Выступление
на районном методическом объединении учителей начальных классов
«Современное понимание образовательных программ»
Протокол №2 ноябрь 2016 г.
Руководитель РМО
___________
.
Тема: «Приоритетные направления в преподавании русского языка по программе «Школа России»
Ваджибова Раида Аслановна,
учитель начальных классов
МКОУ «Межгюльская СОШ»
“ Приятная для слуха речь - своего рода музыка”.
Аристотель
Развитие речи – важная задача при обучении языку.
Речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения (коммуникации).
Есть два основных пути развития речи:
Во–первых, развитие речи осуществляется в процессе применения языка в практической деятельности человека, при этом мы не только пользуемся уже имеющимися знаниями, умениями и навыками о языке, но и расширяем свои речевые возможности.
Во-вторых, развитие речи может осуществляться в ходе специально организованного обучения
Задачи учителя заключается в том, что необходимо:
обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
На современном этапе речь детей не просто нуждается в развитии, но и в коренном изменении и обогащении. Ребёнок к 7 годам обладает определённым словарным запасом. Но, к сожалению, запас этот не просто беден. В нём присутствуют слова-«паразиты» и нецензурная лексика. Это обусловлено современной ситуацией в обществе и семье. На школу и педагогов ложится наиважнейшая задача: не просто научить детей связной, грамотной речи, но и привить необходимость изъясняться красиво в любой ситуации. Ребёнок естественным образом должен уметь выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения - будь то урок, перемена, встреча с друзьями или разговор по телефону.
Поэтому одной из важнейших целей моей рабочей программы по русскому языку является: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи.
Работа начинается с первых встреч на занятиях в школе раннего развития и продолжается в течение всего обучения.
Артикуляция звуков, отчётливое произношение, умение управлять голосом, построение полных ответов, составление первых предложений, связных фраз, а затем текстов и т.д.
На каждом уроке ведётся кропотливая работа:
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Составление предложений из слов и словосочетаний, включение в предложение второстепенных членов, установление порядка предложений, восстановление деформированного текста – те виды работ, которые мы используем на уроках русского языка.
Во втором классе мы впервые работаем над сочинением. Сочинение-описание по картине В процессе рассматривания картины, устного описания, составления плана будущего сочинения и выделения основных частей текста я обращаю внимание учеников на грамотное строение предложений, использование слов для справок, включение в текст собственных мыслей и впечатлений.
Как показывает практика, устная работа даётся легче. Сложнее - с выражением мыслей на письме. Поэтому во время письменной работы учителем оказывается помощь. По желанию сложные моменты записываются детьми на черновик.
Согласно программы, учениками второго класса написано два сочинения-описания по картинам И.С. Остроухова «Золотая осень» и С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство».
Мы учим подрастающее поколение грамотно излагать свои мысли. Работа в этом направлении ведётся учителем на всех уроках.
Ипользованые материалы:
1. Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык»
УМК «Школа России»
2. http://www.myshared.ru/
Учитель начальных классов Ваджибова Р.А.