Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
Исследовательская работа:
«Орфографический словарь первоклассников»
Исполнитель:
Кондрашина Анастасия
ученица 2 класса
Руководители проекта:
Сабирова Альфира Рафановна -
учитель начальных классов
п. Карпушиха
2023 г.
Оглавление.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………..4
1.1. Что такое орфографический словарь…………………………………...4
1.2. История появления орфографического словаря..……………………..4
1.3. Категории словарей……………………………………………………..5
1.4. Виды словарей…………………………………………………………...6
Глава 2. Практическая часть………………………………………………....7
2.1. Орфографический словарь русского языка 1 класса………………...7
2.2. Психологические особенности первоклассников……………………..7
2.3. Мой орфографический словарь………………………………………….8
2.4. Эксперимент с учениками 1 класса…………………………………….8
2.5. Картинный орфографический словарь………………………………….8
2.6. Анализ письменных работ……………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………..9
Список литературы…………………………………………………………….10
Приложения………………………………………………………………...11-16
Введение
Актуальность выбранной темы: Грамотная письменная речь – неотъемлемая часть жизни современного интеллектуально развитого человека. При ведении деловой переписки строго недопустимы ошибки в написании слов. На уроках русского языка мы изучаем определенные правила орфографии. Орфограммы бывают проверяемые и непроверяемые. Проверяемые орфограммы при письме требуют подбора проверочных слов. Иначе обстоят дела с непроверяемыми орфограммами, которые необходимо запоминать. Такие слова называют словарными. На уроках мы часто пишем словарные диктанты с предварительной подготовкой на уроках и дома. Я заметила, что многие ребята нашего класса пишут такие диктанты плохо. Они не могут запомнить непроверяемую орфограмму в слове. А как же первоклассники справляются с такими заданиями? Я решила облегчить, хотя бы в 1 классе, способ запоминания словарных слов и определила тему проекта: «Орфографический словарь первоклассника».
Цель: создать картинный орфографический словарь первоклассника.
Задачи:
1. Узнать историю появления орфографического словаря;
2. Рассмотреть разные виды словарей;
3. «Оживить» орфограмму в словарном слове;
4. Провести эксперимент с учащимися 1 класса
Объект исследования: орфографический словарь первоклассника.
Предмет исследования: непроверяемая орфограмма в слове.
Гипотеза: слово с картинкой запоминается малышам легче и быстрее.
Методы: работа с литературой, Интернет-ресурсами;
анкетирование.
Глава 1. Теоретическая часть. 1.1.Что такое орфографический словарь.
Орфографический словарь – словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. К этим словам сложно подобрать проверочные слова, чтобы убедиться в правильности написания нужной орфограммы. Такие слова необходимо запомнить. Самая главная функция этого типа словарей – помочь правильно написать или произнести слово, написание или произношение которого вызывает затруднения. В орфографических словарях во всех словах расставлены ударения. Это способствует повышению качества не только письменной, но и устной речи. Орфографический словарик – отличный помощник для грамотного письменного или устного общения с окружающими. Это приобретение, которое пригодится не только во время обучения в школе, но и на протяжении учебы в институте, при деловой переписке на работе или при обмене личными сообщениями.
Приложение 1
1.2.История появления орфографического словаря.
Словари в России появились давно. Самый старый словарик (его в старину называли «азбуковник») относится к 11 веку. Это список из 174 слов, приложенный к своду законов г. Новгорода. Первый печатный словарь был издан в 1596 году и содержал 1061 слово, а в 1627 году (его тогда называли «Лексикон») содержал 6982 слова. Первый орфографический словарь – это «Справочный указатель» 1885 года, который содержал в себе примерно три тысячи слов. Автором этой работы был филолог - профессор Императорского Александровского университета Я. К. Грот. «Справочный указатель» был приложением к «Русскому правописанию». Это была первая попытка систематизировать особенности русского правописания, выделить нормативные варианты и собрать эти знания вместе. В 1918 г. было пocoбиe «Moй cлoвapик»- кpaткий cпpaвoчник пo нoвoмy пpaвoпиcaнию для yчaщиxcя - aвтop B. Флepoв. В 1921 гoдy opфoгpaфичecкий cпpaвoчник И. Уcтинoвa, дoпoлнeнный yпpaжнeниями для paзвития peчи, a тaкжe cлoвapь для yчaщиxcя cpeднeй шкoлы. B 1945 гoдy вышeл oтдeльный cлoвapь, пocвящeнный пpaвилaм yпoтpeблeния бyквы «ё». Eго aвтopы, K.И. Былинcкий, M.B.Cвeтлaeв и C.E.Kpючкoв, пpивeли бoлee чeтыpex c пoлoвинoй тыcяч пpимepoв cлoв c иcпoльзoвaниeм этoй бyквы. В cepeдинe 80–x гoдoв XX вeкa вышли в свет слoвapи пoд peдaкциeй знaмeнитoгo лингвиcтa Д.Э. Poзeнтaля, в кoтopыx paccмaтpивaлось cлитнoe и paздeльнoe нaпиcaниe cлoв, a тaкжe пpaвильнoe yпoтpeблeниe пpoпиcныx и cтpoчныx бyкв в нaчaлe cлoвa.
Приложение 2
1.3. Категории словарей.
Словарей существует огромное количество. Для простоты использования их подразделяют на следующие группы. Основными разновидностями орфографических словарей являются:
Школьные – словари, которыми пользуются ученики школ. Обычно имеют удобный формат изданий, бывают карманного размера. Они наиболее распространены и подходят для дополнительного изучения русского языка.
Отраслевые – имеют достаточно узкую направленность. В таких словарях указаны слова, их написание, возможное использование в определенных профессиональных кругах. Например, «Музыкальный энциклопедический словарь» – содержит основную терминологию и наиболее используемую лексику среди профессиональных музыкантов и любителей музыки.
Словари-справочники – служат для использования в корректорской и редакторской работе над текстами.
Общие - используются при возникновении определенных проблем написания слов. Например, дефисное, раздельное или слитное написание слов. Приложение 3
1.4. Виды словарей.
Я рассмотрела виды словарей в поселковой и школьной библиотеках. Толковый словарь — это «царь» всех словарей, словарь словарей. Толковый словарь содержит в себе слова и объясняет их лексическое и фразеологическое значение.
Орфоэпический словарь - словарь, отражающий нормы произношения и ударения.
Фразеологический словарь — это словарь, содержащий устойчивые выражения и словосочетания. Сюда же относятся крылатые фразы, пословицы и поговорки.
Этимологический словарь раскрывает этимологию слов и морфем, содержит информацию о фонетических и семантических изменениях слова во времени, углубляется в историю рождения слова или словосочетания.
Словарь синонимов помогает подобрать синонимы, даёт толкование слов-синонимов, отмечает их стилистические особенности.
Словарь антонимов - содержит антонимические пары слов.
Словарь омонимов – описывает основные омонимические пары, при этом указывает на значение того или иного слова, особенности его употребления в речи.
Словарь иностранных слов – фиксирует не только значение слова, но и отмечает, из какого языка оно к нам пришло.
Приложение 4
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Орфографический словарь в учебнике «Русский язык» 1 класс.
Прежде чем создать свой орфографический словарь – помощник, я взяла учебник русского языка 1 класса, вспомнила перечень слов, входящих в орфографический словарь. Они записаны в алфавитном порядке. В каждом слове расставлено ударение. Всего за 4 месяца обучения ребятам предстоит запомнить 29 слов.
Приложение 5
2.2. Психологические особенности развития первоклассников.
Первоклассники недавно пришли из детского сада в школу и для них главным делом становится учёба, получение знаний через игру. Ребёнок часто говорит об игрушках. Он любит рисовать картинки, раскрашивает их яркими цветами. В учебнике рассматривает цветные иллюстрации, опираясь на них, вспоминает сюжет сказки или рассказа. На уроках математики для счета используется много наглядных картинок, предметов. «Книжка с картинками, наглядное пособие, игра с учителем – все вызывает у них бурную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта, образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки». И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново. Поэтому я решила помочь запомнить непроверяемую гласную в словарном слове, изобразив ее не буквой, а рисунком, напоминающим букву.
Приложение 6
2.3. Мой орфографический словарь.
Для своего исследования я определила 10 словарных слов: мороз, молоко, пенал, девочка, карандаш, урожай, тетрадь, собака, дежурный, корова. Я напечатала слова на листах, выделяя орфограмму отличительным цветом крупным шрифтомв текстовом редакторе MicrosoftWord, на бумаге формата А4. Поля верхнее и нижнее – по 2 см каждое, левое – 3 см, правое – 1,5 см основной текст – TimesNewRoman, кегель 14, полуторный интервал. Поставила ударение. Орфограмму выделила красным цветом.
Приложение 7
2.4.Эксперимент с учениками 1 класса.
В ходе эксперимента по запоминанию словарных слов, я приготовила для ребят загадки, подобрала картинки. Загадки дети отгадывали легко и непринужденно. Я показывала картинку. Вместе с ребятами определяли место ударения в слове, указывали количество слогов. На магнит выставляла напечатанное слово, дети произносили его орфографически и орфоэпически, устанавливая разницу в произношении и написании. Предлагала решить орфографическую задачу: можно ли проверить данную орфограмму? Составляли предложение и записывали слово в свой словарик, выделяя орфограмму красным цветом, которую нужно запомнить.
Приложение 8
2.5. Картинный орфографический словарь.
Следующий этап моего эксперимента заключался в запоминании слов, где вместо буквенной орфограммы изображена картинка. Я придумала и нарисовала цветными карандашами рисунки каждому слову. Причём старалась выполнить два условия: первое – чтобы картинка была близка значению слова, второе – напоминала силуэт буквы.
Приложение 9
2.6. Анализ письменных работ.
На магнитной доске прикрепила словарные слова на несколько дней, чтобы «сработала» зрительная память ребят. Через три дня мы записали диктант из этих слов. Результаты запоминания орфограммы в слове: 3 ученика выполнили работу хорошо, 7 учеников не справились с работой.
Через день мы написали диктант словарных слов с буквенной орфограммой. Результат изменился в лучшую сторону: 7 учеников запомнили написание слов, 3 ученика допустили ошибки.
Приложение 10
Заключение.
Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как в этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет формирование орфографических навыков учащихся. Трудности возникают при изучении словарных слов, которые требуют запоминания. Чтобы облегчить процесс обучения правописанию, можно использовать на уроках различный занимательный материал. Мой эксперимент показал, что применение картинок, рисунков при изучении слов с непроверяемыми орфограммами повышает уровень обучения, хотя бы в 1 классе. Может быть, при запоминании словарных слов в следующих классах у детей будет возникать перед глазами наглядная ассоциация, которая поможет грамотно писать словарные слова.
Интернет ресурс и литература
Никитин, Б. П., Развивающие игры / Б.П.Никитин. - М.: 2004. - 176 с.
https://fb.ru/article/422649/orfograficheskiy-slovar-eto-zalog-gramotnoy-rechi
https://fb.ru/article/256731/kakie-byivayut-slovari-kakie-byivayut-slovari-russkogo-yazyika
https://orf.textologia.ru/statyi/istoriya-poyavleniya-orfograficheskogo-slovarya/6431/?q=942&n=6431
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Категории словарей.
Приложение 4
Виды словарей
Словари в школьной бибилиотеке Словари в поселковой библиотеке
Приложение 5
Орфографический словарь русского языка 1 класса
Приложение 6
Психологические особенности первоклассников – рисунки, игры, наглядные материалы.
Приложение 8
Эксперимент с первоклассниками.
Загадки –кртинки Дети заполняют словарь
Словарь с буквенной орфограммой Словарь с картинной орфограммой
Словари ребят
Приложение 10
Анализ письменных работ
С буквенной орфограммой С картинной орфограммой.
Работы ребят
8