- с формировать представление о морфологических признаках притяжательных местоимений.
- содействовать развитию орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебных задач;
- развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия.
- воспитывать чувство любви к природе, уважения к богатству родного русского языка.
- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу.
- групповая.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент (1-2 мин.) | Приветствие учителя. -Давайте улыбнёмся друг другу и с прекрасным настроением начнём урок! -А работать мы сегодня будем на рабочих листах. (приложение 1) Для начала подпишем свои листы (записать фамилию, имя). Записываем число, классная работа. Слайд 1 | Подготовка рабочих мест. Знакомство с рабочим листом ученика: какие задания в листе, какие и сколько вопросы будут изучать, какая тема и цель урока? | Регулятивные УУД |
2. | Актуализация знаний УУД (5 минут) | Предлагает прослушать стихотворение. Отгадать загадку. Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. Шагает красавица, Легко земли касается. Идёт на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. -О чём речь? (о весне) Слайд 2 -А кто из вас любит весну? -А за что мы любим это время года? (солнце светит, распускаются цветы, деревья зеленеют) -Действительно, прекрасное время года. Я тоже очень люблю весну. Сегодня она станет нашим помощником. Слайд - На рабочем листе вы видите дерево.  Предлагает дорисовать весну. -Только дерево пока не трогайте, оно будет расти вместе нашими знаниями, полученными на уроке. | Слушают стихотворение. Отгадывают загадку. Анализируют. Рассуждают. Дают связные ответы на вопрос. Работают с рабочим листом. Выполняют задание. | Личностные УУД Познавательные УУД |
3. | Повторение (10 мин.) | 1. Предлагает работу с текстом. -Прочитаем текст. Внимание на слайд (приложение 2) Слайд 4 Что случилось с природой? Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил. Потрудилась Художница-Весна! У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе. Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку. Таким же цветом покрыла лес. Но впереди у Весны ещё столько работы. Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент. -О чём этот текст? (о весне) Тема? Основная мысль? -Почему же весна – художница? 2. Словарная работа. Слайд 5 -Какое слово вам незнакомо или мало знакомо? (орнамент) Что оно обозначает? (живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов) - Запишите его в тетрадь любым цветом. У меня на слайде вот такой орнамент. Разные орнаменты буду сопровождать нас весь урок. - Составьте предложение с этим словом. 3. Парная работа Слайд 8 1 вариант – выписать изученные местоимения, определить их падеж 2 вариант – выписать изученные местоимения, определить их синтаксическую роль. - Какой разряд попался? (личные) -Падежи (её -Р.п., она – Им.п., ей – Д.п.) -Синтаксическая роль (её, ей – дополнение, она – подлежащее) | Читают текст. Определяет тему текста (тема - приход весны), основную мысль (природа с приходом весны оживает), дают связные ответы (потому что раскрашивает всё во всевозможные цвета после белой зимы) Объясняют лексическое значение слова. Записывают в рабочий лист. Применяют слово в письменной речи, составляя с ним предложение. Работают в группе. Сообщают о результатах выполненной работы. Делают выводы. | |
4. | Объяснение нового материала (3 мин.) | Слайд 7 Обращает внимание на выделенные слова. -Они что-то обозначают? (нет, только указывают) На что указывают? (на принадлежность) Местоимения – притяжательные. Слайд 8. -Какова же цель нашего урока? Слайд 9 | Учащиеся пытаются самостоятельно дать определение притяжательным местоимениям на основе предложенных умозаключений. Ставят цели урока (познакомиться с притяжательными местоимениями, их значением, употреблением в речи), которые им необходимо достичь в течение урока | |
5. | Первичное закрепление (5 мин.) | - Итак, с какими местоимениями мы познакомились? (притяжательными) -Давайте напишем на стволе слово «притяжательные», чтобы дерево начало расти. Это его кора. - На какие вопросы отвечают? (чей?) -Напишем на веточке слово «чей?» и украсим её листочками. Какова их синтаксическая роль? (определение) -Выберем ещё одну веточку и напишем на ней слово «определение», тоже украсив листочками. Дерево оживает. -Для того чтобы определить морфологические признаки у местоимений, попробуем изменить их по падежам (изменяются), по родам (изменяются), по числам (изменяются). Используем оставшиеся веточки, пишем на них слова «род», «число», «падеж» и дорисовываем листву. -Какой вывод можем сделать? Наше дерево зазеленело и ожило. | Отмечают в рабочем листе притяжательные местоимения, вопрос, синтаксическую роль, падеж, род, число. Дорисовывают дерево, дополняя веточки листочками. Делают вывод (притяжательные местоимения изменяются по родам, лицам и числам, в предложении являются определением) | |
6. | Физкульминутка (3 мин.) | Предлагает выполнить физкультминутку -Русский народ с уважением и любовью говорил о весне, об этом свидетельствую многочисленные пословицы и поговорки. Если в пословице услышите притяжательное местоимение, поднимите руки вверх, если их не услышите – вытяните руки перед собой: Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает. Март морозом на нос садится. Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать. Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт. Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит. Одна ласточка весны не делает. Весна красна цветами, а осень снопами. Твоё хоть дороже, краснее, а свое мне милее. | Учащиеся на слух определяют наличие или отсутствие притяжательных местоимений, выполняя предложенные команды | |
7. | Закрепление изученного по теме (5 мин.) | Групповая работа Слайд 12 -Весна пробуждает в наших душах самые хорошие чувства, пробуждает нас к жизни. Много стихотворений посвящено этому чудесному времени года. Сейчас я буду зачитывать небольшие стихотворения. Предлагает найти притяжательное местоимение и записать в тетрадь. 1 ряд определяет род, 2 ряд-число, 3 ряд – падеж: Ступая осторожно в тишине По белым покрывалам февраля, Придет сегодня вечером ко мне Моя Весна, любимая моя. Она найдет дорогу и без карт, Стремительна, свободна и нежна. И к нам придет, когда наступит март... У каждого из нас - своя весна! Тепло на солнышке. Весна Берет свои права. В реке местами глубь ясна, На дне видна трава. Зима недаром злится, Прошла её пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. | Учащиеся находят местоимения, записывают их в рабочий лист. | |
8. | Итог урока (2-3 мин.) | Слайд 15 -С каким местоимением мы сегодня познакомились? -Что мы узнали о нём? -Как применяли полученные знания? | Делают выводы по уроку, основываясь на полученные знания | |
9. | Домашнее задание (1 мин.) | Предлагает в рабочем листе написать мини-сочинение «Моя весна», употребляя притяжательные местоимения. Разгадать кроссворд. | | | | | | | | | П | | | | | | | | | | | | | | | 1. | Р | о | д | | | | | | | | | | | | | | И | | | | | | | | | | | | 2. | м | е | с | Т | о | м | е | н | и | е | | | | | | | | | | Я | | | | | | | | | | | 3. | п | а | д | е | Ж | | | | | | | | | | | | | | | | А | | | | | | | | | | | | | | | 4. | Т | в | о | я | | | | | | | | | | | | | Е | | | | | | | | | | | | 5. | ч | и | с | Л | о | | | | | | | | | | | | | | | Ь | | | | | | | 6. | о | п | р | е | д | е | л | е | Н | и | е | | | | | | | | | | | | | | Ы | | | | | | | | | | | | | | 7. | в | Е | с | н | а | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Непостоянный признак у местоимений, прилагательных, глаголов прошедшего времени. Часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество. Название форм грамматического имени, выражающих отношения имен между собою или имен к другим словам в речи. «Твой» в форме женского рода Непостоянный признак, имеющий форму единственную и множественную. Второстепенные члены предложения: дополнение, обстоятельство и ….. Время года, о котором шла речь на уроке | | |
10. | Рефлексия (3мин.) | Учитель предлагает оценить свою работу на уроке 1. Сегодня я узнал… 2. Я понял, что… 3. Теперь я могу… 4. Я приобрел… 5. У меня получилось… 6. Я смог… 7. Мне понравилось… Выставление оценок с комментированием | Проводят рефлексию, оценивают свою работу и работу одноклассников | |