Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа»
Красногвардейского района Оренбургской области
Коллективный итоговый проект
«Влияние музыки на человека»
Подготовили учащиеся 6 класса
МБОУ «Никольская СОШ»
Ковтун Ксения, Мельникова Мария,
Барсегова Софья, Копанец Виктория,
Савенкова Карина
Руководитель:
Гайнулина Анара Бериковна,
учитель музыки
с. Никольское
2021 г.
Оглавление
Стр.
Введение 3
Общее представление о звуке 5
Воздействие музыки на человека в зависимости от стилей и направлений 6
Проектная деятельность 7
Заключение 9
Список литературы 10
Введение
«Музыка родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Его последователи проводили занятия математикой под музыку, поскольку заметили, что она благотворно влияет на интеллект человека. Аристотель утверждал, что музыка оказывает воздействие на этическую сторону души. Врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. В древнем Китае философ Конфуций средством воспитания считал три вещи: песню, музыку и обряд. Современной наукой накоплено много данных как о позитивном, так и о негативном воздействии музыкальных звуков на организм человека.
Есть мнение, что рок – это плохо, а классическая музыка – хорошо. Но на деле все гораздо сложнее. Разная музыка в разных людях вызывает разные эмоции. И далеко не все рок - баллады настраивают на саморазрушение, так же как и не все симфонии классиков – на позитив.
Оказывается, для «правильной» и «здоровой» музыки большое значение имеют различные факторы (громкость, средства воспроизведения, тембр и т.д.) Что же мы видим с вами сегодня? Современную жизнь трудно представить без музыки. Она звучит везде. Мы встаем под ее звуки каждое утро, она сопровождает нас на улицах, в общественном транспорте, в салонах автомобилей, на остановках из наушников рядом стоящих молодых людей. Производители разных фирм в большом количестве предлагают нам продукцию в виде колонок, динамиков, плееров, телефонов. И мы с удовольствием пользуемся этой продукцией. Если покупаем колонки, то помощнее, если телефон, то обязательно с функцией прослушивания музыки. Облик современной молодежи – это подросток, в джинсах, с рюкзачком за спиной и непременное условие – наушники в ушах. Так модно…Это же «прикольно»: едешь куда-нибудь и времени не замечаешь, потому что из плеера или телефона доносится любимая музыка. И настроение прекрасное, и можно не обращать внимания на окружающую обстановку, тем самым оградив себя от негатива, часто наполняющего нашу среду обитания. Или не едешь, а просто идешь на учебу, прогулку, на работу.
Нам стало интересно действительно ли музыка способна воздействовать на человека? Какую лучше слушать музыку для позитивного воздействия на состояние человека? Поэтому предметом нашего проекта мы выбрали музыку и музыкальный звук со всеми его характеристиками. А объектом исследования будут выступать участники нашего небольшого опроса.
Актуальность нашей работы заключается в том, что настоящее время практически не найти общественное место, где не звучала бы музыка. Музыка стала неотъемлемой частью радио, телевидения и его программ, видеоклипов, фильмов, и даже рекламы. Компьютерные игры тоже содержат музыку в качестве фона, саундтреков. Музыка стала все больше распространяется в массах: на улицах, в магазинах, в автобусах, такси, в супермаркетах, ресторанах, очередях и еще во многих-многих местах. У каждого из нас есть привычные любимые мелодии, которые мы с удовольствием слушаем, собираясь на работу или учебу, в метро, в автомобиле, дома. Поэтому цель нашей работы – выяснить, какую роль в жизни человека играет музыка и как она влияет на настроение, работоспособность и физиологическое состояние человека.
Работая над данной темой, мы поставили следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Практически исследовать воздействие различной музыки на учащихся и родителей;
3. Провести опрос среди учащихся 5-9 классов и родителей;
4. Обработать результаты, представить данные в виде диаграмм.
Методы исследования:
- анализ научной литературы и систематизация информации;
- опрос учащихся и родителей;
- метод математической статистики;
- обработка данных.
Гипотеза: Если музыка является неотъемлемой частью нашей жизни, то она не может не воздействовать на эмоциональное и физическое состояние человека.
Общее представление о звуке
Начнём с того, что звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества. Уже с незапамятных времён человека окружали звуки. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы. Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. На основании врождённого и приобретённого опыта, человек воспринимает звуки по-разному. Например, высокий визг был сигналом тревоги. В то же время были успокаивающие звуки - шум дождя, свист ветра.
Из вышесказанного, можно заключить, что различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. Под старость функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию.
С каждым десятилетием музыка становится быстрее и агрессивнее. Если раньше танцевальной музыкой считались фокстрот и степ, а затем твист, то позднее появились диско и евродэнс. Немного позднее получила широкое развитие электронная музыка. Это дало нам новые ритмы 140, 150, 160 ударов в минуту и более. Но известно, что организм человека не рассчитан жизнь в этих ритмах постоянно. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.
Воздействие музыки на человека в зависимости от стилей и направлений
Самое всестороннее влияние на человека оказывает классическая музыка. Именно о влиянии классической музыки на человека говорится больше всего. Ученые приписывают классическим произведениям просто чудодейственный эффект.
В отличие от классической музыки медики не рекомендуют долго слушать группы, играющие в стиле рэп, рок и хеви-метал. Об этом говорят исследования, проведенные недавно мельбурнскими учеными. Рок часто является причиной несознательной агрессии, рэп также пробуждает отрицательные эмоции, а хеви-метал и вовсе может стать причиной психических расстройств.
Что касается других жанров: блюз, джаз и регги могут вывести вас из депрессивного состояния; музыка в стили поп кому-то может поднять настроение, а кому-то испортить; мышечное и нервное напряжение снимет мелодичный рок, а тяжелый рок, наоборот, введет в ступор.
Чтобы понять, какое на вас воздействие оказывает музыка того или иного жанра, следует просто понаблюдать за своими эмоциями и ощущениями.
Народная музыка оказывает положительное влияние на человека — она отлично успокаивает, как бы возвращая людей к их историческим корням. Этническая музыка очищает пространство от негативного воздействия и открывает энергетические центры, насыщает биополе человека энергией и нормализует жизненные потоки.
Некоторые специалисты убеждены, что не только жанр, ритм и тональность произведения имеют значение, а и то, на каком именно музыкальном инструменте было сыграна мелодия. Так, например звучание струнных инструментов вызывает у человека чувство благодарности, сострадания и жертвенность.
Проектная деятельность
В процессе работы над проектом сначала мы нашли музыку на просторах интернета. Далее мы составили небольшой плэйлист с различными жанрами музыки.
Музыка, которой мы пользовались при проведении опросов:
1.Звуки природы
2.Рок музыка
3.Инструментальная музыка
4.Музыка из кинофильма
5.Народная фолк музыка
6.Танцевальная музыка
7. Классическая музыка
8. Детская музыка.
Затем мы провели сам опрос, и в нашем опросе возраст не имел значение. Мы опрашивали школьников, родственников, друзей, знакомых. И единственный вопрос, который мы задавали опрашиваемым, был «Опишите эмоции, которые вы испытываете при прослушивании данной композиции».
Ответы были самые различные: для кого-то одна композиция была веселой и энергичной, а для другого агрессивной и громкой; кому-то нравилась классическая музыка, а кому-то рок-музыка. Мы объединили все положительные и отрицательные отзывы, подсчитывали количество одинаковых или похожих ответов. Всего опрошенных было 23 человека.
После подсчетов мы внесли все ответы в одну таблицу, и вот что у нас получилось:
Таблица ответов
| Композиции |
Ответы(кол-во) | Звуки природы | Рок музыка | Инструментальная музыка | Музыка из кинофильма | Народная музыка | Танцевальная музыка | Классическая музыка | Детская музыка |
Положительные | 20 | 7 | 20 | 5 | 20 | 12 | 19 | 19 |
Негативные | 2 | 14 | 3 | 8 | 1 | 8 | 2 | 3 |
Нейтральные | 1 | 2 | 0 | 10 | 2 | 3 | 2 | 1 |
Из данных таблицы видно, что у слушателей больше позитивных эмоций вызвали композиции «Звуки природы», инструментальная музыка, классическая музыка и детская музыка. То есть можно сделать вывод, что эти жанры музыки оказывают положительное влияние на человека, на его настроение, физическое и эмоциональное состояние.
Заключение
Гипотеза, выдвинутая нами:
«Если музыка является неотъемлемой частью нашей жизни, то она не может не воздействовать на эмоциональное и физическое состояние человека», в ходе проектной работы подтвердилась.
Полученные результаты диагностики воздействия музыки на физиологическое состояние человека подтвердили общее предположение.
Терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времен и нашли научное подтверждение в наше время. Поскольку воздействие на организм при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как этого достигать, необходимы.
Подростки должны знать, что роль музыки в нашей жизни действительно огромна. В одних случаях она просто улучшает настроение, в других – расслабляет и умиротворяет. Положительные эмоции, которые мы испытываем, слушая приятные мелодии, концентрируют внимание, активизируют работу центральной нервной системы и стимулируют интеллектуальную деятельность.
Проведенные эксперименты и обзор литературы позволили нам не только сделать правильные выводы о влиянии музыки на человека. Мы узнали о свойствах музыкального звука и о влиянии музыки различных направлений на организм человека.
Подводя итог нашему проекту, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, принесет радость, здоровье и наслаждение!
Список литературы
Лобанова Е,А. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки // Образование в современной школе. 2005. №9. С. 44-57.
Райгородский Б.Д. Что может музыка // Музыка в школе. 2004. №4. С.61-62.
Соболева А.Е. Верный помощник учителя-музыка // Директор школы.2008. №8. С.95-99.
https://ayfaar.ru/articles/vliyanie_zvuka_i_muzyki_na_soznanie_i_zdorove_cheloveka
https://constructorus.ru/zdorovie/vliyanie-muzyki-na-cheloveka.html
https://psihomed.com/vliyanie-muzyki-na-cheloveka/