СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Маленькие помощники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: повысить   эффективность формирования употребления предлогов в речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Маленькие помощники"»

Министерство просвещения Российской Федерации

Управление образования администрации г. Орла

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 комбинированного вида

тел./факс: 44-12-46

302038 г. Орел, ул. Рощинская, 35 semicvetik-17@yandex.ru



















Категория: внедрённый

База выполнения проекта: старшая группа «В»

комбинированной направленности, количество человек -16

Автор проекта:

Рулева Александра Сергеевна

воспитатель МБДОУ детский сад №17







Орёл 2020

Паспорт проекта «Маленькие помощники».

Проблема заключается в поиске и реализации новых оптимальных игр для формирования предложных конструкций в речи дошкольников, способствующих наиболее эффективным результатам в формировании грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Актуальность. Для старших дошкольников с недоразвитием речи употребление предлогов представляет значительные трудности. Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. У детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, поэтому у них плохо сформированы пространственные понятия. Наблюдаются многочисленные искажения употребления падежных форм, родовых и числовых окончаний, сложности в построение предложений. В самостоятельной речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, но даже и здесь у них присутствуют ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании различных частей речи.

Авторами-исследователями предложены разнообразные, весьма эффективные приемы развития грамматического строя речи в дошкольной образовательной организации, однако, с развитием науки и практики, теории и технологий, возникает необходимость обновления арсенала средств, используемых педагогами для развития речи дошкольников. Как показывает наш опыт, современного дошкольника бывает сложно увлечь игрой или занятием, если они лишены новизны или привлекательности для них. Одним из средств, повышающих привлекательность содержания занятий для детей, являются включение в них интерактивных, компьютерных игр и мультимедийных презентаций. Компьютер давно стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, без которой невозможно ни обучение, ни общение, ни развитие. Огромным достоинством информационных технологий является выраженная вариативность предлагаемых ребенку форм взаимодействия, возможность получения обратной связи и поддержки активности участников.

Поэтому, мы решили внедрить в учебный процесс интерактивные компьютерные игры для улучшения формирования у дошкольников предложно- падежные конструкции в речи. Использование этих игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной. Происходит формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, так как мозг ребенка выполняет одновременно несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцами, а также активизирует умственную деятельность. Повышается самооценка ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно. У детей развиваются такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость.

Цель проекта: повысить эффективность формирования употребления предлогов в речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи проекта:

  1. Научить понимать пространственное значение предлогов.

  2. Сформировать представление о предлоге как отдельном слове.

  3. Совершенствовать умение составлять предложения с предлогами по картинке, демонстрации действий.

  4. Обучать составлять разные виды сложных предложений, сочинять небольшие рассказы.

  5. Продолжать развивать все компоненты речи.

Ресурсы:

  • Материально- технические:

  • Групповые помещения с необходимым оборудованием.

  • Компьютерная техника.

  • Интерактивные игры.

  • Мультимедийные средства. 

  • Информационные:

  • Интернет ресурсы.

  • Методическая литература по формированию грамматического строя речи.

  • Финансовые:

  • Укрепление материально- технической базы согласно финансово-хозяйственному плану.

Этапы проекта:

Подготовительный. Сентябрь 2018 года

  • Выявление проблемы и определение путей ее решения.

  • Изучение научно – методической литературы по данной проблеме.

  • Уточнение перспективного плана.

  • Приступить к разработке интерактивных компьютерных игр.

  • Изучение современных информационных технологий.

Практический. Октябрь 2018 год – апрель 2019 год

  • Познакомить детей со схемами предлогов.

  • Разработать интерактивные компьютерные игры «Маленькие помощники».

  • Познакомить детей с целью, правилами и инструкцией игр.

  • Проводить занятия с использованием интерактивных игр.

Итоговый. Май-2019 год

  • Прохождение интерактивной игры «Весёлое путешествие».


    В ходе нашей деятельности мы выделили основные направления использования интерактивных игровых и информационных технологий в работе по развитию грамматического строя речи – это проведение медиазанятий с использованием мультимедийных презентаций и использование готового контента игр, онлайн игр и упражнений, которые имеют обучающий и развивающий характер. Указанные игры, в частности, представлены на интерактивном педагогическом портале «Мерсибо».

Проведение занятий, построенных на основе мультимедийных презентаций, созданных в Microsoft PowerPoint, позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного и речевого развития и значительно повысить эффективность педагогического воздействия. Особый интерес для детей представляют презентации, являющиеся интерактивными, позволяющие ребенку быть активным участником происходящего, дающие возможность получить обратную связь. В рамках подобных презентаций ребенок является не сторонним наблюдателем, а активным участником процесс. Например, после правильного выполнения задания педагога, ответ появляется на слайде, таким образом, предоставляя детям в реальном времени материальное подтверждение их правоте. И наоборот, если задание выполнено не верно, действие не происходит, ребенок старается, решая игровую задачу, выполнить задание педагога быстро и правильно.

В интерактивных играх происходит компиляция, соединение движения, звука, красок, что положительно влияет на усвоения материала. Кроме того, возможность быть активным участником происходящего в игре – а именно это означает интерактивность, повышает мотивацию детей к правильному выполнению заданий, тем самым, повышая эффективность обучения. Если ребенок правильно отвечает на вопрос или выполняет задание в игре, он вознаграждается веселой музыкой или сюрпризным моментом, что мотивирует его к продолжению выполнения заданий, формирует положительный стереотип речевого действия, происходит быстрый переход изучаемого материала в хранилище долговременной памяти.

Формы обучения:

  • индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение ребенком поставленных перед ним задач;

  • парная форма используется для решения заданий в паре;

  • групповые или подгрупповые, если задания выполняются всеми участниками одновременно:

Методы интерактивного обучения (пассивные, активные, интерактивные).

Не секрет, что в наше время многим детям больше нравятся компьютерные игры, чем познавание азов наук. Несмотря на все многообразие вариантов интерактивных игр, способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

  1. Подбираются задания и упражнения по возможностям детей.

  2. Дошкольника педагог знакомит с целью, которую надо достичь.

  3. Задания должны быть четко и доступно сформулированы.

  4. Детям объясняют правила игры, дают им четкие инструкции.

  5. По окончанию игры анализируются результаты.

Правила игры:

  1. Нужно выбрать правильную картинку, нажать на нее курсором.

  2. Если картинка выбрана правильно, то она переместится в нужное место, если неправильно, то увидите, что она замигает.

  3. Выполняя действия, ребенок проговаривает, что он делает.

  4. Если задания выполнены правильно в конце вылетает смайлик.




Поэтапный план реализации проекта.


Задачи

Мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (должность)

Познакомить со схемами предлогов, учить детей определять пространственное расположение предметов, развивать внимание память.

Игра «Запомни».

Октябрь 2018

Практическое усвоение предлогов и различение их схем.

воспитатель

Сформировать пространственное расположение предметов, выраженное предлогом НА; учить составлять предложения с предлогом НА; уточнить, что «маленькое слово» НА появляется тогда, когда предмет находиться наверху.

Игра «Выполни действие».

Октябрь

2018

Способность правильно употреблять в речи предлог НА. Овладение навыком составления предложений по демонстрации.


воспитатель

Уточнить, что, когда предмет находится под чем – нибудь появляется «маленькое слово» ПОД. Учить составлять предложения по картинкам с предлогом ПОД.

Игра «Котенок».

Ноябрь 2018

Умение составлять предложения с предлогом ПОД, правильно употреблять его в речи.

воспитатель

Продолжать учить составлять предложения, добавлять нужный пропущенный предлог.

Игра «Скажи, куда мы положили».

Ноябрь 2018

Умение дифференцировать предлоги НА-ПОД.

воспитатель

Формировать пространственное расположение предметов, выраженное с помощью предлога В. Учить составлять предложения с этим предлогом.

Игра «Собери рюкзак в школу»

Декабрь 2018

Знание предлога В. Умение составлять предложения с ним.

воспитатель

Упражнять детей в различение предлогов В и НА, упражнять в составление предложений с ними.

Игра «Подбери схему».

Декабрь 2018

Способность дифференцировать предлоги.

воспитатель

Учить ребенка определять пропущенный предлог (В, НА, ПОД) в предложение.

Игра «Веселый паровозик».

Январь

2019

Знание предлогов, умение их употреблять в речи.

воспитатель

Обучать детей составлять предложения по опорным картинкам с предлогом С.

Игра «Кто с кем?».

Январь

2019

Умение правильно употреблять предлог С.

воспитатель

Закрепить навык практического употребления в речи предлога ПО.

Игра «Отправляемся в путешествие».

Февраль

2019

Овладение навыком практического употребления предлога ПО.

воспитатель

Научить правильно, употреблять предлог ЗА, упражнять в составлении предложений по картинкам.

Игра «Репка».

Февраль 2019

Умение правильно употреблять предлог ЗА.

воспитатель

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом К. Учить ребенка составлять предложения по двум опорным картинкам с этим предлогом.

Игра «Куда подошла бабушка».

Март

2019

Освоение пространственных отношений, выраженных предлогом К.

воспитатель

Учить составлять предложения по двум опорным картинкам с предлогом ОТ.

Игра «Кто кого боится?»

Март

2019

Овладение навыками составления предложений по двум опорным картинкам.

воспитатель

Научить детей составлять предложения с глаголами-антонимами, заменяя в заданном предложении предлог К на ОТ.

Игра «Наоборот»

Апрель

2019

Умение составлять, предложения применяя предлоги.

воспитатель

Закрепить схемы предлогов, уметь дифференцировать их.

Игра «Не ошибись».


Апрель

2019

Умение дифференцировать схемы предлогов.

воспитатель

Обобщить и уточнить знание детьми предлогов. Учить составлять небольшие рассказы с предлогами.

Игра «Путешествие»

Май

2019

Достаточный уровень знаний предлогов.

воспитатель

Определить уровень употребления предложных конструкций в речи.

Игра «Весёлое путешествие»


Май

2019

Определение уровня формирования предложных конструкций в речи.

воспитатель




Ожидаемый результат:

  • Усвоение пространственного значения предлогов.

  • Формирование правильного согласования слов с помощью любых предлогов, падежных и родовых окончаний.

  • Овладение навыками употребления простого распространенного предложения с однородными дополнениями, подлежащими.

  • Составление разных видов сложных предложений.

  • Овладение навыками составления рассказов.

Конечный продукт проекта:

  • Разработка серии интерактивных игр «Маленькие помощники».

  • Перспективный план работы на 2018-2019 учебный год.

  • Разработка конспектов по формированию предложно-падежных конструкций для детей старшего дошкольного возраста.

Диагностический инструментарий: Обследование правильности усвоения предложно-падежных конструкций детьми является одним из моментов исследования состояния сформированности грамматического строя языка. За основу диагностического обследования я взяла диагностические методики Рудаковой Н. П., Громовой О.Е., Бессоновой Т.П. и Грибовой О.Е. Методика обследования включает в себя 3 серии заданий.

Первая серия направлена на выявление уровня развития оптико-пространственной ориентировки. 

Вторая серия заданий направлена на понимание значения предлогов, выражающих пространственные взаимоотношения двух предметов. В этой серии исключаются показывающие ситуации.

Третья серия включает задания на обследование правильности употребления предлогов и падежей в экспрессивной речи.

Наш практический опыт позволяет утверждать, что интерактивные игровые технологии обучения при грамотном применении могут существенно повышают эффективность рабаты педагога по формированию грамматических средств языка детей, стимулировать эмоционально-мотивационное звено речевой деятельности дошкольников. При условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций, игр и упражнений в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность. В своей последующей деятельности мы постараемся расширить арсенал используемых интерактивных технологий, так как их возможности в развитии речи детей сложно переоценить.


Литература.

  1. Рудакова Н.П. Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Автореферат /. — М., 2005.

  2. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» СПб.: Издательство «Акцент».1998.

  3. Яцель О.С. учимся употреблять предлоги в речи. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2007.

  4. http://logopedochka.blogspot.ru/

  5. https://multiurok.ru/files/proekt-igraia-razvivaemsia.html

  6. https://sad42mogilev.schools.by/pages/sozdanie-interaktivnyh-igr-dlja-doshkolnikov-v-powerpoint






















Приложения
























Работа детей в паре.

Игра «Игра: «Скажи куда положили?».


















































Индивидуальная форма работы.

Игра: «Собери рюкзак в школу».



Подгрупповые занятия.

Игра: «Веселый паровозик».





5