СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы мотивации на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведены примеры использования педагогических технологий для повышения мотивации на уроках химии

Просмотр содержимого документа
«Приемы мотивации на уроках химии»

Приемы мотивации на уроках химии

(из опыта работы)

Реальный смысл учения

определяется не целями,

а мотивами, отношением

школьников к предмету

Н.Ф. Талызина


Мотивами называются мысли, стремления и чувства человека, связанные с осознанием им тех или иных потребностей и побуждающие его к определённой деятельности. В любой деятельности ученика может интересовать или сам процесс деятельности, или её конечный результат.

Для повышения мотивации использую следующие педагогические технологии.

Технология проблемного обучения. Учитель ставит проблему, подводит учащихся к её решению.

Так, например, при изучении темы «Глюкоза» проводим опыты: глюкоза реагирует с оксидом серебра (реакция «серебряного зеркала»), а также окисляется гидроксидом меди (II) – выпадает красный осадок. По результатам опытов ребята выясняют, какие функциональные группы имеются в ее строении, записываем формулу вещества.

Технология разноуровневого обучения.

При повторении темы «Основные классы неорганических соединений» провожу проверочную работу по уровням:

Вариант 1. (Включает задания репродуктивного уровня).

Поставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях:

1) Zn + O2 → Zn O; 2) Fe + Cl2 → FeCl3

Вариант 2. (Включает задания частично-поискового уровня познавательной деятельности учащихся). Напишите уравнения, поставьте пропущенные коэффициенты:

1) Mg + ? → Mg O; 2) ? + Cl2 → Al Cl3

Вариант 3. (Включает задания исследовательского уровня познавательной деятельности учащихся). Напишите названия веществ и уравнения реакций, с помощью которых их можно получить:

1) FeCl2 ; 2) ZnCl2 ; 3) P2 O5

Технология игрового обучения.

Она способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. В своей практике я часто использую игровые технологии, провожу уроки – игры. Например, в качестве итогового урока провожу игру-КВН: «Парад элементов».

Также использую интерактивные методы.

«Наглая ложь» (работа для групп из 4-6 человек). Читается текст, где среди правильных утверждений, внесены ложные подстановки. Необходимо найти «наглую ложь»

«Верю – не верю».

Учитель задает вопросы, учащиеся фиксируют знаком «+» свое согласие и, соответственно, знаком «-» - несогласие с утверждением. Условие – все вопросы начинаются со слов «Верите ли вы, что…»

Например, вопросы по теме «Кислород»

Верите ли вы, что…

1. В промышленности получают из воздуха.

2. Хорошо растворим в воде.

3. Применяют в качестве топлива…

«В поисках истины» (работа для групп из 4-6 человек). Предлагаются для групп вопросы, на которые необходимо, после обсуждения, дать исчерпывающие ответы.

Задание 1

Как поместить яйцо в молочную бутылку? (Ответ. Сначала помещают яйцо в пищевой 9% раствор уксуса на сутки, при этом скорлупа его, состоящая из СаСОз, станет мягкой. Затем в молочную бутылку налить раствор Na2СО3) и слегка сдавить яйцо, которое стало похожим на резиновое, протолкнуть сквозь горлышко бутылки.)

Задание 2

При попадании азотной кислоты на кожу и ногти появляется желтое окрашивание. Чем оно вызвано? (Ответ. Это ксанто-протеиновая реакция, так как протеин - это белок.)

«Перевертыши». Попытайтесь правильно прочитать положения теории А. М. Бутлерова, зашифрованные в высказываниях. Необходимо не только назвать эти положения теории, но и дать им точное определение.

«Молекулы вне вещества находятся в беспорядке, в несоответствии с их степенью окисления. Кремний в чистом виде имеет неопределенную степень окисления».

(Ответ. Это второе положение теории Бутлерова. «Атомы в молекулы соединены не в беспорядке, а в определенной последовательности, согласно их валентности. Углерод в соединениях 4-валентен».)

Интересен для учащихся прием «чёрного ящика», как в передаче «Что? Где? Когда?». Ребятам задается загадка о веществе, которое будет изучаться на уроке. Изучая щелочные металлы, можно сказать о них следующие слова:

Они настолько легки, что бегают по поверхности воды,

Они настолько мягки, что режутся ножом,

Они настолько активны, что их содержат под слоем керосина.

Кто скрываются в этом ящике, и почему

речь идёт о целой группе веществ?

Есть интрига, учащиеся думают и тут же запоминают три свойства (легкие, мягкие, активные) этих веществ.