из 2-3 фигур, передавая пропорции и динамику;

· делать разметку по шаблону и вырезать геометрические фигуры; · составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм, владеть основными приёмами выполнения аппликации;

· выполнять физические упражнения из разных позиций чётко, ритмично, в заданном темпе, по словесной инструкции.

По окончании программы у ребенка должны сформироваться:

· четкая структура полученных знаний;

· позитивное отношение к учебной деятельности; · желание и умение организовывать свое время;

· навыки нравственного отношения к школе.

Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»

Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать»

Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»

Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»

Щербакова Е.И. Знакомимся с математикой»

Куликова Т.А. «Что, где, почему?»

Козлова С.А. «Отправляемся в путешествие»

Салмина Н.Г «Учимся думать»

Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами»

Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе»

Виноградова Н.Ф. «Придумай и расскажи»