Краеведение – социальнозначимое и необходимое в работе с детьми, его значение трудно переоценить: знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать создателем своей малой родины.
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края;
Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать;
Воспитывать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Месяц | Тема | Виды деятельности | Формы и методы работы | Результат |
Сентябрь | «Мой детский сад» | Познавательная Речевая Чтение худ. литературы Игровая Двигательная Продуктивная | Экскурсии по детскому саду Д/игра: «Кому что нужно для работы» Беседа «Профессии работников детского сада» Чтение А. Барто «Игра в стадо», «Кошка-невидимка» Разучивание стихотворения «Повар» С/р игра «Детский сад» П/игра «Кухня» Раскраски «Профессии» | Альбом «Профессии детского сада» |
Октябрь | «Мой дом» | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Продуктивная | Беседа «Дом, в котором мы живем» Д/игра «Сложи картинку» «Парные картинки Игровая ситуация «Где люди живут» П/игра «Золотые ворота» Потешки Конструирование «Дом для великана и дом для гномика» | Альбом «Город мой, какой ты разный…» |
Ноябрь | «Моя семья» | Познавательная Чтение худ. литературы Игровая Двигательная Продуктивная | Беседа «Семейная фотография» Д/игра «Маленькие помощники» Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…» С/р игра «Семья» п/игра «У дедушки Трифона» стихотворение О.Поскребышева «Наша семья» Пермяк Е.А. «Как Маша стала большой» Рисование «Портрет моей семьи» | Альбом «Моя семья» |
Декабрь | «Моя улица» | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Продуктивная | Беседа «Город, в котором я живу» Рассматривание альбома с фотографиями «Мой родной город» Беседа «Улицы, по которым мы ходим» Рассматривание альбома «Транспорт моего города» Д/игра «Улица» «Дорога» Беседа «Транспорт на наших улицах» С/р игра «В троллейбусе» П/игра «Птицы и автомобили» «Еду-еду» Коллективная аппликация «Вот какая улица!» | Альбомы «Транспорт в истории города» «Улицы моего города» «Мой любимый город» |
Январь | Предметы народного быта | Познавательная Игровая Двигательная | Познавательная игра «Знакомство с предметами быта» Рассматривание альбома «Предметы народного быта Урала» Знакомство с предметами быта в горнице (лавка, люлька, половики, прялка, веретено) Д/игра «Угадай предмет» «Назови предмет» С/р игра «Приходите в гости» П/игра «Корзинки» «Трубочки» | Альбом «Такие загадочные предметы быта» |
Февраль | «Уральская кухня» «Предметы кухонной утвари» кухонной | Познавательная Речевая Игровая Продуктивная | «Старинная уральская кухонная утварь» Беседа «Что любили кушать наши бабушки и дедушки» Пальчиковая игра «Каша» С/р игра «Семья обедает» Лепка «Ах, картошка!» | Альбом «Уральская кухня и кухонная утварь» |
Март | «Одежда народов Урала» | Познавательная Игровая Двигательная Продуктивная Театрализованная | Рассматривание альбома «Уральский костюм» (кофта, юбка, сарафан) Рассматривание альбома «Обувь жителей Урала» Д/игра «Сундучок одежды» С/р игра «Семья» П/игра «Иголочка и ниточка» Рисование «Укрась одежду узорами» «Вот как Маша нарядилась» | Альбом «Одежда и обувь народов Урала» |
Апрель | | Познавательная Речевая Игровая Чтение худ. литературы Театрализация Моделирование Продуктивная | Беседа «Кто живет в лесах родного города» Д/игра «Домино-животные» «Чьи детки?» Словесная игра «Коза рогатая» «Летает - не летает» Составление описательных рассказов о животных П/игра «Хохлатка» «Сорока-сова» «У медведя во бору» | Макет «Скотный двор» «Дикие животные» |
| | | Потешки о животных Вагнер Н.П. «Сказки кота Мурлыки» Театрализация потешек о животных Макеты «Скотный двор» «Дикие животные» Лепка «На скотном дворе» Рисование по трафаретам «Дикие животные» | |
Май | «Растения родного края» | Познавательная Игровая Чтение худ. литературы Речевая Продуктивная | Рассматривание альбома «Что растет у нас в лесу, что растет у нас в саду?» Д/игра «Лото-растения» «С какого дерева листочек?» «Узнай по вкусу» С/р игра «Зоопарк» Настольная игра «Овощи и фрукты» Д/игра «Сложи картинку» П/игра «Роща растет» Сапгир Г.В. «Леса-чудеса» «Раз-горох, два-горох» Словесная игра «Дерево-кустарник» Загадки о растениях Составление описательных рассказов о растениях. Раскраски «Цветы Урала» | Альбом «Растения Урала» Гербарий «Растения на территории детского сада» Альбом «Фрукты и овощи в наших садах» |
Месяц | Тема | Виды деятельности | Формы и методы работы | Результат |
Сентябрь | «Мой детский сад» | Познавательная Речевая Чтение худ. литературы Игровая Двигательная Продуктивная | Экскурсии по детскому саду Д/игра «Кому, что нужно для работы» «Угадай профессию» «Кем быть» Беседа «Профессии работников детского сада» Чтение А. Барто «Игра в стадо», «Кошка-невидимка» Разучивание стихотворения «Врач», «Воспитатель» С/р игра «Детский сад» П/игра «Кухня» Раскраски «Профессии» | Альбом «Кем быть?» |
Октябрь | «Мой дом, моя улица» | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Продуктивная | Беседа «Дом, в котором мы живем» Беседа «Улицы, по которым мы ходим» Рассматривание альбома «Здания нашего города» «Опасности на улицах города» Д/игра «Сложи картинку» «Парные картинки» «Найди отличия» «Ребенок и улица» Игровая ситуация «Где люди живут» П/игра «Мыши в кладовой» «Лиса в курятнике» Потешки Конструирование «Дом для великана и дом для гномика» Рисование «Дом моей мечты» | Макет «Улица, дорога, перекресток» |
Ноябрь | «Мой любимый город» | Познавательная Чтение худ. литературы Игровая Двигательная Продуктивная | Беседа «Город, в котором я живу» Беседа «Транспорт на наших улицах» Рассматривание альбома с фотографиями «Мой родной город» Рассматривание альбома «Транспорт моего города» Чтение стихов о родном городе местных авторов Д/игра «Улица» «Дорога» С/р игра «В троллейбусе» «Магазин одежды» «Салон красоты» П/игра «Летим, плывем, едем» «Еду-еду» Конструирование «Мой город» | Альбомы «Транспорт в истории города» «Улицы моего города» «Мой любимый город» Макет «Мой любимый город» |
Декабрь | «Мой любимый край» | Познавательная Игровая Двигательная Чтение худ. литературы | Беседа «Свердловская область» Беседа «Карта Свердловской области» «Горы, реки, озера» Рассматривание альбома «Достопримечательности Свердловской области» «Памятники природы нашей области» С/р игра «Мы едем, едем, едем…. по области родной» П/игра «Грушка» «Ровным кругом» Чтение и рассматривание книг «Окрестности Свердловска» «Кладовая Урала» «Сказы П.Бажова» Поляков С.А. «Сны в лесной избушке» | Макет «Полезные ископаемые Урала» Альбом «Богатства Уральских гор» |
Январь | Герб и флаг | Познавательная Игровая Продуктивная | Беседа «Символы твоего города» «Почему у города такой герб и флаг?» Д/игра «Собери герб» «Собери флаг» «Часть и целое» П/игра «Флажок» Рисование «Придумай свой герб» | Герб и флаг города в уголке краеведения |
Февраль | «Каменск-Уральский – многонациональный город» | Познавательная Чтение худ. литературы Игровая Двигательная Продуктивная Театрализация | «Жители нашего города» «Костюмы народов Среднего Урала» «Знакомство с предметами быта» «Старинная уральская кухонная утварь» Рассматривание альбома «Предметы народов быта Урала» Знакомство с предметами быта в горнице (лавка, люлька, половики, прялка, веретено) Горская А.Б. «Твой город N» Д/игра «Угадай предмет» «Назови предмет» «Что для чего?» «Сундучок одежды» С/р игра «Приходите в гости» П/игра «Корзинки» «Иголочка и ниточка» Рисование «Уральские узоры» | Альбомы «Такие загадочные предметы быта» «Уральский костюм» |
Март | «Уральская кухня» | Познавательная Речевая Чтение худ. литературы Игровая Продуктивная | Беседа «Что любили кушать наши бабушки и дедушки» Пальчиковая игра «Каша» Чтение сказки «Каша из топора» С.Георгиев «Главный секрет» С/р игра «Семья обедает» Д/игра «Что нужно для компота?» «Приготовим салат» «Четвертый лишний» Лепка «Ах, картошка!» | Альбом «Уральская кухня и кухонная утварь» |
Апрель | «Животные родного края» | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Чтение худ. литературы Театрализация Моделирование Продуктивная | Беседа «Кто живет в лесах родного города» Д/игра «Домино-животные» «Чьи детки?» Словесная игра «Коза рогатая» «Летает - не летает» Составление описательных рассказов о животных П/игра «Зайцы и волка» «Веселый воробей» «У медведя во бору» Потешки о животных Вагнер Н.П. «Сказки кота Мурлыки» Гроссман М.С. «Орлик» Театрализация потешек о животных Макеты «Скотный двор» «Дикие животные» Лепка «На скотном дворе» Рисование по трафаретам «Дикие животные» | Альбомы «Птицы нашего края» «Животные нашего края» Макет «Дикие животные наших лесов» |
Май | «Растения родного края» | Познавательная Игровая Двигательная Чтение худ. литературы Речевая Продуктивная | Рассматривание альбома «Что растет у нас в лесу, что растет у нас в саду?» Д/игра «Лото-растения» «С какого дерева листочек?» «Узнай по вкусу» Настольная игра «Овощи и фрукты» Д/игра «Сложи картинку» П/игра «Роща растет» Сапгир Г.В. «Леса-чудеса» «Раз-горох, два-горох» Горская А.Б. стихи, загадки Словесная игра «Дерево-кустарник» Загадки о растениях Составление описательных рассказов о растениях Раскраски «Цветы Урала» | Альбом «Растения Урала» Гербарий «Листочки уральских деревьев» |
Месяц | Тема | Виды деятельности | Формы и методы работы | Результат |
Сентябрь | «Каменск-Уральский» «Промышленность нашего города» | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Театр. деятельность Экспериментирование Трудовая деятельность | НОД: «Геральдика» С/р игра: «Путешествие по городу» Д/игра: «Найди отличия» «Найди свой город» «На каком заводе изготовлено» Лото: «Флаги» «Что за чем следует» П/игры: «Пятнашки» «Охотники и утки» (русская народная) Х/игра: «Веснянка» (русская народная) «Ворон» Аппликация: «Флаг и Герб» Чтение: «Медведь и пчелы» (башкирская сказка) (Хр. с.7) «Лиса-сирота» (башкирская сказка) (Хр. с.15) Режиссерская игра: «Конструируем завод будущего» (О. Бизикова «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» с.69) Экскурсия: в музей алюминиевого завода Опыты: «Определи какой это металл» Труд: Помочь детям младшей группы убрать мусор с участка. | Карта нашего города Коллекция «Продукция из алюминия» Макет завода будущего |
Октябрь | «Известные люди Каменска-Уральского» (писатели, художники, краеведы, народные умельцы) | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Театр. деятельность Трудовая деятельность | НОД: «Известные люди Каменска-Уральского» С/р игра: «Больница» (аптека, скорая помощь) Д/игра: «Кому что нужно для работы» «Какими профессиями славится наш город» «Спортивные достижения» «Кто это?» П/игры: «Гуси-лебеди» (с.12) «Обыкновенные жмурки» «Карусели» Х/игра: «Урожайная» «Солнышко, ведрышко…» (малой подвижности) Рисование: «Зарисовки об известных людях» Конструирование: «Мы создаем…» (из «Лего») Чтение: «Индустрия Каменска» «Каменску-Уральскому 300 лет» «Ворона-Карабута» (заучивание) Заучивание стихов об уральцах «Поэты Урала» (Л. Татьяничева) Театр. деятельность: «Досуг известных людей» Труд: Приводим огород в порядок. | Создание альбома о профессиях в городе Каменске-Уральском |
Ноябрь | «Урал мой край родной» (животные и растения) | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Театр. деятельность Экспериментирование | НОД: «Животный и растительный мир края» С/р игра: «Зоопарк» Д/игра: «Из чего сделано» «Найди животных нашего края» Лото: «Животные» П/игры: «Филин и пташки» (с.14) «Кот и мыши» (с.18) «Лисичка и курочки» (с.78) «Хитрая лиса» Х/игра: «Купим мы бабушке» Рисование: «Шиповник» Лепка: «Животные нашего края» Чтение: книга «Родная природа» «Серебряное копытце» П.Бажов «Ёж» М.Пришвин Заучивание стихов о животных и растениях края «Зайчик» М.Клокова «Медвежата» П.Воронько «Белка» А.Прокофьев «Яблонька» Е.Благинина Рассматривание альбомов «Жизнь животных», «Энциклопедия о животных» , Красная книга Урала» Экскурсия: «Байновский сад» (изменения в природе) Театр. деятельность: придумывание сказок «Жизнь животных» (пальчиковый театр) Опыт: «Холод – тепло» «Растения пьют воду» | Альбом «Лекарственные растения Урала» Создание Красной книги Макеты природных сообществ «Лес», «Луг», «Водоем» |
Декабрь | «Что спрятано в горах Урала» | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Театр. деятельность Экспериментирование Трудовая деятельность | НОД: «Богат уральский край» С/р игра: «Гномики – кладоискатели» Д/игра: «Рассмотри и назови» «Кому что нужно для работы» «Узнай и расскажи» «Узнай на ощупь» П/игры: «Пятнашки» «Веревочка» (малой подвижности) «Лисичка и курочки» (с.78) «Юрта» (башкирская игра) (с.38) «Палка-кидалка» (башкирская игра) (с.40) «Из рук в руки» (игра с камешками) (с.64) Х/игра: «Где был Иванушка» Пластилинография: «Горные памятники Урала» Бросовый материал: «Что спрятано в уральских горах» Чтение: «Огневушка-Поскакушка» П.Бажов «Мой Урал» Н.Куштум (заучивание) «Раз, два, три, четыре» (заучивание старинной считалки) (с.73 РН п/и) Загадывание загадок о камнях. Рассматривание альбомов, открыток о памятниках природы. Экскурсия: музей В.Шевалева Театр. деятельность: обыгрывание сказки «Огневушка-Поскакушка» Опыт: «Песок и вода» Труд: Постройка лабиринта из снега. | Макет «Горы Урала» |
Январь | «Народы, живущие на Урале» | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Театр. деятельность Трудовая деятельность | НОД: «Народы живущие на Урале» С/р игра: «К нам гости пришли» (татары, башкиры) Д/игра: «Это кто?» (национальность) «Догадайся, кто приготовил» (национальные блюда) «Найди костюм» «Забавные картинки» (собери национальный костюм) П/игры: «Юрта» (башкирская игра) (с.38) «Летит – не летит» (малой подвижности) «Веревочка» «Продаем горшки» (татарская игра) (с.73) «Из рук в руки» (игра с камешками) (с.64) Х/игра: «Пошла, млада за водой» Аппликация: «Создание костюма» (по желанию детей) Конструирование: «Юрта» (мех, ткань, бросовый материал) Книжки-раскраски «Укрась наряд» Чтение: «Кошка и белка» (удмуртская сказка) (Хр. с.21) «Умная девушка» (татарская сказка) (Хр. с.28) «Шанежка» (заучивание удмуртского стихотворения) (с.29 ) Театр. деятельность: инсценирование «Умная девушка» (татарская сказка) «Гуля-голубок» (удмуртская народная песенка) (О. Бизикова «Развитие диалогической речи дошкольников в игре») Труд: Изготовление головных уборов для театральной деятельности (русских, татарских, башкирских). | Макет «Юрта» |
Февраль | «Культура и искусство народов Урала» | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Театр. деятельность | НОД: «Путешествие в мир народного творчества» (считалки, прибаутки, дразнилки, загадки, заклички) С/р игра: «К нам гости пришли: народный хор, герои сказок Урала» Д/игра: «Эмоции» «Найди и скажи» «Лоскутки из бабушкиного сундука» «Народные праздники» П/игры: «Заря-зарница» (с.23) «Волк» (с.28) «Колечко» (русская народная) (с.60) «Классы» (с.34) Х/игра: «Во поле береза стояла» Рисование: «Скоморохи» Аппликация: «Русский костюм» (женский, мужской) Конструирование (оригами): «Девичьи головные уборы» «Предметы домашнего быта» Чтение: «Голубая змейка» П.Бажов «Урал» Л.Татьяничева (заучивание) «По красоте, по скрытой силе…» Л.Татьяничева (заучивание) Театр. деятельность: «Уральские посиделки» Развлечение «Фольклорно-познавательный вечер» (заклички, шутки, дразнилки) | Создание альбома (словотворчество) |
Март | «Народно-декоративное искусство Урала» | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Театр. деятельность Экспериментирование Трудовая деятельность | НОД: «Наша русская изба» С/р игра: «Горенка» Д/игра: «Узнай и расскажи» «Славянская изба» «Назови правильно» «Что было раньше, что теперь» П/игры: «Ищем палочки» (бурятская игра) (с.43) «Соломинки» (малой подвижности) «Жмурки» (с.12) «Стой олень» (Коми) (с.58) Х/игра: «Купим мы бабушке» Рисование: «Красна изба углами» Аппликация: «Цветок-сказка» Чтение: «Глупый котенок» (удмуртская сказка) (Хр. с.24) «Торопливый ножик» Е.Пермяк (Хр. с.155) «Снесла кукушка яйцо» (заучивание из книги Каменских поэтов «Ворона-Карабута» Экскурсия: Дом туризма «Уральская изба» Театр. деятельность: «Глупый котенок» (разыгрывание сказки) Опыт: «Песок хорошо пропускает воду, а глина нет» Труд: Изготовление подарка для мамы «Весенние цветы». | Макет «Изба» |
Апрель | «Музыкальные инструменты Урала» | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Театр. деятельность Трудовая деятельность | НОД: «Знакомство с русским народным оркестром» С/р игра: «Посиделки» Д/игра: «Узнай музыкальный инструмент» «Славянская изба» «Назови и расскажи» «Узнай по звуку» «Громко-тихо» П/игры: «Блуждающий мяч» (с.29) «Третий лишний» (малой подвижности) «Липкие пеньки» (с.40) «Горелки с платочком» Х/игра: «Веснянка» Рисование: по сказке «Кот, петух и лиса» Аппликация: «Инструменты нам знакомы…» Конструирование: «Фабрика народных инструментов» (бросовый материал) Чтение: «Медвежья травка» (Ханты) (Хр. с.36) «Стаял снег в лесу…» (заучивание из книги Каменских поэтов «Ворона-Карабута» Театр. деятельность: «Голоса» (драматизация татарского фольклора) (О. Бизикова «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» с.12) Труд: «Подарки малышам» (бросовый материал) | Создание альбома «Музыкальные инструменты народов Урала» |
Май | «Природные памятники нашего края» | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Театр. деятельность Экспериментирование Трудовая деятельность | НОД: «Природные памятники Урала» С/р игра: «Путешествие по берегам Исети» Д/игра: «Узнай и расскажи» «Наша коллекция камней» «Отличи и расскажи» (памятники архитектуры и природы) П/игры: «Журавли-журавли» (татарская игра) (с.52) «Телефон» (природные памятники) (малой подвижности) «С камушка на камушек» «Невод» (Коми) (с.59) Рисование: «Путешествие по горам, по долам….» Аппликация: «Пейзажи нашего города» (берега реки Исети) Лепка: «Уральские самоцветы» Чтение: «История родного края» Г.Кулагин «О памятниках природы Урала» К.Пысин Заучивание стихов поэтов Урала (сборник) Экскурсия: на реку Исеть Опыт: «Замерзшая вода двигает камни» «Как разрушаются горы» Труд: Поможем малышам расчистить участок от мусора | Создание макета «Уральские горы» «Каменные ворота» |
Месяц | Тема | Виды деятельности | Формы и методы работы | Результат |
Сентябрь | «Мой город» | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Театр. деятельность Экспериментирование | НОД: «Геральдика города, области, России» «Предприятия нашего города» С/р игра: «Мы строители своего города» «Экскурсия по родному городу (гид)» Д/игра: «Узнай Уральцев» «Это Каменск или нет» «Расскажи про свой край» «Славянская семья» П/игры: «Краски» (малой подвижности) (с.59) «Охотники и утки» (русская народная) «Цепи кованы» (русская народная) Х/игра: «Кукушка» Рисование: «Праздничный салют» (нетрадиционные техники) Аппликация: «Профессии будущего» Конструирование: «Детский сад будущего» Чтение: «Курица и ястреб» (башкирская сказка) (Хр. с.8) «Хан и Алдар» (башкирская сказка) (Хр. с.12) Режиссерская игра: «Интервью о родном городе» (ролевой диалог на заданную детьми тему) (О. Бизикова «Развитие диалогической речи дошкольников в игре») Экскурсия: «В парк культуры и отдыха» Опыты: «Вода-пар» «Вода нужна всем» | Создание макета «Город будущего» (бросовый материал) |
Октябрь | «Известные люди Каменска-Уральского» (писатели, краеведы, народные умельцы) | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Театр. деятельность Трудовая деятельность | НОД: «Известные люди Каменска-Уральского» С/р игра: «Школа» Д/игра: «Кому что нужно для работы» «Какими профессиями славится наш город» «Найди школьные принадлежности» «Рассмотри и расскажи» П/игры: «Третий лишний» «Палочка-выручалочка» «Золотые ворота» (малой подвижности) «Гори-гори ясно» Х/игра: «Водолей» Рисование: «Вернисаж» Конструирование: Создание первой страницы книги» Чтение: журнал «Компаньон» (профессии) журнал «Каменск-Уральский 300 лет» «Ворона-Карабута» Заучивание стихов об уральцах «Поэты Урала» (Л. Татьяничева) Режиссерская игра: «Экскурсия в краеведческий музей» Труд: Посади дерево | Составление книги об известных людях Каменска |
Ноябрь | «Урал мой край родной» (Красная книга Урала) | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Экспериментирование | НОД: «Растения Урала» С/р игра: «Ботанический сад» Д/игра: «Узнай лист по описанию» «Узнай и расскажи» «Лекарственные растения» «Кому что нужно» «Сравни лиственные и хвойные растения» П/игры: «Пчелки и ласточки» (с.28) «Птицелов» (с.28) «Выше ноги от земли» «Море волнуется» (малой подвижности) Х/игра: «Пошла млада за водой» Рисование: «Осенний коллаж» (штриховка) Аппликация: «Растение занесенное в Красную книгу» Лепка: «Угощение народов Урала» (соленое тесто) Чтение: книга «Урал – кладовая земли» «Каменный цветок» П.Бажов «Старый тополь» Екимцев (заучивание) «Березка» И.Семенов (заучивание) Рассматривание коллекции лекарственных растений, злаковых. Рассматривание книги «Красная книга Урала» С.Лавров Экскурсия: «На берег реки Исети» Опыт: «У растения внутри есть вода» | Создание книги «Растительный мир Урала» |
Декабрь | «Богатство родного края» (недра) | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Театр. деятельность Экспериментирование Трудовая деятельность | НОД: «Что спрятано в горах Урала» С/р игра: «Горняки» Д/игра: «Рассмотри и расскажи» «Узнай по описанию» «Узнай на ощупь» П/игры: «Колечко» (малой подвижности) (с.61) «Летает, не летает» (с.61) «Медный пень» (башкирская игра) «Стрелок» (башкирская игра) (с.41) «Верты» (игра с камешками) (с.64) Х/игра: «Уральский хоровод» Пластилинография: «Серебряное копытце» Аппликация: по сказам П.Бажова (по замыслу) Чтение: Загадывание загадок о камнях. Рассматривание альбомов, открыток. Экскурсия: в музей В.Шевалева Театр. деятельность: обыгрывание сказки «Серебряное копытце» П.Бажова Опыт: «Замерзшая вода двигает камни» Труд: Постройка сказочного домика. | Круглый стол «Богатство родного края» |
Январь | «Народы, живущие на Урале» | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Театр. деятельность Трудовая деятельность | НОД: «История заселения людей на Урале» «Люди пришли на Урал» С/р игра: «Мы едем по уральской земле» (татары, башкиры, удмурты, Коми) Д/игра: «Узнай по описанию» «Библиотека» (по книгам народов Урала) «Дом мод» «Найди где, чей костюм» «Создай национальный наряд» П/игры: «Займи место» (с.76) «Волк и ягнята» (бурятская)(с.43) «Золотые ворота» «Море волнуется» (малой подвижности) Х/игра: «Как пошли наши подружки» Аппликация: «Мастерская по изготовлению одежды» (составление узора на русский костюм) Конструирование: «Русская изба» (бросовый материал) Пластилинография: «Мастерская головных уборов» Чтение: «Охотник и змея» (удмуртская сказка) (Хр. с.23) «Гульчечек» (татарская сказка) (Хр. с.29) «Из-за речки Вятки» (заучивание удмуртского фольклора) (с.27 ) Театр. деятельность: обыгрывание «Девочка-Доропашко» (удмуртская потешка) Труд: Изготовление куклы в русском национальном костюме | Макет «Русская изба» |
Февраль | «Писатели и поэты Урала» | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Театр. деятельность | НОД: «Выдающиеся люди – художники, поэты, писатели» С/р игра: «Посещение картиной галереи» «Типография» Д/игра: «Узнай героя произведения» «Из какого произведения эти строки»» П/игры: «волк и ягнята» (с.43) «Коршун» (с.25) «Шлепанки» (русская народная) (с.33) «Молчанка» (малой подвижности) Рисование: по сказкам Д.Мамина-Сибиряка Аппликация: «Герои сказов П.Бажова» Конструирование (оригами): «Девичьи головные уборы» «Предметы домашнего быта» Чтение: «Алёнушкины сказки» Д.Мамин-Сибиряк «Белое ушко» Г.Сотников «Урал» В.Кузнецов (заучивание) «Когда говорят о России» Л.Татьяничева (заучивание) Режиссерская игра: по сказам П.Бажова Развлечение «КВН» (художники, писатели, поэты) | Создание художественной галереи (юные художники Урала) |
Март | «Народно-декоративное искусство Урала» | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Театр. деятельность Экспериментирование Трудовая деятельность | НОД: «Народные умельцы Урала» (каслинское литье, колокола) С/р игра: «Мастерская уральских умельцев» Д/игра: «Узнай и расскажи» «Найди каслинское кружево» «Мастерская умельцев» «Найди уральскую роспись» П/игры: «Ловишки в кругу» (с.22) «Охота на оленей» (Коми) (с.58) «Бабки-ложышки» (бурятская) (с.43) «Дятел» (малой подвижности) (с.64) Х/игра: «Земелюшка-чернозем» Рисование: «Храмы нашего города» Аппликация: «Колокола нашего города» Конструирование: «Уральские умельцы» (из проволоки) Чтение: «Золотой волос» П.Бажова «Звезды» (удмуртская сказка) (с.25) «Чужая калитка» Пермяк Экскурсия: Дом туризма Театр. деятельность: диалогическая речь «Чужая калитка» Опыт: «Как разрушаются горы» Труд: Изготовление подарка для мамы | Макет «Храм нашего города» |
Апрель | «Музыкальные инструменты народов Урала» | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Театр. деятельность Трудовая деятельность | НОД: «Знакомство с музыкальным творчеством народов Урала» С/р игра: «На празднике народов Урала» Д/игра: «Узнай из какого произведения» «Назови и расскажи» «Узнай по звуку» «С чем можно сравнить» (звучание голосов природы) П/игры: «Салки-пятнашки» «Альчики» (Коми) (с.54) «Городки» (малой подвижности) «Гонки мяча» (с.32) Х/игра: «Водолей» Рисование: «Рисование под музыку» (татарская, башкирская) Лепка: «Музыкальные инструменты» (барельеф) Конструирование: создание музыкальных инструментов (бросовый материал) Чтение: «Пройдоха» (Манси) (Хр. с.36) «Из-за речки Вятки» (заучивание удмуртского фольклора) «Дождик» (с.28) «В неком месте, славном царстве» (заучивание из книги Каменских поэтов «Ворона-Карабута» Театр. деятельность: «Лисонька» (драматизация башкирского фольклора) Труд: Изготовление музыкальных инструментов для малышей | Создание альбома «Музыкальные инструменты народов Урала» |
Май | «Архитектурные памятники Урала» | Познавательная Речевая Игровая Двигательная Худож. продуктивная Чтение худ. литературы Театр. деятельность Экспериментирование Трудовая деятельность | НОД: «Знакомство с архитектурными памятниками нашего города» «Знакомство с архитектурными памятниками нашего края» С/р игра: «Путешествие в прошлое города» (архитектура) Д/игра: «Узнай и расскажи» «Это Каменск или нет» «Расскажи про свой край» «Славянская семья» П/игры: «Ловля оленей» (с.60) «Смешной телефон» «Котел» (Мордова) (с.63) Рисование: «Достопримечательности нашего города» «Придумай герб нашему городу» Аппликация: «Краеведческий музей» Лепка: «Укрась избу наличниками» Конструирование: «Старый Каменск» (бросовый материал) Книжки-раскраски «Архитектурные памятники Каменска-Уральского» Чтение: «Каменский железный завод» «Каменск-Уральский» Заучивание стихов поэтов Урала (сборник) Беседа «Исторические места Каменска» Рассматривание исторического атласа Урала Экскурсия: в краеведческий музей Опыт: «Как разрушаются горы» «Прыгающая монетка» Труд: «Памятник погибшим войнам» (школа № 16) | Создание объемной композиции «Дом на улице Красных Орлов» |