Освоение учащимися исследовательских умений и навыков должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности учащихся.
Обучать учащихся умениям и навыкам проводить исследования необходимо не в ходе самого процесса исследовательского поиска, а с помощью тренинга по развитию исследовательских способностей учащихся по образовательной программе, выстроенной в соответствии с идеей исследовательского обучения, начиная с начальной школы по принципу «концентрических кругов», в средней школе и в старших классах.
При сохранении общей направленности задания должны усложняться от класса к классу.
Многие задания могут решаться неоднократно детьми разного возраста. В данных случаях необходимо менять глубину и объем решения проблемы. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные элементы учебные приемы, формирующие навыки исследовательской деятельности учащихся.
По содержанию элементов исследовательской деятельности такие уроки могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т. д. Необходимо систематически кропотливо работать над тем, чтобы учащиеся могли ясно и четко формулировать понятия, задавать вопросы, ставить цель, планировать, выдвигать гипотезы и т. д. Полученный детьми в результате этой работы опыт станет хорошей базой для развития исследовательских способностей.
Рассмотрим примеры некоторых приемов, способствующих развитию исследовательских способностей учащихся приемы, направленные на формирование целеполагания: В структуре урока этап целеполагания занимает ведущее место: учитель создаёт условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания, а не транслирует свою цель.
На данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Примеры использования приемов целеполагания на уроках изучения нового материала.
Урок математики в 5 классе.
Тема урока: Решение уравнений.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Учитель предлагает вспомнить виды уравнений; основные правила решения уравнений. Что называется уравнением?
Что такое корень уравнения?
Какие из выражений являются уравнениями?
Что значит решить уравнение?
Как называются компоненты при сложении?
Как найти неизвестное слагаемое?
Как называются компоненты при вычитании?
Как найти неизвестное уменьшаемое?
Как найти неизвестное уменьшаемое?
Как называются компоненты при умножении?
Как найти неизвестный множитель?
Как найти неизвестный делитель?
Как найти неизвестное делимое?
Обучающиеся вспоминают основные определения, касающиеся линейных уравнений, аргументируют решения основных видов уравнений, изученных в 4 классе
a + 25 = 81
x — 135 = 226
117:y=9
150 — b = 75
3x=15
Определяют, какие выражения относятся к уравнениям и поясняют почему.
Отвечают на поставленные вопросы учителя.
Ученики высказывают различные мнения, но сталкиваются при этом с недостаточностью знаний для ответа на некоторые вопросы.
Учитель: «Какова тема сегодняшнего урока?»
Дети формулируют тему «Уравнения».
Приемы создания проблемных ситуаций введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.
Пример.
В понимании детей учитель — это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.
Тема «Решение уравнений».
Учитель решает быстро уравнение:
(3x + 7) · 2–3 = 17
6x + 14–3 = 17
6x = 17–14–3
6x = 0
x = 0
Естественно при проверке ответ не сходится. Проблемная ситуация. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат — внимательность и заинтересованность на уроке.
Приемы, формирующие умения планировать последовательность действий
Лабораторная работа по теме: «Вычисление длины окружности».
Определение числа π.
– взять бумажный круг, банку, стакан обвести по контуру на миллиметровую бумагу;
– измерить диаметр получившейся окружности, вычислить радиус; – опоясать окружность ниткой и измерить длину получившейся нити;
– найти отношение длины окружности к ее диаметру
Вычислить среднее арифметическое числа пи
Исследовательский метод помогает ученикам самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Каждый ребенок дарован от природы склонностью к познанию и исследованию окружающего мира. И правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков.