Неттина Е.С.
2020г.
Направление программы | Познавательно-речевое |
Образовательная область | «Познавательное развитие» формирование целостной картины мира. |
Освоение содержания образовательных областей. | «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие» |
Название проекта | «Масленица широкая» |
Тип проекта | Краткосрочный, познавательно-творческий. |
Участники проекта | Дети старшей группы. Воспитатели. Родители воспитанников. Музыкальный руководитель. |
Виды деятельности | Игровая, познавательно – исследовательская, речевая, двигательная, коммуникативная, музыкальная, изобразительная. |
Средства реализации | Рисунки и фотографии на которых запечатлены дети во время народных гуляний, праздничных мероприятий. Репродукции картин Н.Фетисова «Широкая Масленица», В.Сурикова «Взятие снежного городка». Художественные и познавательные книги. Фланелеграф. Пластилин, бумага, клей, краски, карандаши. Декорации. Музыкальное сопровождение. Баян и другие музыкальные инструменты; солнышко, Масленица (кукла) |
Срок реализации проекта | 25 февраля-2 марта |
Цель проекта | Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица) |
Задачи проекта | Обучающие: 1.Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами. 2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов. Развивающие: 3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом. Воспитательные: 4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии. 5. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведении совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно-воспитательное пространство детского сада. |
Актуальность: | Тема проекта «Масленица широкая» является актуальной. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, пляски, сказки, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Усвоение традиционных культурных эталонов не только с детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями. |
Мероприятия подготовительного этапа | 1.Разработка содержания проекта, составление плана работы. 2. Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие). 3. Изготовление атрибутов. 4. Диагностика детей по данной теме. 5.Подбор материалов для продуктивной деятельности, заучивание закличек, русских народных песен. |
Мероприятия практического этапа | Реализация проекта через образовательные области: Познавательное развитие: НОД «Масленица», Беседы «Народные праздники на Руси» совместная деятельность: сюжетно-ролевые игры «Мы идем в гости», «К нам гости пришли», загадывание загадок о весне и о зиме Речевое развитие: Чтение художественной литературы: «Зимовье зверей», «Масленица», «Госпожа Метелица». Разучивание масленичных частушек, песен, закличек. Прослушивание музыкальных композиций: «Как на Масленой недели», «Ой, блины мои блины» Социально – коммуникативное развитие: Тематические беседы просмотр картины В Сурикова «Взятие снежного городка» просмотр мультфильмов «Смешарики. Масленица» Художественно – эстетическое развитие: рисование: «Масленицу провожаем» лепка: «Ой, блины, блиночки» труд: изготовление поделки «Куклы-обереги» Конструирование «Масленичное солнышко» прослушивание русской народной музыки , совместный праздник детей и их родителей. Физическое развитие : подвижные игры «Горелки», «Карусель» хороводная игра «Плетень» народная игра -забава «Ручеек». Работа с родителями Консультация для родителей: «Масленичная неделя». |
Мероприятия заключительного этапа | 1. Праздничное развлечение «Проводы русской зимы» с совместным чаепитием с блинами 2. Диагностика детей. (Уточнить объем знаний детей о Масленице) 3. Подведение итогов проекта (Обработка и оформление материалов проекта) 4. Оформление выставки рисунков «Масленицу провожаем» |
Анализ ресурсов | 1) временные: - занятия в соответствии с программными и санитарными требованиями, - время, отведённое на свободную деятельность детей. 2) информационные: - использование возможностей интернета в поиске информации, - консультации (на уровне ДОУ) по педагогическому проектированию, - знакомство родителей с материалами проекта, - телевизор, книги, журналы. 3) организационные: - организация совместной работы детей и родителей по тематике проекта, - определение критериев эффективности реализации проекта, 4) материально-технические: - подготовка оборудования к музыкальному празднику. |
Результаты-продукты | - конспекты занятий - рисунки детей - консультация для родителей |
Перспективы дальнейшего развития проекта | - Участие в конкурсе «Самый лучший проект» среди педагогов детского сада. - Размещение материалов проекта на сайте ДОУ, на других сайтах |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: В ходе реализации проекта воспитанники нашей группы познакомились с историей народного праздника Масленица, узнали о праздновании Масленицы в древней Руси и настоящее время. Дети с удовольствием заучивали песни, заклички, загадки, поговорки о Масленице. Рисовали и лепили Масленицу. На прогулке дети с удовольствием играли в народные игры - забавы; водили хороводы . Родители наших детей приняли активное участие в выпечке блинов к чаепитию, в проведении праздника на детского сада . Проект был направлен на воспитания патриотических чувств через знакомство с национальной культурой и традициями , на расширение знаний о народном празднике Масленица.
1. Программа «От рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
2. Комплексные занятия. По программе «Ор рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы ,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой. Старшая группа / Н.В.Лободина.-изд. 2-е. Волгоград 2013
3. Планирование ООД воспитателя с детьми. Технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы ,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой. Декабрь-февраль. Старшая группа. Автор-составитель Н.В.Лободина. изд-во «Учитель» Волгоград 2017
4.Перспективное планирование но программе «Ор рождения до школы» » под редакцией Н.Е.Вераксы ,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.
5.Скоролупова О.А. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Технология внедрения ФГОС ДО. Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие для педагогов. Часть2. Изд. Скрипторий. 2003
6. «Окружающий мир» В.Ю.Дьяченко
7. «Знакомство дошкольников с народной культурой »А.Я.Чебан, Л. Л. Бурлакова
8. «Календарные и народные праздники в детском саду» Г.А.Лапшина 9. «Бабушкины забавушки »Л.Н.Карпова
10. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет»М. Б . Зацепина.