СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье обозначена актуальность проблемы профессионального самоопределения молодежи, рассмотрены факторы, оказывающие влияние на выбор будущей профессии, проведен анализ рынка труда Свердловской области, обозначены наиболее востребованные профессии на данной территории.

Просмотр содержимого документа
«ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»

УДК
БДК


Пархоменко Алена Игоревна
учащаяся 11 класса,
МБОУ СОШ №64,
г. Нижний Тагил [email protected]
Руководитель: Дегенгарт А.В.

АННОТАЦИЯ: В данной статье обозначена актуальность проблемы профессионального самоопределения молодежи, рассмотрены факторы, оказывающие влияние на выбор будущей профессии, проведен анализ рынка труда Свердловской области, обозначены наиболее востребованные профессии на данной территории.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессия, профессиональное самоопределение.


Parkhomenko Alena Igorevna,

student of 11th grade,

school № 64,

Nizhny Tagil

[email protected]

PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH


ABSTRACT: This article indicated the urgency of the problem of professional self-determination of youth, describes the factors that influence the choice of future profession, the analysis of labour market Sverdlovsk region, marked the most popular profession in the territory.

KEYWORDS: profession, professional self-determination.

В настоящее время современная молодежь живет в условиях динамичного развития общества, которое оказывает многозначное воздействие на различные стороны ее жизнедеятельности. Социализация российской молодежи в начале XXI вв. протекает под влиянием разнонаправленных факторов: политических перемен в стране; трансформации ценностно-нормативной системы; новой социальной дифференциации в обществе; изменения шкалы престижности профессий и т.д.

Одной из главных и острых проблем молодежи является выбор своего дальнейшего профессионального пути. Проблема профессионального самоопределения стояла перед молодёжью всегда, а сегодня она особенно актуальна, так как быстро изменяющиеся условия рынка труда ведут к тому, что большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы, более 30% из них поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам. О многих новых профессиях молодёжь практически не имеет информации. Некоторые выпускники школ поступают в университет только для того, чтобы просто получить диплом о высшем образовании. Отрицательные последствия данных процессов очевидны, наблюдаются проблемы, связанные с трудоустройством, то есть возникает несоответствие структуры подготовки кадров и потребностей в них народного хозяйства, противоречие между рынком труда и рынком специалистов.

Представления молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия решений о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные», «выгодные». Тогда как в действительности экономика развивается таким образом, что потребность в рабочих профессиях, особенно квалифицированных, не уменьшается, а растет. Мобильность рыночной экономики, постоянно изменяющийся спрос на ту или иную профессию создают такие условия, в которых молодежь часто нуждается в квалифицированной помощи профессионального самоопределения.

На сегодняшний день отсутствует согласованная система воздействия на социально-профессиональное самоопределение молодого поколения. В большинстве образовательных учреждений профессиональному самоопределению молодежи уделяют недостаточное внимание или не уделяют вовсе, как правило, данная подготовка ограничивается несколькими занятиями педагога-психолога, но их, как правило, бывает недостаточно для изучения своих склонностей, личностных качеств, индивидуальных особенностей.

В отечественной психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Исследованиями в области профессиональной ориентации и профконсультирования занимались такие ученые, как: Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, С.Н. Чистякова; разработкой основных положений деятельностного подхода: А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейна. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение – это осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией. [1, с. 321]

Процесс профессионального самоопределения происходит длительное время, зачатки его зачастую формируются в детском возрасте, когда дети начинают в игровой форме познавать мир профессий. На протяжении этого периода происходит не только профессиональное и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности.

Когда в подростковом возрасте встаёт вопрос о выборе профессии, то на этот выбор влияет также и множество других факторов.

Первым фактором, на наш взгляд, является родительское давление. Когда подростки начинают задумываться, кем бы они хотели быть,  родители помогают им в выборе профессии. Но иногда помощь перерастает в давление, которое может помешать определению будущей личности. Нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. Важнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Второй фактор – это социальное давление. Современная молодёжь, в отличие от предшествующих поколений, значительно большее значение придаёт условиям жизни, предпочитая профессии, которые приносят высокие заработки.

Третий фактор – «за компанию» с друзьями. Часто подброски, не определившись с выбором профессии, идут в те профессиональные учреждения, что и его товарищи. В подростковом возрасте дружеские связи очень крепкие и могут сильно влиять на выбор профессии. Поэтому можно дать общий совет: выбирайте для себя ту профессию, которая соответствует вашем интересам и совпадает с интересами общества, в котором мы живем.

Четвертый фактор – несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии. Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).

Пятый фактор неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах.

Шестой фактор - устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии. Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

Седьмой фактор - незнание социально-географических особенностей города, области. Для каждого местности характерен свой род деятельности, поэтому перед выбором профессии следует изучить характеристики области, города. К примеру, Свердловская область является индустриальной территорией, где преобладает промышленное производство, богатые природные ресурсы, крупные транспортные потоки, солидный научный и человеческий потенциал. В связи с чем, выбор профессии необходимо осуществлять, учитывая данные особенности. [2]

Проведя анализ литературы, мы выявили, что в 60-е годы XX века молодёжь интересовали профессии умственного труда; в 80-е годы для молодых людей, основополагающим фактором выбора профессии была её социальная ценность, а также качества личности, присущие представителям этой профессии, её принципы, нормы отношений [3, с. 97]

На сегодняшний день перспективы развития Свердловской области связаны с дальнейшим развитием и повышением конкурентоспособности металлургии, тяжелого, химического, энергетического машиностроения, нефтехимии путем реконструкции и модернизации действующих производств и строительства новых предприятий, обеспечивающих глубокую переработку минерально-сырьевых ресурсов и внедрение ресурсосберегающих технологий, а также освоением производства высокотехнологичной наукоемкой продукции, в особенности в таких отраслях, как энергетика, материаловедение и электротехника, приборостроение, транспортное машиностроение, строительная индустрия, пищевая и перерабатывающая промышленность.

Увеличение количества строительных проектов дает все основания предполагать, что возглавят рейтинги востребованных профессий на ближайшее десятилетие строительные специальности. В ближайшей перспективе будет спрос на производственных специалистов, особенно в сочетании со знанием иностранного языка, владением экономическими и юридическими знаниями. И, наоборот, спрос на менеджеров-экономистов со знанием производства технологии. На сегодняшний день область компьютерного обеспечения удерживает лидирующие позиции на рынке труда. Одна из самых высокооплачиваемых специальностей в сфере IT технологий – web-дизайнер. По – прежнему, востребованные на рынке труда остаются профессии переводчик и лингвист. Наряду с европейскими языками, также востребованы специалисты со знанием восточных языков. Профессии врача и педагога не потеряют своей актуальности. Также на ближайшее время прогнозируется потребность в ученых в сферах машиностроения, пищевой промышленности, медицине, инженерии и IT-программирования.

На основании вышеизложенного, в связи с динамично развивающимися условиями жизнедеятельности населения, перед образовательными учреждениями стоит приоритетная задача организации работы по содействию в профессиональному самоопределению учащихся. Профессиональное самоопределение — многолетний процесс, это не единичное решение, а цепочка различных решений, принимаемых на протяжении определенного времени, при этом каждый шаг связан с предыдущим и последующим.
Поскольку современный рынок труда требует новых широких и гибких знаний, умений и навыков, то задачей образовательных учреждений является формирование и развитие у молодого человека таких способностей, которые позволили бы ему комфортно адаптироваться к быстро изменяющимся социальным условиям и создавать новое социальное пространство; стоит задача научить учащихся самостоятельному взаимодействию с динамичным миром профессионального труда.


Список литературы


  1. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / - Екатеринбург: Деловая книга, 2005.- 463 с.

  2. Информационный портал занятости населения Минтруда РБ: [Электронный ресурс]. Уфа, 2006–2015. URL: http://www.bashzan.ru/posts/4282 (Дата обращения: 08.02.2015)

  3. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда / –  М.: Издательство «Институт практической психологии», 2008. – 352 с.

  4. Старикова Л.Н. Профориентация и профессиональное самоопределение студентов средней профессиональной школы: [Электронный ресурс].
    Пермь, 2009. URL: http://www.dissercat.com/content/proforientatsiya-i-professionalnoe-samoopredelenie-studentov-srednei-professionalnoi-shkoly#ixzz3S8u4vqESt (Дата обращения: 08.02.2015)